N°173
24 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2007
Кирилл Каллиников
В поисках рецептуры
Филармония открыла новый детский сезон

версия для печати
Все начинается с огромной пробки на Садовом кольце, чуть не за километр до Концертного зала Чайковского (это в выходной день). Продолжается бог знает как припаркованными машинами или шумным бегом по эскалатору метро в толпе детей и родителей. Потоки вливаются в КЗЧ, наполняют его детским ерзанием и гулом (зал заполнен детьми в основном четырех-шести лет, на одного взрослого -- как минимум один ребенок) и упираются в появляющегося на сцене Павла Любимцева, предварившего вступительным словом этот дневной концерт и обещавшего поступать точно так же перед другими частями цикла. Потом перед детьми и их родителями появляется Чулпан Хаматова в роли чтицы (в образе милой феечки), и зал вместо пыльных запахов старых абонементов чувствует дуновение нового модного времени.

Новый абонемент Московской филармонии -- «Сказки с оркестром» -- уже заранее выглядел как прорыв и раскупался лидирующими темпами. Вообще популярность детских «классических музыкальных» утренников при всей их позднесоветской и постсоветской если не затрапезности, то по крайней мере старомодности никогда не падала ниже критической точки. Но этот огромный потенциал популярности пока никем не был толком использован. В решениях детских абонементов и отдельных событий и рецепты были старые, и лица не новее.

А между тем в стране или как минимум в Москве и бэби-бум, и бум классической музыки (подготовительные и младшие классы детских музыкальных школ заполнены до отказа, домашние учителя нарасхват, и цены на их услуги растут). Еще имеют место бум балета (детские балетные студии в каждом районном малышовом заведении) и бум фигурного катания (коньки в ужасном дефиците, в секцию не записаться -- очередь). Последние два пункта не имели бы отношения к теме, если бы не общее ощущение дежавю, того, что сегодняшние родители хотят учить своих детей тому же, чему учили их самих. А также того обстоятельства, что тем же вечером, когда Чулпан Хаматова читала сказку в филармонии, она еще красиво фигурировала в телевизоре на коньках. При этом ледовое шоу вела беременная Ирина Слуцкая, и ощущение бэби-бума, совершенно сливающегося с бумом любимых в советские времена способов времяпрепровождения (украшенных красивыми, актуальными звездными лицами), до краев заливало экран и зал.

Идея модернизации детских утренников в филармонии вылилась в красивый цикл, открывшийся литературно-музыкальной композицией «Спящая красавица»: сказка Шарля Перро плюс одноименная балетная музыка Чайковского. Исполнители -- Чулпан Хаматова и оркестр Московской филармонии. За пультом -- Юрий Симонов. Он и составил нетяжеловесную «нарезку» из небольших кусочков текста и музыки, приведя их во внешнее соответствие (дабы не слишком утомить детей большими фрагментами и не попасть в ловушку несоответствия между сказкой и балетным либретто).

Все было очень мило. Хотя милая Хаматова и не смогла составить конкуренцию незабываемым сказочникам (Бабановой, Плятту, немногим другим -- их голосам, манерам, ритму), она читала трогательно и детям понравилась. От этого, конечно, было и хорошо, и немного грустно -- казалось, раз уж абонемент сделан с помощью не лекторов-музыковедов, а хороших актеров, то, может, вспомнится твердо забытый еще в позднесоветские времена рецепт старого сказочного волшебства? Хотелось ведь не только без дурновкусия и затхлости сделанного развлечения. Захотелось искусства, художественного впечатления -- выразительных смыслов в сказке, иронии или простодушия, цельности или неоднозначности, восторга или тайной грусти, сверхзадачи (о чем, зачем), режиссерской подсказки. Но милое чтение (иногда как будто даже чуть стеснительное -- возможно, от неуверенности в том, что кроме текста есть что важное донести) с приятной игрой стало скорее традиционным увлечением на новый лад. Не пугающий пылью, но и не прорывающий плотные, лаковые покровы реальности.

На девушку-феечку было приятно смотреть. Оркестровые фрагменты звучали складно и ненатужно. Если немного подогнать швы, это можно записывать на CD. Музыкальные сказки в записи (чаще, правда, без оркестра, а под синтезатор) сегодня замечательно продаются. Только вступительное слово Павла Любимцева хотелось бы немного подсократить.

В следующих концертах нового цикла (а кроме него есть еще 18 детских абонементов в разных залах!) появятся красавица Марина Александрова (звезда сериалов «Азазель», «Бедная Настя», актриса театра «Современник»), Дмитрий Назаров (не только «Кулинарный поединок», но еще и прекрасные роли в МХТ) и Павел Любимцев уже в роли рассказчика. Будущие сказки -- «Русалочка», «Конек-Горбунок», «Приключения Пиноккио». Будущая музыка -- Ян Сибелиус, Лядов и Стравинский («Жар-птица»), фрагменты россиниевских увертюр. Еще не совсем волшебный рецепт (возможно, к нему можно подойти ближе с помощью хороших режиссеров, умеющих слышать смыслы), но уже новые лица, старые сказки (хорошо подобранные, в качественных переводах) и не банальный музыкальный выбор.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.09.2007
Кирилл Каллиников
Филармония открыла новый детский сезон
Все начинается с огромной пробки на Садовом кольце, чуть не за километр до Концертного зала Чайковского (это в выходной день)... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.09.2007
На Мейерхольдовских встречах показали «Квартет» в постановке Маттиаса Лангхоффа
Год назад Валерий Фокин в Центре имени Мейерхольда взялся проводить ежегодные Мейерхольдовские встречи, приглашая звезд мировой режиссуры с их последними премьерами... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.09.2007
Графика Никиты Алексеева в галерее Paperworks
Из всех представителей легендарного ныне «московского романтического концептуализма» именно Никита Алексеев был самым романтичным, даже лиричным. И со временем поэтический привкус стал еще более ощутимым в его искусстве -- по контрасту с поденными журналистскими или вольными эссеистическими текстами, в которых автор бывает резок, категоричен и ироничен... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.09.2007
AP
Марсель Марсо был первым европейским мимом, которого увидели в Советском Союзе. Он приехал в 1957 году и так потряс публику, что спустя десять, и двадцать, и тридцать лет образ этого современного Пьеро, худого и гибкого человечка Бипа в тельняшке и шляпе вдохновлял советских художников... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика