|
|
N°139, 07 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рассвет на Изаре
Главным событием Мюнхенского оперного фестиваля стала «Хованщина» в постановке Дмитрия Чернякова
Мюнхенский оперный фестиваль прошел без своего выдающегося руководителя, сэра Питера Джонаса, оставившего пост главы Баварской оперы в прошлом году. Курт Бахлер, директор венского Бургтеатра, переедет в Мюнхен осенью 2008-го -- сейчас же в Баварской опере междуцарствие. Художественное руководство принял генеральный музикдиректор Кент Нагано. Известный пропагандист современного искусства хочет придать Баварской опере и фестивалю новые акценты. Так, в программе «Фестиваль +» (культурный контекст) расширены связи с авангардом (живопись, видеоарт и др.) -- проект делается совместно с Пинакотекой современного искусства. В целом же Нагано базируется на концепции Джонаса: ее жизнеспособность проверена временем. Даже мировая премьера «Алисы в стране чудес» кореянки Унсук Чин (фантазийная постановка Ахима Фрайера) продолжает многолетнюю практику заказа современных опер. Развивает Нагано и успешный -- уже десятилетний -- проект «Опера для всех»: «ударный» спектакль или концерт при поддержке автогиганта BMW бесплатно транслируется на огромном экране для тысяч людей, собирающихся перед театром на Макс-Йозеф-платц.
В этом году «оперой для всех» стала «Хованщина» в постановке Дмитрия Чернякова (дирижер -- сам Нагано). Современно прочерченная (в отдельных моментах спорная) трактовка русской классики сближает спектакль с другими удачами режиссера-сценографа: «Китежем» (2001, Мариинский театр) и «Евгением Онегиным» (2006, Большой театр). Жестко структурированная сцена (огромный бетонный блок с пятью сегментами-кадрами) запечатлевает переломный пункт русской истории. Дается хроника одного дня катастрофы. Все вздыбилось и схвачено лихорадочным ожиданием. Режиссер проницательно вводит в кадр новые фигуры -- неумолимо идущего к власти царя Петра и уходящую с исторической сцены царевну Софью (немые роли драматических актеров в верхних планах). Одно насилие сменяет другое. Стрельцы (спецназ в бордовой форме), растаскивающие утром на площади пластиковые мешки с трупами, уступают место не менее страшным петровцам (спецназ в темно-синей форме).
Механизм катастрофы взрывается в четвертом акте: звериная агония и убийство Ивана Хованского, проводы Голицына в ссылку и расстрел якобы помилованных стрельцов. Результат -- трагедия русского переворота. Здесь спектакль набирает дыхание катарсиса. Бетонная панель с клетками отъезжает далеко вглубь, оставляя беззащитное пространство -- истерзанную вечным лихолетьем страну. Обреченные люди, сняв верхнюю одежду, медленно поднимают руки ладонями вверх: им остается неизбежный трагический исход-очищение. Этот финал (пятый акт, раскольники в скиту) заставляет замереть зал.
Режиссер точно попадает в замысел автора -- по духу, а не по букве. К сожалению, масштаб и катаклизмы драмы Мусоргского оказались сложны для рационального подхода Нагано, заданного аккуратным вступлением «Рассвет на Москве-реке». Да и настоящих артистов в этой «Хованщине» по гамбургскому счету только трое: Досифей (Анатолий Кочерга), Иван Хованский (Паата Бурчуладзе) и Голицын (Джон Дашак). Отсюда неровность спектакля, обретшего силу в последних актах, где музыка ответила сцене.
И все же рассвет на Изаре состоялся. «Хованщина» явно выделилась среди премьер сезона. «Луиза Миллер» Верди в постановке Клауса Гута (в прошлом году его «Свадьба Фигаро» снискала триумф в Зальцбурге) утомила. Навязчивые комплексы отцов и детей с раздвоением и дальнейшим клонированием персонажей (итог -- пять Луиз и пять ее отцов) спасали певцы: дивная Красимира Стоянова (Луиза) и Рамон Варгас (Родольфо). «Вертер» Массне в традиционной трактовке режиссера и художника Юргена Розе был оживлен Петром Бечала (Вертер), Софи Кох (Шарлотта) и знакомым Москве темпераментным дирижером Ионом Марином. Другой расклад дал «Турок в Италии» Россини. Прелестная эротическая комедия (режиссер -- Кристоф Лой) с Дон Жуаном в юбке -- Донной Фьориллой (заразительная, с волнующим тембром Александрина Пендачанска) в трактовке дирижера Маурицио Барбачини оказалась скучной. Однако эти детали не могут скомпрометировать один из лучших оперных фестивалей Европы. Его реноме подтверждает месяц аншлагов и бурный прием публики.
Михаил МУГИНШТЕЙН, Мюнхен