N°202
02 ноября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.11.2007
Яков Уринсон: Низкая рентабельность не всегда отпугивает инвесторов
-- РАО «ЕЭС России» собирается продавать принадлежащий ему пакет акций РКС (25% плюс одна акция). Когда состоится продажа? Сколько может стоить этот пакет?

-- РАО «ЕЭС» входило в коммунальный бизнес с одобрения правительства с тем, чтобы использовать опыт наведения порядка в электроэнергетике. Вместе с нами в проект «Российские коммунальные системы» пришел целый ряд компаний -- и «Газпром», и «Интеррос», и еще несколько. Кто-то исходя из общего понимания ситуации и перспектив бизнеса в ЖКХ, кто-то исходя из коммерческих соображений. Сейчас из крупных инвесторов остались «КЭС-холдинг» (структура «Реновы» Виктора Вексельберга. -- Ред.) и мы. Определенную работу в РКС мы сделали. Я считаю, что нам вместе, конечно, с командой Виктора Вексельберга, прежде всего Михаилом Слободиным и Николаем Степановым (исполнительный директор РКС. -- Ред.), удалось наладить работу в тех регионах, где мы нашли поддержку местных властей, где удалось привлечь нормальный менеджмент.

РАО "ЕЭС России" будет продавать свою часть акций РКС в январе-феврале. Вложив всего в эту компанию 1 млрд руб. -- 250 млн руб. в уставный капитал при ее основании и 750 млн совсем недавно в ходе допэмиссии акций, -- мы реально за свой пакет можем выручить около 2 млрд руб. По крайней мере на такую стоимость нас ориентируют независимые оценщики. Вообще популярность коммунального бизнеса все время растет, несмотря на проблемы, которые есть и в законодательной, и в нормативной базе, и в технологии управления, и в системе тарифного регулирования. Расширяется круг компаний, которые им занимаются.

-- На чем основана ваша уверенность, что вам удастся продать пакет по такой высокой цене? Ведь многие олигархи все-таки выходят из коммунального бизнеса.

-- Кто-то выходит, а кто-то входит. Наша уверенность в динамике показателей самой компании РКС. Ее совет директоров недавно подвел итоги первого полугодия, они достаточно хорошие. Прогноз по выручке на 2007 год составляет почти 31 млрд руб. и 1 млрд руб. -- по чистой прибыли. И это «живые» деньги, их поступление не зависит от каких-то приходящих факторов, так как это деньги розничных плательщиков, прежде всего населения, очевидно, что электроэнергия, тепло, вода всегда будут нужны. Поэтому коммунальный бизнес -- да, тяжелый, сложный, с низкой рентабельностью, но при этом очень устойчивый, очень стабильный. Я абсолютно убежден, что с расширением правовой, нормативной базы, с упорядочением всех отношений в жилищно-коммунальной сфере он будет развиваться. И все, кто играет «вдолгую», будут входить в ЖКХ. Сегодня уже не только российские компании интересуются РКС в связи с продажей нашего пакета. Я знаю, есть европейские компании, которые очень активно интересуются участием в РКС. Европейский банк реконструкции и развития проявляет большой интерес к участию именно в коммунальном бизнесе в России. Поэтому я абсолютно убежден, что наш пакет будет пользоваться спросом. Как минимум один покупатель уже есть, он очевиден (речь идет о КЭС. -- Ред.), но, я думаю, будет больше претендентов. Я знаю, что есть много интересантов этого процесса, не только в стране, но и за рубежом -- и нас, и КЭС уведомила французская компания, которая хочет поучаствовать в покупке нашего пакета. Есть и другие компании. Называть их сейчас неправильно.

-- Вы говорите, что в коммунальном бизнесе низкая рентабельность. Не по этой ли причине все-таки олигархи не стремятся идти туда?

-- Она низкая по объективным причинам. Причем не только у нас, но и за рубежом. Это ведь регулируемый бизнес -- тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются федеральной и региональной энергетическими комиссиями. Инвестиции в коммунальном бизнесе окупаются медленно. Тем более у нас в стране, где степень износа основных фондов в коммунальном бизнесе, по государственным статистическим данным, больше 60%. Нужны серьезные вложения.

Но низкая рентабельность не всегда отпугивает. Если рентабельность низкая, но при этом она стабильна, и нет угрозы уйти в минус, инвестор, конечно, туда идет. Кстати, и большая энергетика, и, например, лекарственный бизнес тоже с низкой рентабельностью. Главное, чтобы он был устойчивый, стабильный, с понятными правилами игры. Инвесторов куда больше отпугивает, что сегодня не до конца определены правила игры в ЖКХ: закон о концессиях не действует, закон о теплоснабжении (который бы определял, кто собственник, менеджер, кто пользователь, кто и как платит -- где-то это товарищество, где-то кондоминиум, где-то сами жители, где-то МУП) не принят, нет устойчивых правил тарифного регулирования... Сегодня ведь от воли чиновников зависит, получит ли бизнес возврат на вложенный капитал в ЖКХ или нет. Но, надо отдать должное, Минэкономразвития вышло с предложением перейти в жилищно-коммунальном хозяйстве на так называемую систему тарифообразования RAB. Это когда регулирующий орган закладывает в тариф возврат вложенного капитала по заранее определенному проценту. Если такая система будет утверждена, то это, конечно, будет шаг вперед -- бизнес бы понимал, как окупятся его вложения. И наконец, как я считаю, очень важно определиться с частной собственностью в коммунальном бизнесе, с системой управления этим бизнесом.

-- В таком случае не совсем понятно, что иностранцев может привлекать в российском коммунальном бизнесе. Ведь получается, что идти в этот бизнес -- все равно что ловить рыбу в мутной воде.

-- Нет, никакой нормальный бизнесмен -- ни российский, ни крупный иностранный -- не любит мутной воды. К тому же ЖКХ -- это тот бизнес, который будет всегда. Здесь нет покупателей-монополистов (ведь, скажем, в алюминиевой промышленности очень высокий уровень рентабельности, но очень малое количество покупателей), и даже олигополистов. А это всегда бизнесу выгодно. Почему многие еще не пришли? Отпугивает как раз неопределенность в правилах игры, в нормативно-законодательной базе, о чем я уже говорил. Однако тот, кто идет первым, тот, хотя и больше рискует, но «столбит поляну» и получает более высокий доход.

-- По вашему мнению, РКС будет стремиться работать в тех регионах, где работают ТГК, в которых «КЭС-холдинг» -- крупный акционер, или будут выходить в другие регионы? Вы поддерживаете создание такой вертикальной интеграции?

-- Я думаю, что дальше РКС будут развиваться как раз по линии объединения с тепловой генерацией -- это предполагает концепция развития РКС. Но вертикальная интеграция -- это когда представлена вся цепочка: производство, транспорт, сбыт. Однако законом запрещено соединение в одном юридическом лице, у одного собственника транспорта и генерации. Этого не будет. Но если территориальная генерирующая компания, которая занимается теплоснабжением, имеет того же собственника, что и «дочка» РКС, которая тоже занимается теплоснабжением в том же регионе, то это не вертикальная интеграция. Это объединение, которое может быть полезно, поскольку растут инвестиционные ресурсы, объединяются менеджерские кадры, которых очень мало в этой отрасли. Кстати, действительно буквально считанные единицы менеджеров, которые хорошо понимают и экономику, и, главное, инженерную сторону тепло-, водо- и энергоснабжения. Проблема надежности сверхактуальна -- не дай бог, рванет, как газ в Днепропетровске. Поэтому на совете директоров РКС раз в полгода заслушивают отчет о надежности работы коммунальных предприятий. Последний раз отметили, что показатели аварийности в большинстве региональных «дочек» улучшились. Но, скажем, из 13 как минимум в двух регионах нас насторожили эти показатели. Это «КЭС-мультиэнергетика» (Пермский край) и «Петрозаводские коммунальные системы». Здесь показатель аварийности пока около 20%, он высокий. При этом ноль -- в «Нижегородских коммунальных системах», 6% -- в брянских, это нормальные показатели. В условиях высокого износа оборудования, плохого состояния трубопроводных систем это очень серьезная проблема, поэтому хорошие кадры тут на вес золота.

-- Как вы считаете, российский или иностранный бизнес в принципе в состоянии вытащить ЖКХ из кризиса?

-- Не просто в состоянии, я считаю, что это единственный выход для ЖКХ. Если государство одновременно и собственник, и менеджер, и тот, кто устанавливает правила игры, а как я говорил, коммунальный бизнес является регулируемым, это в принципе неправильно. Это все равно что в футболе игрок еще и сам судья, и тренер, и болельщик. Поэтому мне кажется, что государство должно прежде всего оставить за собой лишь функции установления правил игры, Правительство -- выполнять роль регулятора. Собственник же должен быть частный. И уже он будет назначать менеджмент, наводить порядок, инвестировать.

-- О реформировании ЖКХ говорят уже много лет. И по большому счету непонятно, существует ли жизнеспособная программа реформы. Как вы считаете, с чего нужно начать Дмитрию Козаку, который возглавил Минрегионразвития?

-- Мне кажется, есть очень хороший задел для начала реформы. Была комиссия при президиуме Госсовета, возглавлял ее Минтимер Шаймиев (президент Татарстана. -- Ред.). Она подготовила хороший материал, я сам им до сих пор пользуюсь в своей работе, где было расписано, что нужно сделать в законодательстве и нормотворчестве, чтобы навести в этой сфере порядок, что нужно сделать в системе управления и что нужно сделать в кадровых вопросах. Нужно просто методично все реализовывать, начиная с принятия закона о теплоснабжении, доведения до ума закона о концессии и принятия подзаконных актов к этому закону.

-- А какой должна быть схема реформирования ЖХК? Похожей в чем-то на реформу энергетики?

-- Нет, малая энергетика -- это достаточно специфичная область. Здесь прежде всего, еще раз повторю, надо определиться с собственностью. Сейчас это арендные отношения. Скажем, РКС арендует коммунальные объекты на какой-то срок, каждый раз надо договариваться с властью о продлении. А у местных властей иногда бывают, мягко говоря, свои интересы в этой сфере, ведь все ГУПы, МУПы тоже бизнес на этом делают. И когда имущество арендовано, то собственник не воспринимает его как свое и не строит долгосрочных и стратегических расчетов, не вкладывается. Поэтому надо определиться: если концессия, то концессия, если мы отказываемся от частной собственности, например, в сетевом хозяйстве, то отказываемся. Еще группа вопросов -- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса, варианты списания, погашения, реструктуризации старых долгов. И так далее.

-- Почему же до сих пор законодательная база по реформе ЖКХ не принята?

-- Не ко мне вопрос. Но она крайне необходима. Это большая, гигантская работа по наведению порядка, которая затрагивает интересы всех -- губернаторов, мэров, компаний, которые работают в этой области и которые хотят в этой области работать. Надо искать решения, компромиссы. Это работа и законодательных органов, и министерств и ведомств. И она очень серьезно затрагивает социальную сферу, людей. Также это большие деньги -- только у одной РКС прогнозный объем продаж на этот год 31 млрд руб.! И вокруг этого масса жучков, которые кормятся от ЖКХ. Так что, с одной стороны, это социальный и экономический вопрос, а с другой -- чистая политика, поскольку это избиратели. Но проблемы серьезнейшие, и ими надо заниматься. Если Дмитрий Козак займется ими всерьез, как он это умеет, -- системно, методично, на прочной юридической базе, -- дай бог!

-- Государство должно каким-то образом поддерживать частных инвесторов в ЖКХ?

