N°169
18 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.09.2007
Reuters
Еврокомиссия не устояла перед энергетиками
Брюссель предлагает не отбирать у концернов транспортные системы, а передавать их в управление

версия для печати
Завтра европейскую энергетику ожидает что-то вроде судного дня. Несколько месяцев назад в Европейской комиссии на 19 сентября назначили слушание целого пакета законопроектов по расчленению крупных энергетических концернов. Преследуемая антимонопольщиками цель -- отобрать контроль над транспортными сетями и сделать их независимыми и самоуправляемыми. Тем самым, по убеждению еврокомиссаров по вопросам энергетики Андриса Пиебалгса и по вопросам конкуренции Неели Круз -- инициаторов такой законодательной инициативы, должен появиться стимул для большего соперничества компаний на рынках электроэнергии и торговли природным газом. Германия, Франция и ряд других государств ЕС сразу подвергли данную инициативу резкой критике. Но сейчас, когда до начала дебатов по законам остались считанные дни, Еврокомиссия объявила о некоторых послаблениях. Как вчера стало известно, Брюссель не будет жестко настаивать на обязательном отделении транспортных сетей. Еврокомиссия предлагает дать национальным правительствам право выбора: либо, как и предполагалось, насильственно отчуждать от концернов их ЛЭП и газопроводы, либо передавать управление ими независимым операторам при сохранении транспортных систем в собственности концернов. «Мы рады, что Еврокомиссия больше не настаивает на частноправовом расчленении, это уже прогресс, что комиссия предоставляет право самим государствам выбирать из двух возможностей», -- выразил вчера мнение федерального правительства Германии статс-секретарь по вопросам энергетики в министерстве экономики Йоахим Вюрмелинг.

Наличие альтернативы в Берлине считают хотя и важной, но лишь «частичной победой» федерального правительства, выступившего на стороне главных затронутых этой проблематикой немецких концернов -- E.ON и RWE. Во Франции, если бы Брюсселю удалось провести свои идеи, транспортных сетей в одночасье лишились бы Electricite de France и Gaz de France. Под давлением правительств обеих стран г-н Пиебалгс решил оставить энергоконцернам шанс сохранить частную собственность и внес в готовящиеся проекты европейских законов возможность передачи транспортных полномочий независимой инстанции, причем также негосударственной. Но и этот компромисс, являющийся, по мнению Брюсселя, существенной уступкой противникам оживления конкуренции на европейских рынках энергии, правительство Германии считает недостаточным. Как известно, г-н Пиебалгс планирует в рамках всего пакета новых законов ужесточить контроль над оптовыми ценами на электричество и газ. С этой целью предполагается создать специальный орган -- контрольное агентство на общеевропейском уровне. Берлин не видит смысла в переподчинении национальных антимонопольных ведомств новому агентству. «Мы стремимся укреплять позиции национальных регуляторов и углублять их сотрудничество, -- заявил г-н Вюрмелинг. -- Поэтому не усматриваем необходимости в создании новых европейских ведомств».

Впрочем, Еврокомиссия не намерена отказываться от своих планов по отделению транспортной составляющей энергоконцернов. Ее председатель Жозе Мануэл Баррозу в конце прошлой недели назвал полное разделение энергоконцернов и их транспортных мощностей «первым политическим выбором». По его словам, Брюссель намерен взять на себя функции по охране внутреннего рынка ЕС от «нежелательных инвесторов», которые находятся за пределами Евросоюза. До сих пор противостоять их давлению можно было лишь на уровне отдельных государств, когда враждебные поглощения предотвращались с помощью аргумента о национальной безопасности. Г-н Баррозу требует передать решение этого вопроса Еврокомиссии, так как «необходимо защищать весь внутренний рынок ЕС». Глава Еврокомиссии не сказал, о каких «нежелательных инвесторах» идет речь, но его заявление было сделано на фоне растущих опасений в ЕС относительно планов дальнейшего расширения там присутствия российского «Газпрома». На днях федеральный министр финансов Германии (страна -- крупнейший потребитель российского газа) Пеер Штайнбрюк в очередной раз высказался в пользу создания в стране механизма защиты «значимых отраслей» от поглощений иностранными государственными фондами. Германия в отличие от целого ряда других европейских стран, где такие механизмы уже давно заведены, на основе своей законодательной базы не может чинить особых препятствий подобным зарубежным госинвесторам.

Однако, по оценкам крупнейшего в Германии энергоконцерна E.ON, планы Еврокомиссии по расчленению концерна в любом случае потерпят неудачу. «В конце концов концепция (Еврокомиссии. -- Ред.) не пройдет, ведь для усиления конкуренции в Европе это ничего не даст», -- уверен глава концерна Вульф Бернотат. Это мнение он высказал на днях на энергетической конференции в Кельнском университете. Кстати, там же не менее критично о предстоящей брюссельской законодательной инициативе заявил и нынешний президент федерального антимонопольного ведомства Бернхард Хайтцер: «Не думаю, что при таком подходе смогут осуществляться необходимые инвестиции, обеспечивающие надежное энергоснабжение». А г-н Вюрмелинг вчера призвал Еврокомиссию к большей гибкости в отношении к государствам, затронутым возможным процессом разделения энергоконцернов. «Слишком твердая позиция приведет к тому, что предложения Еврокомиссии будут на многие годы вперед блокированы в рамках процесса принятия новых законов», -- предупредил он.
Юрий ШПАКОВ, Берлин


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.09.2007
Кирилл Каллиников
Глава «Газпрома» неожиданно наведался к и.о. министра природных ресурсов Юрию Трутневу
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер вчера совершил беспрецедентный для себя поступок. Он поехал в Минприроды, чтобы лично провести переговоры с Юрием Трутневым... >>
  • //  18.09.2007
Eni делегирует двух директоров в «Газпром нефть»
Глава «Газпрома» Алексей Миллер и управляющий итальянским концерном Eni Паоло Скарони вчера в Москве обсудили ход слегка притормозившего стратегического сотрудничества. Процесс обмена активами, по сути, все лето не двигался... >>
  • //  18.09.2007
Reuters
Брюссель предлагает не отбирать у концернов транспортные системы, а передавать их в управление
Завтра европейскую энергетику ожидает что-то вроде судного дня. Несколько месяцев назад в Европейской комиссии на 19 сентября назначили слушание целого пакета законопроектов по расчленению крупных энергетических концернов... >>
  • //  18.09.2007
По техническим причинам акции ВТБ вчера упали на 56%
На ММВБ вчера начались торги объединенными акциями ВТБ основного и дополнительного выпусков, и к концу дня их стоимость упала более чем на 55%... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  18.09.2007
Михаил Циммеринг
ЦБ призвал банки позаботиться о долгосрочном финансировании
Банк России доволен тем, как он выполняет свои задачи по рефинансированию банковской системы. Однако регулятор не собирается решать за банки все их проблемы: как заявил вчера зампред ЦБ Константин Корищенко, кредитным организациям не стоит рассчитывать на Банк России, если речь идет о привлечении долгосрочного финансирования... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  18.09.2007
Трассу Москва--Петербург выставили на конкурс
Вчера при личном участии губернатора Московской области Бориса Громова и и.о. министра транспорта Игоря Левитина были утверждены условия конкурсов по двум автодорожным концессиям... >>
  • //  18.09.2007
В Кемеровской области хотят построить небольшой нефтеперерабатывающий завод
Высокие цены на нефть и нефтепродукты заставляют некрупные компании приниматься за самые фантастические проекты. Вчера кемеровский «Кузнецкий уголь» сообщил о том, что уже в 2008 году намерен построить на севере области в районе поселка Тяжинский нефтеперерабатывающий завод по производству высокооктановых бензинов стандарта евро-4 мощностью 1,2 млн тонн нефти в год... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