N°234 20 декабря 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Тщательный, не скорый труд Завершился фестиваль к 75-летию Родиона Щедрина
Фестиваль Щедрина -- яркий и успешный проект филармонического сезона. Несколько дней полные залы, разнообразные программы, воодушевленная публика и аплодисменты, переходящие в овацию звездной паре -- композитору и его музе Майе Плисецкой. Фестиваль начался в сентябре московской премьерой оперы «Очарованный странник» (2002) в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинского театра под управлением Гергиева.
Полнометражный монографический фестиваль -- резюме, в котором проступает творческая биография автора. Составленный из произведений преимущественно последних лет фестиваль создал образ человека, много сделавшего в жизни и до сих пор полного созидательной энергии, направляемой волевыми усилиями в нужное русло. Опера «Боярыня Морозова» (2006), камерная инструментальная музыка, симфонические полотна («Диалоги с Шостаковичем», 2001), знаковый для своего времени балет «Анна Каренина» (1972), концерты (Пятый фортепианный, 1999, и посвященный Башмету и исполненный им альтовый, 1997) -- все это создает образ универсального мастера, которому интересны все жанры. Миссия Щедрина в искусстве проявилась на фестивале отчетливо. Щедрин -- один из тех, возможно, даже единственный, кто продолжает работать в традиционных академических жанрах и формах. Смена эпох, которая началась не сегодня, композитора не коснулась: он продолжает утверждать ценности того времени, когда казалось, что классические формы и классический язык вечны. Базовые свойства музыки Щедрина сформированы советской эпохой, которая в свою очередь вдохновлялась XIX веком: опора на хорошую литературу (многие произведения написаны на знаковые сюжеты русской классической словесности), тактичная дружба (прямое или опосредованное обозначение) с национальным фольклором, использование пусть и сильно усложненного, но традиционного музыкального языка и абсолютная уверенность в том, что академическая музыка -- способ общения художника с широкой и понимающей его аудиторией. Щедрин предстал не просто классиком ХХ века, но в каком-то смысле идеальным композитором завершившейся эпохи. Все его произведения излучают позитив (качество, практически утраченное музыкальным искусством), покоящийся на убеждении, что художник явился в мир, чтобы регистрировать этот мир в своем творчестве с максимальным совершенством. Произведения Щедрина -- образец композиционного мастерства. В каком-то смысле они отвечают идеалу Павла Филонова, использовавшего термин «сделанная картина». То есть искусство -- это прежде всего огромный, тщательный, не скорый труд, поражающий воображение своим умением, своей искусностью. Фестиваль Щедрина проявил это спланированное совершенство как некий универсальный принцип автора, чей жизненный путь отличается какой-то удивительной продуманностью. Произведения, посвященные выдающимся музыкантам (Ростропович, Башмет и др.), блистательные исполнители (Екатерина Мечетина, Никита Борисоглебский, Борис Андрианов на камерном концерте в Малом зале), видные оркестры (РНО с Плетневым и БСО с Федосеевым), понятные публике названия, уже до исполнения вызывающие приятные ожидания («Старинная музыка российских провинциальных цирков», 1989), -- все это неизбежно ведет к успеху у широкой аудитории, которая, несмотря на смену эпох, верна традиционным ценностям. В конечном счете фестиваль показал, что даже такая элитарная, даже эзотерическая вещь, как композиторский труд, может стать основой совершенной модели всей жизни. Что очень даже современно. |
Премьера фильма «1814» Самое сложное для сегодняшнего кинематографа -- подобрать к фильму публику, причем в достаточном количестве. Современный активный кинозритель молод, не обременен эрудицией, знает мало и мало чем интересуется, но ему нужно эффектное зрелище, с молодыми героями, динамичное, занятное, по возможности, с интригой, с эротикой, с музыкой и непременно с юмором... >>
Завершился фестиваль к 75-летию Родиона Щедрина Фестиваль Щедрина -- яркий и успешный проект филармонического сезона. Несколько дней полные залы, разнообразные программы, воодушевленная публика и аплодисменты, переходящие в овацию звездной паре -- композитору и его музе Майе Плисецкой... >>
В Эрмитаже показывают остатки роскоши античного курорта Стабии Римские олигархи предпочитали проводить летнее время на берегу Неаполитанского залива в Стабиях, где на первой линии было построено множество роскошных вилл, площадь каждой из которых превышала 10 000 квадратных метров... >>
Халед Хоссейни. «Бегущий за ветром». Перевод Сергея Соколова. М.: «Фантом Пресс», 2007... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|