-- Нет, государство должно создать правила игры, определить отношения к собственности, создать нормальную систему тарифного регулирования. Сейчас государство создало фонд жилищно-коммунального хозяйства, но его вклад должен заключаться не в том, чтобы поддержать окупаемые инвестиции или прогарантировать их возврат, как иногда предлагается. Надо решать накопленные проблемы, прежде всего создание нормальной инфраструктуры в отрасли. Хорошо, если бы государство вложило средства туда, где есть большие дыры, образовавшиеся за многие десятилетия еще с советских времен, например в городские трубопроводы. Они же в ужасном состоянии. Я вот вспоминаю, когда был председателем совета директоров «Пермьэнерго», мы занимались теплоснабжением некоторых районов Перми. Я ехал на одну аварию на муниципальных сетях -- это был октябрь или ноябрь, уже холодно было, там бил фонтан. Вскрыли землю, а там труба давно просто сгнила! Теплая вода течет по прокладке под трубой, а верха железного просто нет.

А инвестиции, связанные с приборами учета, с местными подводами-отводами, со строительством новых современных, хороших котельных, -- там государству нечего делать. Вот те же РКС в Брянске за восемь месяцев построили и недавно ввели в действие хорошую современную котельную. В Финляндии купили, собрали, проверили -- все работает, перевезли в Брянск, смонтировали и к зиме запустили. И такие вложения окупаются очень быстро.

-- Вы считаете, что сетевое хозяйство обязательно должно остаться за государственными структурами?

-- Не все сети. Магистральные вряд ли частник потянет. И это предмет вложения местных бюджетов при поддержке регионального и федерального, вот этого созданного фонда поддержки жилищно-коммунального хозяйства. А во все остальное, мне кажется, если частный инвестор, стратег вложится, то точно вложение этих денег будет более эффективным, чем у государства.

-- Мы не столкнемся с той же проблемой, как в электроэнергетике, -- заставить частного инвестора исполнять взятые на себя обязательства?

-- Да нет такой проблемы в электроэнергетике. Если будут нормальные правила игры, инвестор будет приходить, вкладывать, «отбивать» свои деньги и вкладывать их снова. Как это во всем мире и происходит.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.11.2007
«Росавиация» оставляет на земле чартеры авиакомпаний, задерживающих рейсы
По итогам летнего сезона авиаперевозок Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») наказало российские компании, задержавшие наибольшее количество чартерных рейсов. Агентство урезало их чартерные программы, заявленные на зиму 2007--2008 годов... >>
  • //  02.11.2007
Решение ФРС временно подняло цены на сырьевых биржах
Снижение базовой ставки Федеральной резервной системы США до 4,5% подтвердило ожидания участников рынка об установившейся тенденции либерализации денежно-кредитной системы. Впрочем, на фондовые рынки это решение ни сейчас, ни в дальнейшем не будет оказывать существенного влияния... >>
  • //  02.11.2007
С приближением выборов государство все чаще обсуждает ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнем Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов федерации Владимир Путин заявил: «Эта отрасль продолжает оставаться самой нереформируемой, самой неэффективной и проблемной... >>
  • //  02.11.2007
-- Недавно главой Минрегионразвития, отвечающего за ЖКХ, был назначен Дмитрий Козак. В связи с этим вы ожидаете реального реформирования отрасли?.. >>
  • //  02.11.2007
-- РАО «ЕЭС России» собирается продавать принадлежащий ему пакет акций РКС (25% плюс одна акция). Когда состоится продажа? Сколько может стоить этот пакет?.. >>
  • //  02.11.2007
Китайский премьер хочет форсировать нефтегазовые переговоры в Москве
В начале следующей недели в Москву приедет премьер Госсовета Катая Вэнь Цзябао. Перед визитом в интервью Интерфаксу он высказал пожелание, чтобы проект строительства трубопроводов для поставок российского газа в Китай реализовывался в соответствии с согласованными ранее сроками (поставки должны начаться в 2011 году)... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика