N°20 06 февраля 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Благие намерения и настоящий герой «Кровавый алмаз» показал новые грани таланта Леонардо Ди Каприо
В Голливуде самый настоящий африканский бум. Фабрика грез явно пытается переместить на Черный континент вектор внимания с Ближнего Востока, где дела у американской армии идут не так хорошо, как у Шварценеггера и других «последних героев боевика», которые успешно боролись на экране с арабскими террористами все 90-е. Всего за пару лет вышли такие политически ориентированные фильмы, как «В моей стране», «Переводчица», «Отель «Руанда», «Преданный садовник» и «Оружейный барон». Даже в развлекательной погремушке «Сахара» было немало указаний на реальные бедствия Африки. А в ближайших оскаровских номинациях сразу два «африканских» фильма -- «Последний король Шотландии», для которого пока в нашей стране не нашелся прокатчик, и «Кровавый алмаз» мастера поучительных развлечений Эдварда Цвика («Последний самурай»).
Если бы фильмы оценивались исключительно за благие намерения, то «Кровавый алмаз», возможно, получил бы самый высший балл. Тем более что большинству из нас, и так прекрасно обходящихся без прозрачных камушков, совсем несложно отказаться от этих лучших друзей девушек, если за ними тянется кровавый след. А он тянется. Потому что в Африке неспокойно. И, как назло, особенно в тех странах, где на поверхность земли выходят алмазоносные кимберлитовые трубки. Из погруженных в хаос гражданских войн Конго, Кот - д'Ивуара, Сьерра-Леоне идут поставки так называемых «кровавых» или «конфликтных», алмазов, поскольку официально крупнейшие участники этого рынка (например, концерн De Beers) закупок в горячих точках не делают. Однако добыча там ведется, поскольку алмазы стали для Африки практически тем же, чем кокаин для Латинской Америки, -- яблоком раздора с цивилизованным миром и единственным способом выкачать из него деньги. Судя по всему, криминально-производственные схемы для отмывки крови с бриллиантов не менее увлекательны, чем наркотрафик. Впрочем, в фильме об этом сказано вскользь. Но даже пунктирно набросанного путешествия западноафриканского алмаза через Индию в Лондон достаточно для сюжета еще одного блокбастера. Время действия «Кровавого алмаза» -- 1999 год, самый разгар гражданской войны в Сьерра-Леоне. Использованы все беспроигрышные ходы -- от социально-политических до авантюрно-туристических. Тут и рабский труд в алмазных шахтах; и легенды о камне, который может обеспечить жизнь нескольких поколений; и разбойничьи распри, которым, как во всякой горячей точке, для того, чтобы разгореться достаточно ничтожного повода. И оставшиеся на память от локальных войн и революций американские наемники, с помощью советской боевой техники ведущие свою политику на континенте. И толпы журналистов-стрингеров, миссионеров и волонтеров всяческих гуманитарных фондов, разъезжающих по дикой Африке подобно Айболиту, с просроченным аспирином, которые собирают свидетельства для правозащитных досье, а заодно делают снимки, особенно эффектно выглядящие на дорогой бумаге якобы интеллектуальных журналов. И, само собой, невероятные африканские закаты, непроходимые джунгли и восхитительные пейзажи. На этом живописном фоне судьба сводит двух коренных африканцев -- белого авантюриста, циничного романтика, бывшего наемника Арчера (Леонардо Ди Каприо), который зарабатывает контрабандой алмазов, и черного крестьянина-рыбака Соломона (Джимон Хансу), пытающегося отыскать сына, увезенного мятежниками из разгромленной деревни. Объединяет их лишь одно -- желание найти гигантский розовый алмаз, ставший в фильме символом одновременно и свободы, и несвободы. А ради романтики-идеологии к ним добавлена прогрессивная журналистка Мэдди (Дженнифер Коннолли), сменившая поднадоевшие Афганистан и Боснию на актуальные кошмары Сьерра-Леоне. Приключения столь разношерстной компании могли бы утереть нос Индиане Джонсу, но времена ныне не те. Простая занимательность в Голливуде уже не в моде. Однако протоколы заседаний ООН пока не хотят превращаться в захватывающие сюжеты. Попытки сделать из развлекательного кино высказывание на актуальную тему и порождают компромиссных монстров вроде «Кровавого алмаза». Обрамляющие фильм титры со скорбной статистикой придают ему устойчивый привкус политинформации. Силовые средства давления на зрителей использованы режиссером с явным перебором, что превращает проблемное кино в компьютерный квест, где массовые убийства, похищение людей, рабский труд, разбой, террор, алмазы и лагеря кажутся этапами, которые надо пройти игроку, чтобы выбраться из Африки. Сюжетная схема с самого начала не оставляет сомнений в том, кто будет победителем. Благородный раззява-африканец, постоянно выходящий сухим из воды, и самодовольная журналистка, для которой под каждым кустом припасен ноутбук, умудряются вопреки всякой логике не только выжить, но и выжать из стокаратного алмаза все чаемые выгоды. Зато не определившийся с идеалами контрабандист, хотя он почти стал на путь исправления, все же бесславно погибает. Наверное, идеальным результатом своей работы авторы фильма видели международный процесс против компании De Beers, которая, впрочем, в фильме ни разу не упомянута, с последующей зачисткой и закрытием крупнейших ювелирных домов. Однако все ограничилось тем, что в ЮАР, на родине концерна, решили запретить прокат «Кровавого алмаза», многим западным глянцевым изданиям вежливо посоветовали не печатать анонсов, чтобы потом не пришлось сокращать количество рекламных полос, а известному защитнику окружающей среды Леонардо Ди Каприо так же вежливо предложили посетить настоящие алмазные копи и убедиться в том, что на алмазах нет ничьей крови. Но владельцы алмазных копей могли бы вообще не беспокоиться. В памяти после просмотра фильма остается только герой Ди Каприо Арчер, не слишком озабоченный гуманизмом, легализацией добычи алмазов и будущим Черного континента. Вместе с ним рождается и умирает сюжет. А победительный финал, в котором раскрывшему махинации ювелиров простому сьерралеонцу Соломону аплодирует чуть ли не все мировое сообщество, выглядит весьма фальшиво. В конце концов, этот персонаж всего-навсего мечтал любой ценой вытолкнуть своих детей в лучшую жизнь за пределами Африки и стал свидетелем на процессе только благодаря Арчеру. Да и сенсационный репортаж журналистки был построен на данных, добытых тем же Арчером. Возможно, первый претендент на роль Арчера, брутальный и корявый Рассел Кроу, был бы в этой роли более правдоподобен. Однако Ди Каприо сыграл не просто обломок колониальных войн, опустошенного солдата удачи, а героическую квинтэссенцию авантюризма. Сколько бы сценарий, с его заботой о правильной расстановке акцентов и приведении всех линий к идеологически выверенному финалу, ни толкал героя к искуплению грехов, раскаянию и покаянию, актер мастерски сопротивлялся, сыграв человека, которому не нужны никакие оправдания. Конечно, будет глупо, если Ди Каприо, которому академики до сих пор мстили за его невероятную славу, обходя заслуженными наградами, начиная с «Титаника» и заканчивая «Авиатором», получит своего первого «Оскара» за роль в среднестатистическом «Кровавом алмазе». Но сама актерская работа того стоит.
«Кровавый алмаз» показал новые грани таланта Леонардо Ди Каприо В Голливуде самый настоящий африканский бум. Фабрика грез явно пытается переместить на Черный континент вектор внимания с Ближнего Востока, где дела у американской армии идут не так хорошо, как у Шварценеггера и других «последних героев боевика», которые успешно боролись на экране с арабскими террористами все 90-е... >>
Реконструкция знаменитого «Корсара» Петипа в Баварской опере В июне «Корсара» реконструируют в Большом -- текст расчищает балетмейстер-реставратор Юрий Бурлака. А в Мюнхене одноименный спектакль поставили только что -- и не просто поставили, но собрали исследователей со всего мира на научную конференцию... >>
История американского балета в Большом театре Через неделю в Большом театре -- премьера, «Вечер американской хореографии». Три одноактных балета должны дать возможность взглянуть на то, что происходило в балете США в 30-х годах прошлого века, в середине 80-х и что происходит сейчас. Набор выглядит весьма ярким... >>
«Победа над солнцем» в Центре современного искусства Государственный центр современного искусства предоставил возможность высказаться художникам, исследующим реальность с помощью высоких технологий... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|