N°206 12 ноября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Муму» из 1984 года Малый драматический показал в Москве нестареющий спектакль
Трудно представить, чтобы гастроль петербургского Малого драматического театра не собрала в Москве полный зал -- помнится, совсем недавно на «Жизнь и судьбу» народ валил валом, не скупясь выкладывая тысячи за билет, а небогатые студенты прорывались сквозь охрану. В минувшие же выходные на Малой Бронной -- как минимум полсотни свободных мест, хотя дирекция фестиваля «Большая перемена» вовсе не заламывала цен. Конечно, «Муму» не премьера (спектаклю уже двадцать три года, но многие ли из москвичей видели его в Питере?), название не такое громкое, поставил спектакль не Лев Додин, а менее знакомый столичным торжественным тусовщикам Вениамин Фильштинский, а главное --- фестиваль все-таки детский. И пришли мамы с детьми. А гламурные театралы не пришли.
И вышло -- отлично. Был честный театр, не смущенный истошным пиаром, и в этой ситуации (всего лишь один из участников феста, в программе которого пронеслись и вполне любительские сочинения, и коллекционные монстры вроде «Синей птицы» во МХАТе имени Горького) спокойно, умело и внятно объясняющий, чем он -- Малый драматический театр -- Театр Европы все-таки так значим для страны. Качеством и не-скукой. Именно они видны в рядовом -- «детском»! -- спектакле. Историю Герасима и Муму Фильштинский вставил в оправу из «Записок охотника», и вот мучимый жаждой барин забредает в деревенский кабак, где эту самую историю ему и рассказывают посетители сего питейного заведения. Не просто рассказывают, а показывают -- пять мужиков начинают разыгрывать спектакль перед усевшимся за стол охотником. Не спектакль -- скоморошье действо: все ходят, свернувшись в комок (как в школьных капустниках изображают «гномиков»), говорят потешным голосом, и на роль барыни выбран персонаж с самыми роскошными усами. Но это только начало -- забавники вскоре отойдут на второй план, и ту же самую историю разыграют всерьез другие артисты. Впрочем, несколько раз снова будут появляться «скоморохи», напоминая, что все это только рассказ. Всерьез -- печально и насмешливо. Взгляд Фильштинского -- почти мизантропический взгляд: так грустна жизнь в московской усадьбе. Драные одежки дворовых, бессмысленные глаза баб, вечное пьянство и вполне тупое времяпрепровождение -- вот прислонится какой-нибудь человек к забору, стоит долго-полусонно, ничего не делает. Герасим -- человек-скала (Сергей Козырев) выглядит почти инопланетянином в этом унылом царстве. Он работящ -- и свои обязанности дворника исправляет верно, вот только это никому не нужно. Вот вычистил он двор -- и тут же, переваливаясь, выходит дурная девка, меланхолично выливая посреди двора помойное ведро. Кто-то уронил вязанку дров -- да так и бросил их; еще одна радостная идиотка просто села на пирог, который ей было велено барыне отнести. Герасим, лишенный речи и слуха, наделен рефлексом правильности -- его представления таковы, что ясно: ровно на таких людях и держится мир. Ну какие-то элементарные вещи -- мусор надо убирать, женщин нельзя обижать (и он аккуратно объясняет пристающему к дворовой девушке лакею, что этого делать не стоит; с тех пор лакей, едва завидев Герасима, тут же бежит в деревянную дверку сортира, то ли прятаться, то ли действительно страдая желудком). Но эти элементарные вещи настолько дики для окружающего народа, что их никто не видит, не слышит и не понимает. Ну да, конечно, спектакль ровно об этом: не Герасим глух и нем, а окружающий его народ. Образец глухоты -- барыня (Вера Быкова). Вовсе не злобная крепостница, не какая-нибудь там Салтычиха, просто вывозимая в кресле старушка, даже трогательная в какой-то момент. Она все говорит о том, как любит дворовых, полагая, что чувства взаимны. И уничтожает жизнь Герасима (сначала выдав любимую им девушку за пропойцу, а затем приказав убить неприласкавшуюся к ней собачку) просто потому, что убеждена: она все знает лучше всех. Ее правота и ее право несомненны; она знает, КАК НАДО -- и тут мы вспомним, что спектакль поставлен в 1984 году. Народ у Фильштинского не безмолвствует -- это был бы слишком добрый взгляд на такой народ. Народ разглагольствует о том, как им повезло с барыней, и соперничает друг с другом в соревновании, кто на большее готов в ее честь (в результате возникает сцена, которую иначе как садомазохистской не назовешь, -- мужики по очереди бьют друг друга розгами без всякого требования со стороны «власти» и получают от этого извращенное удовольствие). И хотя в финале идет по трансляции классический текст о том, как Герасим идет в свою деревню (его жизнь восстанавливается в прежних рамках), на сцене нет даже этого сомнительного хеппи-энда. Герасим утопил свою собачку (бросил в театральный люк -- оттуда брызнули капли воды ему в лицо), и страдание, выраженное актером в этот момент, перекрывает рамку сюжета. Режиссер двадцать с лишним лет назад поставил спектакль о беспросветности русской жизни, и нынешние подростки, кажется, восприняли его совершенно адекватно. Ну а что они веселились, когда несчастные мужики били друг друга... именно этот факт внушает некоторую надежду. |
Малый драматический показал в Москве нестареющий спектакль Трудно представить, чтобы гастроль петербургского Малого драматического театра не собрала в Москве полный зал -- помнится, совсем недавно на «Жизнь и судьбу» народ валил валом, не скупясь выкладывая тысячи за билет, а небогатые студенты прорывались сквозь охрану... >>
Бельгийский балет на Dance inversion Начинающаяся неделя будет главной для фестиваля Dance inversion -- завтра в Музыкальном театре появится национальный балет Чехии (с ним в одной из одноактовок на сцене появится прима Мариинки Диана Вишнева), а ближе к выходным одну из своих национальных легенд изложат в танце португальцы... >>
Закончился показ четырехсерийного телевизионного фильма «Война и мир» Несмотря на то что против ожиданий «Первый канал» не выставил одновременно с показом «Войны и мира» на канале «Россия» свой телесериал «Преступление и наказание», многобюджетный международный проект по экранизации графа Толстого не стал суперрейтинговым событием... >>
Современное искусство в России до сих пор остается на периферии общественного (а значит, и массмедийного) внимания... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|