N°224
06 декабря 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.12.2007
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
«Кандинский» в кондиции
Названы лауреаты самой большой премии в области современного искусства

версия для печати
На «Винзаводе» прошла церемония награждения первых лауреатов премии Кандинского, в будущем ежегодной премии в области современного искусства. Ее учредители -- фонд «Артхроника» в сотрудничестве с Deutsche Bank. Амбиции «Кандинского» сопоставимы с амбициями английской премии Тернера -- самой престижной в мире награды в области современного искусства. Победитель главной номинации «Художник года» премии Кандинского получил сумму, сравнимую с наградой «Тернера»: 40 тыс. евро «у нас» против 25 тыс. английских фунтов «у них». Первым главным лауреатом новой премии стал Анатолий Осмоловский, в прошлом лидер политического радикализма, сегодня адепт радикального возвращения к эстетике. Победили два последних его проекта: «Изделия» и «Хлеба». «Изделия» напоминают продукцию ювелирных фирм эпохи ар-деко: нарочитый техницизм (форма отсылает к башням различных танков) не отменяет, а подчеркивает приверженность неоклассической дисциплине формы. А выставлявшиеся на самом престижном фестивале современного искусства мира -- кассельской «Документе» -- «Хлеба» делают видимой трансформацию банального в эстетическое: вырезанные из дерева пористые ломтики хлеба вдруг проявляют текстуру старых иконописных досок. С Анатолием мы часто беседуем на тему причин коррекции стратегий. Он любит говорить так: самое радикальное сегодня -- оставаться на территории собственно искусства, не примерять на себя чужие роли. Именно в искусстве любое твое послание полноценно аргументировано. Если начнешь притворяться политиком, останешься дилетантом. И еще рассказывает, с каким восторгом открывает для себя заново древнерусскую архитектуру и иконопись!

Год назад, кстати, подобную стратегию проникновения к сути эстетического сквозь коросту визуальных трюизмов я назвал contemporary classic. Занятно, что рядом с «Хлебами» Осмоловского на выставке номинантов премии Кандинского оказались работы, придуманные и созданные художниками Мариной Беловой и Алексеем Политовым как манифестация этой стратегии: театр теней на тему картин Рембрандта, уловленных в рекламных постерах фильма «Дневной дозор».

Отлично, что выбором Осмоловского главным лауреатом премии жюри подтвердило свою комплиментарность сфере чистой эстетики. Что, право, не мудрено. Ведь председатель жюри премии Кандинского Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции, с недавних пор -- куратор III Московской биеннале современного искусства. Он делал уникальные виденные мною выставки «Артемпо» в Венеции, «Дали и магия многозначности» в Дюссельдорфе. В обоих случаях залогом постижения экзистенциальной сути современного мира являлось авантюрное странствие к заповедным, загадочным, «бицарескным» сюжетам истории мирового искусства.

По странному парадоксу объявленным пару дней назад лауреатом визави «Кандинского» -- премии Тернера -- стал Марк Уоллингер, человек, жестко приверженный как раз тому, что Осмоловский сегодня презирает -- открытому социальному акционизму. В ливерпульский Тейт, где проходит выставка номинантов премии Тернера, Уоллингер перенес палаточный лагерь британского пикетчика-демонстранта Брайана Хо, требовавшего вывести британские войска из Ирака и Афганистана. Так кто сегодня кого (не) догоняет -- «Кандинский» «Тернера» или «Тернер» «Кандинского»? Увидим в следующих сериях...

В отличие от английской премии российская имеет несколько номинаций. Судя по первым итогам, это ей на пользу не пошло. Художники разделов «Молодой» и «Медиартист» награждаются куда скромнее, чем главный призер. Медиартист получает 10 тыс. евро. Молодой художник получает путевку на три месяца во флорентийскую виллу Романа. В одном случае непонятно, как стратифицировать границы медиартизма сегодня? Ведь попавшие в главную номинацию художники группы AES+F тоже работают в жанре мультимедиа. В медиальной номинации выиграл (вполне заслуженно) Владислав Мамышев-Монро, исполнивший главную роль в блестяще придуманной артинтервенции Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова: концептуальной версии легендарного фильма Григория Александрова «Волга-Волга». На страницах нашей газеты я подробно разбирал этот фильм. Главный его мессидж: обнаружение безграничных возможностей комментария карнавальной маской застывших культурных семиозисов, травестийное предъявление неправильности попыток иметь презумпцию нормы как таковой. Жаль только, лауреат один. По существу, в компанию к Монро обязаны записаться Лабазов с Сильвестровым.

