N°139
07 августа 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.08.2007
Рассвет на Изаре
Главным событием Мюнхенского оперного фестиваля стала «Хованщина» в постановке Дмитрия Чернякова

версия для печати
Мюнхенский оперный фестиваль прошел без своего выдающегося руководителя, сэра Питера Джонаса, оставившего пост главы Баварской оперы в прошлом году. Курт Бахлер, директор венского Бургтеатра, переедет в Мюнхен осенью 2008-го -- сейчас же в Баварской опере междуцарствие. Художественное руководство принял генеральный музикдиректор Кент Нагано. Известный пропагандист современного искусства хочет придать Баварской опере и фестивалю новые акценты. Так, в программе «Фестиваль +» (культурный контекст) расширены связи с авангардом (живопись, видеоарт и др.) -- проект делается совместно с Пинакотекой современного искусства. В целом же Нагано базируется на концепции Джонаса: ее жизнеспособность проверена временем. Даже мировая премьера «Алисы в стране чудес» кореянки Унсук Чин (фантазийная постановка Ахима Фрайера) продолжает многолетнюю практику заказа современных опер. Развивает Нагано и успешный -- уже десятилетний -- проект «Опера для всех»: «ударный» спектакль или концерт при поддержке автогиганта BMW бесплатно транслируется на огромном экране для тысяч людей, собирающихся перед театром на Макс-Йозеф-платц.

В этом году «оперой для всех» стала «Хованщина» в постановке Дмитрия Чернякова (дирижер -- сам Нагано). Современно прочерченная (в отдельных моментах спорная) трактовка русской классики сближает спектакль с другими удачами режиссера-сценографа: «Китежем» (2001, Мариинский театр) и «Евгением Онегиным» (2006, Большой театр). Жестко структурированная сцена (огромный бетонный блок с пятью сегментами-кадрами) запечатлевает переломный пункт русской истории. Дается хроника одного дня катастрофы. Все вздыбилось и схвачено лихорадочным ожиданием. Режиссер проницательно вводит в кадр новые фигуры -- неумолимо идущего к власти царя Петра и уходящую с исторической сцены царевну Софью (немые роли драматических актеров в верхних планах). Одно насилие сменяет другое. Стрельцы (спецназ в бордовой форме), растаскивающие утром на площади пластиковые мешки с трупами, уступают место не менее страшным петровцам (спецназ в темно-синей форме).

Механизм катастрофы взрывается в четвертом акте: звериная агония и убийство Ивана Хованского, проводы Голицына в ссылку и расстрел якобы помилованных стрельцов. Результат -- трагедия русского переворота. Здесь спектакль набирает дыхание катарсиса. Бетонная панель с клетками отъезжает далеко вглубь, оставляя беззащитное пространство -- истерзанную вечным лихолетьем страну. Обреченные люди, сняв верхнюю одежду, медленно поднимают руки ладонями вверх: им остается неизбежный трагический исход-очищение. Этот финал (пятый акт, раскольники в скиту) заставляет замереть зал.

Режиссер точно попадает в замысел автора -- по духу, а не по букве. К сожалению, масштаб и катаклизмы драмы Мусоргского оказались сложны для рационального подхода Нагано, заданного аккуратным вступлением «Рассвет на Москве-реке». Да и настоящих артистов в этой «Хованщине» по гамбургскому счету только трое: Досифей (Анатолий Кочерга), Иван Хованский (Паата Бурчуладзе) и Голицын (Джон Дашак). Отсюда неровность спектакля, обретшего силу в последних актах, где музыка ответила сцене.

И все же рассвет на Изаре состоялся. «Хованщина» явно выделилась среди премьер сезона. «Луиза Миллер» Верди в постановке Клауса Гута (в прошлом году его «Свадьба Фигаро» снискала триумф в Зальцбурге) утомила. Навязчивые комплексы отцов и детей с раздвоением и дальнейшим клонированием персонажей (итог -- пять Луиз и пять ее отцов) спасали певцы: дивная Красимира Стоянова (Луиза) и Рамон Варгас (Родольфо). «Вертер» Массне в традиционной трактовке режиссера и художника Юргена Розе был оживлен Петром Бечала (Вертер), Софи Кох (Шарлотта) и знакомым Москве темпераментным дирижером Ионом Марином. Другой расклад дал «Турок в Италии» Россини. Прелестная эротическая комедия (режиссер -- Кристоф Лой) с Дон Жуаном в юбке -- Донной Фьориллой (заразительная, с волнующим тембром Александрина Пендачанска) в трактовке дирижера Маурицио Барбачини оказалась скучной. Однако эти детали не могут скомпрометировать один из лучших оперных фестивалей Европы. Его реноме подтверждает месяц аншлагов и бурный прием публики.
Михаил МУГИНШТЕЙН, Мюнхен
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.08.2007
ИТАР-ТАСС
Лондон рукоплещет балету Большого театра
Прошла первая неделя гастролей Большого театра в британской столице -- неделя, отданная «имперской классике» в ее современных редакциях... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  07.08.2007
Главным событием Мюнхенского оперного фестиваля стала «Хованщина» в постановке Дмитрия Чернякова
Мюнхенский оперный фестиваль прошел без своего выдающегося руководителя, сэра Питера Джонаса, оставившего пост главы Баварской оперы в прошлом году... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  07.08.2007
В Московском музее современного искусства экспонируются работы финской «экологической» художницы
Выставка финской художницы Терхи Хейно называется «Время чая». В дело Хейно пускает луковую шелуху, рыбьи хвосты, плавники и чешую, шкурки от бананов, старые кисти, фантики, сухие листики, панцири крабов, обломки баллончиков от туши, яичную скорлупу и великое множество использованных чайных пакетиков... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  07.08.2007
Сто пятьдесят лет назад Аполлон Григорьев выдал «Цыганскую венгерку»
Это слышали все. В роскошно-концертных, забубенно-похабных, иронически-игровых и еще бог весть каких версиях. Зачастую с перевранными словами, пропусками или добавлениями... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика