N°110 27 июня 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Что с них взять? На Чеховском фестивале показали канадский спектакль Chekhov's short's
Бог знает как затесался в программу солидного Чеховского фестиваля этот маленький полулюбительский спектакль, как пришло в голову включить его в эффектный канадский блок между брутальной, провокативной хореографией Мари Шуинар и знаменитыми по всему миру постановками Робера Лепажа и цирка «Элуаз». Похоже, это предварительная шпионская вылазка фестиваля, посвященного юбилею Чехова, что пройдет через три года, -- так организаторы и предлагали взглянуть на Chekhov's short's. Понятно, что причины появления спектакля в Москве связаны скорее с политикой, чем с искусством, а смотреть его стоило разве только для общего образования: вот, оказывается, какой театр может существовать в большом городе тридцать лет, собирать премии и вызывать доброжелательные отзывы критиков. Впрочем, мы и раньше слышали, что Канада -- страна нетеатральная и с драмой, особенно англоязычной, там беда. Вспоминали: вот ведь и уехавший туда когда-то Владимир Мирзоев вернулся.
Писать про Chekhov's short's не стоило бы вовсе, если бы спектакль не показался занятной коллекцией театральных штампов, причем не тех претенциозных и важных, которые есть в наших профессиональных театрах, а самых наивных штампов трогательного любительского кружка или какого-то совсем уже голимого провинциального театра, лабающего бедные постановки раз в месяц, чтобы разъезжать с ними по школам. Итак, Театр Смит -- Гилмор создали почти тридцать лет назад, как можно догадаться, Мишель Смит и Дин Гилмор. Сами они стали сочинять спектакли и в них играть. В Chekhov's short's кроме двух немолодых руководителей на сцену выходят две женщины помоложе; вот так вчетвером в темных костюмах, к которым добавляются детали вроде платочка или котелка, они и играют на пустой черной сцене, где из реквизита есть только несколько чемоданов в ролях стульев, шкафов, музыкальных инструментов и др. Словом, все как было модно в семидесятых, да и в студийном театре восьмидесятых тоже. Спектакль состоит из четырех коротких чеховских рассказов -- «Человек в футляре», «Спать хочется», «Каштанка» и «Скрипка Ротшильда», вставленных в рамку рассказа «В вагоне», отчего все истории приобретают стандартный вид дорожных историй: «А вот еще был случай». Школьные сюжеты для канадцев, видимо, совсем не являются хрестоматийными, их берут просто оттого, что они понравились. И ставя, например, «Человека в футляре», не только играют, но и осмысливают его, как дорвавшиеся до сцены пятиклассники. Забавно все же, сколь универсальная вещь штамп. Движение в спектакле идет от смешного к трагическому, поэтому поначалу все, надев пальто и шляпы, клоунски семенят, корчат рожи, старательно работают с воображаемыми предметами. (На это смотреть диковато, поскольку у исполнителей нет самых элементарных актерских навыков, обретаемых на первом курсе; например, играя на воображаемом пианино, девица бестолково болтает руками туда-сюда, будто белье полощет, безо всякой связи с музыкой.) История про человека в футляре кажется театру очень смешной, тут Беликова играет немолодая актриса, она говорит писклявым голосом и тоже семенит. Каштанка в духе тысяч наших школьно-тюзовских постановок оказывается девочкой с двумя хвостиками-ушами и коричневым пятном вокруг глаза. Она бегает на четвереньках и лает. Дальше настает время драматизма, но рассказывать о нем не буду -- смотреть на самодеятельную «Скрипку Ротшильда» после спектакля Гинкаса тяжеловато. Есть в Chekhov's short's, конечно, и специфически «иностранные» штампы, вроде того, что, объявив малороссийскую песню, поют нечто на мотив «Очей черных», а в «Каштанке» уличный музыкант насвистывает «Катюшу», но, в общем, выяснилось, что все вполне универсально. Удивительно совсем не то, что происходит на сцене -- нет, там как раз все предсказуемо с первой до последней минуты. Удивительно, что, глядя на это, публика умудряется сохранять какое-то добродушное спокойствие и даже хлопает в финале. Все-таки недаром говорят, что у нас самый доброжелательный зритель. Хотя, может быть, это такой особый род высокомерия к театральным дикарям: ладно, что с них взять -- играть не умеют, Чехова не понимают. Своих за то же самое поубивала бы. |
Выставка Олега Кулика в Центральном Доме художника Событие претендует стать одним из главных в сезоне. Впервые в истории весь Центральный Дом художника с его тремя этажами отдан одной персоне -- Олегу Кулику, разместившему в анфиладах советского выставочного ангара свой архив за 20 лет, с 1987-го по 2007-й... >>
В Москве выступила Катарина Карнеус Сольный вечер Катарины Карнеус (Швеция) последний из трех абонемента «Звезды мировой оперы в Москве» на сцене Концертного зала имени Чайковского... >>
На Чеховском фестивале показали канадский спектакль Chekhov's short's Бог знает как затесался в программу солидного Чеховского фестиваля этот маленький полулюбительский спектакль, как пришло в голову включить его в эффектный канадский блок между брутальной, провокативной хореографией Мари Шуинар и знаменитыми по всему миру постановками Робера Лепажа и цирка «Элуаз»... >>
Книга Александра Долинина «Пушкин и Англия» адресована не только пушкинистам Книга Александра Долинина «Пушкин и Англия» (М., «Новое литературное обозрение») снабжена нарочито скромным, почти отпугивающим подзаголовком «Цикл статей»... >>
Смотрите с 27 июня на экранах Москвы «Крепкий орешек 4» (США, 2007, Лен Уайзман). По-настоящему долгожданное возвращение на экраны Джона Маклейна (Брюс Уиллис) -- нью-йоркского полицейского, который уже три раза оказывался крайним в чрезвычайно опасных ситуациях, но всегда выходил победителем, пусть даже набив себе шишки, расцарапав лицо и порвав майку... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|