В другом, «молодежном», случае вышло совсем неубедительно. И работы были присланы слабые. И действительно хорошие художники почему-то разозлили российских членов жюри и даже в лонг-лист допущены не были. И иностранные члены жюри «молодую Россию» совсем не знают. В итоге выбирать было почти некого. Победила девушка из Петрозаводска Владлена Громова с перфомансом, в ходе которого на белой, наброшенной на лицо ткани рисуется второе лицо, в нарисованный рот которого кладется яблоко, которое через простыню жуется. Как написано в пресс-релизе, работа посвящена механике формирования портретного образа. Поверим на слово. А лучше от молодежных и прочих секций «Кандинского» впредь отказываться. И пусть он будет, как «Тернер», цел и невредим!

Церемония награждения была срежиссирована Борисом Юханановым. Она очень порадовала наших интеллектуалов, всерьез обеспокоенных прецедентом с запретом вывоза работ на выставку «Соц-Арт» в Париже и реакцией на эти работы министра культуры РФ. В начале церемонии вышли два милиционера. Нежно друг друга поцеловали в мизансцене фотокомпозиции группы «Синие носы» «Эра милосердия» (именно она взбесила министра). Во время поцелуя на служившем фоном мизансцене экране высветились слова: «Поздравляю, Иваныч, с рождением сына!». И их сменила цитата из Василия Кандинского: «У каждого жеста может быть бесконечное количество интерпретаций». Этот остроумный ход, на мой взгляд, оказался кульминацией. Потом милиционеры просто надоели. Они сопровождали каждого номинанта. Выводили -- вводили -- провожали. Маячили. Честно выполняли роль вездесущего присутствия власти, всегда готовой карать и миловать по собственной прихоти. И всем было весело. А мне грустно. Мерзкие реалии нашего быта пародировать хорошо. Если мы живем как минимум в Америке с ее вековыми демократическими традициями. А когда у нас партия власти грозит своей тотальной тоталитарностью, тогда подобный юмор -- вариант примирения с положением вещей и их адаптация для нового «среднеклассового» сознания (ну как «Комеди клаб» или «Наша Раша»).

Ну это, так. Навеяло. А в важности премии Кандинского для повышения статуса культуры страны в мировом масштабе сомнений нет. Работы номинантов премии в начале будущего года отправятся в турне по выставочным залам Германии и США. Успехов!
Сергей ХАЧАТУРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.12.2007
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Названы лауреаты самой большой премии в области современного искусства
На «Винзаводе» прошла церемония награждения первых лауреатов премии Кандинского, в будущем ежегодной премии в области современного искусства. Ее учредители -- фонд «Артхроника» в сотрудничестве с Deutsche Bank... >>
  • //  06.12.2007
Седьмого декабря в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт знаменитой итальянской колоратуры Мариеллы Девиа, которую по праву называют королевой бельканто... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  06.12.2007
В Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка «Ленинградский фотоандеграунд»
На выставке представлены работы 14 ленинградских фотографов 1960--1980-х годов. Современным молодым фотографам трудно объяснить, что безобидные снимки мусорных свалок или фото уснувшего на газоне пьяницы всего немногим более 20 лет назад расценивались как преступление... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  06.12.2007
О новой книге Вадима Гаевского
«Книга расставаний» -- лирическое, пронзительное и немного печальное название дал своей книге, вышедшей в издательстве РГГУ, Вадим Моисеевич Гаевский... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  06.12.2007
Лауреатом премии "Русский Букер" за 2007 год стал Александр Иличевский со своим романом "Матисс", выпущенным в издательстве "Время". Всего в этом году на соискание премии было выдвинуто 78 произведений... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика