Время новостей
     N°234, 20 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2007
Тщательный, не скорый труд
Завершился фестиваль к 75-летию Родиона Щедрина
Фестиваль Щедрина -- яркий и успешный проект филармонического сезона. Несколько дней полные залы, разнообразные программы, воодушевленная публика и аплодисменты, переходящие в овацию звездной паре -- композитору и его музе Майе Плисецкой. Фестиваль начался в сентябре московской премьерой оперы «Очарованный странник» (2002) в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинского театра под управлением Гергиева.

Полнометражный монографический фестиваль -- резюме, в котором проступает творческая биография автора. Составленный из произведений преимущественно последних лет фестиваль создал образ человека, много сделавшего в жизни и до сих пор полного созидательной энергии, направляемой волевыми усилиями в нужное русло. Опера «Боярыня Морозова» (2006), камерная инструментальная музыка, симфонические полотна («Диалоги с Шостаковичем», 2001), знаковый для своего времени балет «Анна Каренина» (1972), концерты (Пятый фортепианный, 1999, и посвященный Башмету и исполненный им альтовый, 1997) -- все это создает образ универсального мастера, которому интересны все жанры.

Миссия Щедрина в искусстве проявилась на фестивале отчетливо. Щедрин -- один из тех, возможно, даже единственный, кто продолжает работать в традиционных академических жанрах и формах. Смена эпох, которая началась не сегодня, композитора не коснулась: он продолжает утверждать ценности того времени, когда казалось, что классические формы и классический язык вечны. Базовые свойства музыки Щедрина сформированы советской эпохой, которая в свою очередь вдохновлялась XIX веком: опора на хорошую литературу (многие произведения написаны на знаковые сюжеты русской классической словесности), тактичная дружба (прямое или опосредованное обозначение) с национальным фольклором, использование пусть и сильно усложненного, но традиционного музыкального языка и абсолютная уверенность в том, что академическая музыка -- способ общения художника с широкой и понимающей его аудиторией.

Щедрин предстал не просто классиком ХХ века, но в каком-то смысле идеальным композитором завершившейся эпохи. Все его произведения излучают позитив (качество, практически утраченное музыкальным искусством), покоящийся на убеждении, что художник явился в мир, чтобы регистрировать этот мир в своем творчестве с максимальным совершенством. Произведения Щедрина -- образец композиционного мастерства. В каком-то смысле они отвечают идеалу Павла Филонова, использовавшего термин «сделанная картина». То есть искусство -- это прежде всего огромный, тщательный, не скорый труд, поражающий воображение своим умением, своей искусностью.

Фестиваль Щедрина проявил это спланированное совершенство как некий универсальный принцип автора, чей жизненный путь отличается какой-то удивительной продуманностью. Произведения, посвященные выдающимся музыкантам (Ростропович, Башмет и др.), блистательные исполнители (Екатерина Мечетина, Никита Борисоглебский, Борис Андрианов на камерном концерте в Малом зале), видные оркестры (РНО с Плетневым и БСО с Федосеевым), понятные публике названия, уже до исполнения вызывающие приятные ожидания («Старинная музыка российских провинциальных цирков», 1989), -- все это неизбежно ведет к успеху у широкой аудитории, которая, несмотря на смену эпох, верна традиционным ценностям. В конечном счете фестиваль показал, что даже такая элитарная, даже эзотерическая вещь, как композиторский труд, может стать основой совершенной модели всей жизни. Что очень даже современно.

Марина БОРИСОВА
//  читайте тему  //  Музыка