N°149
21 августа 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.08.2007
Не делай, как он
версия для печати
Попытки исполнительной власти заранее определять состав законодательной, очень популярные в деспотических или авторитарных государствах, всегда кончаются плохо. Даже если прочность исполнительной власти внутри страны от этих попыток не расшатывается, в мире они приобретают имидж хронических «суверенных демократов» -- со специфическим отношением к самой стране. Но, главное, происходит окончательная дискредитация целых институтов власти и народного волеизъявления. А это в любом случае ведет к размыванию основ легитимности верховного правителя и лишает его возможности безболезненно уйти из власти.

Нурсултан Назарбаев, решивший остаться пожизненным президентом Казахстана и ради этого разбивший личную жизнь старшей дочери, фактически изгнав ее теперь уже бывшего мужа из страны, в очередной раз поменявший конституцию и добившийся досрочного самороспуска парламента, попал в комическую ситуацию. Его партия «Нур Отан» набрала на парламентских выборах 88% голосов, но ни одна из шести других партий, в том числе три оппозиционные, не попала в парламент вовсе. А однопартийный парламент в стране, делающей вид, что она соблюдает хотя бы декоративные нормы демократии, -- совершеннейшая дикость. Даже несмотря на заверения наблюдателей из ОБСЕ, что в стране достигнут прогресс в выборном процессе. Парламент из одной партии -- нечто вроде руки с одним пальцем.

России такой казус вроде бы не грозит. По нашему избирательному законодательству, даже если «Единая Россия» с помощью близкого к казахстанскому усердию избирательных комиссий наберет 99,9% голосов, в парламенте не может быть представлено меньше трех партий. Остальных доберут из списка аутсайдеров: так что в Госдуме, чисто теоретически, могут оказаться две партии, суммарно набравшие 0,1% голосов избирателей. Можно придумать еще смешнее, как это сделали в свое время на моей родине, в Узбекистане. Там президент Ислам Каримов просто распорядился превратить уже избранный двухпартийный парламент в трехпартийный. В результате в парламенте появилась партия, которой вообще не существовало на момент проведения парламентских выборов.

Проблема не в том, сколько партий вы «нарисуете» в парламенте в условиях фактически однопартийной системы. Проблема в том, что такой парламент в принципе утрачивает свою ключевую функцию -- органа законодательной и представительной власти. Зачем, спрашивается, кормить 450 народных депутатов, если они безропотно штампуют законы, спущенные Кремлем? Пусть лучше все эти законы принимаются указами президента, по крайней мере экономия для налогоплательщиков. Опять же, при всех рабских инстинктах плебса и «сплоченности нации» вокруг успешного правителя (Назарбаев, например, правитель действительно успешный, никто с этим не спорит) не может быть в нормальном народе одной точки зрения и приверженности одному спущенному свыше набору идей. Если же у оппозиции нет легальной возможности использовать парламентскую трибуну, она неизбежно становится более маргинальной и радикальной. Но одновременно автоматически становятся маргинальными и сам парламент, и его кукловоды из исполнительной власти.

Кроме того, и здесь Россия ничем не отличается от Казахстана или Белоруссии, замкнутость всей политической системы на фигуру пусть и популярного, но фактически несменяемого вождя -- крайне ненадежная конструкция государственной власти. Такая конструкция по определению исключает стабильность в процессе передачи власти, потому что сам этот, естественный и органичный для демократического государства процесс в государстве авторитарном неизбежно становится исключением, глобальным политическим стрессом для элит. Ведь надо менять несменяемого и всю конструкцию выстраивать заново -- под нового вождя.

Если правитель хочет действительно стабильного развития и процветания страны, а не думает лишь о том, чтобы любой ценой править пожизненно, он в качестве ключевого элемента стабильности должен позаботиться о соблюдении демократических процедур смены власти. 88%, набранных на выборах самим ли президентом или президентской партией, -- это либо банальная крупномасштабная фальсификация, либо пиррова (она же "пиарова") победа, констатация полного безразличия граждан к судьбе страны и полной импотенции политической элиты, желающей спрятаться за спиной пожизненного вождя.

Некоторые российские чиновники любят ссылаться на опыт Казахстана. Если в экономике нам действительно есть что перенять у команды Назарбаева, в сфере политического строительства казахстанский вариант является для России категорически неприемлемым.
Семен Новопрудский


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.08.2007
Эмиль Матвеев
Церковь продвигает свой национальный проект
Пока государственные мужи обсуждают плюсы и минусы идей суверенной демократии, иерархи крупнейшей российской конфессии -- Русской православной церкви начинают активную презентацию собственной модели будущего страны... >>
  • //  21.08.2007
Вячеслав Кочетков
Бывшие сторонники КПРФ переметнулись к "Справедливой России"
Вчера в Москве прошел VI съезд Союза коммунистической молодежи, на котором комсомольцы отринули вождей из КПРФ, присягнув на верность «Справедливой России» и ее лидеру, председателю Совета Федерации Сергею Миронову... >>
//  читайте тему:  Партстроительство
  • //  21.08.2007
Аграрная партия России намерена пройти в Госдуму без союзников
Лидер Аграрной партии России Владимир Плотников поделился с журналистами «стратегией победы» -- так он сам определил партийную программу, с которой АПР «ворвется в Госдуму» на выборах 2 декабря... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
//  читайте тему:  Партстроительство
  • //  21.08.2007
Попытки исполнительной власти заранее определять состав законодательной, очень популярные в деспотических или авторитарных государствах, всегда кончаются плохо... >>
  • //  21.08.2007
Кирилл Каллиников
Министерство финансов разработало программу повышения финансовой грамотности россиян
В разразившемся ипотечном кризисе, который грозит захлестнуть уже не только США, но и весь мир, некоторые эксперты, как это ни парадоксально звучит, винят... доверчивость и финансовую безграмотность американцев... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика