N°102 15 июня 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Последний из главных Открылся XIII конкурс имени П.И. Чайковского
Духовой оркестр и Первый фортепианный концерт Чайковского -- две вещи, имеющие безотказно точное воздействие: в первом случае с грустью вспоминается прошлое, во втором торжественно утверждается вечное. Музыканты в белых мундирах у памятника Петру Ильичу Чайковскому перед Большим залом Консерватории, исполняющие музыку старых лет (неизбежный марш «Прощание славянки»), -- прекрасный зачин мероприятия, корнями уходящего вглубь минувшего века: 1958-й год, начало «оттепели», I конкурс имени Чайковского, окруженный толпой обожательниц первый лауреат Ван Клиберн -- обаятельный американец с русской душой, играющий на рояле «Подмосковные вечера». Первый концерт Чайковского (ГАСО России, солист Николай Луганский) -- завершение церемонии открытия: эта музыка настолько срослась с конкурсом, что восприятие ее вне ритуала кажется противоестественным, будто создана она не в позапрошлом веке, а по заказу государства, отважившегося на частичную смену имиджа: Советский Союз -- мировая музыкальная держава.
Конкурс Чайковского -- наверное, последнее, что близко к аутентичному виду осталось от одного из главных объектов, образующих мифологию СССР: олимп, где великие судят будущих великих, битва, которую, как футбол, наблюдает, переживая, вся большая страна, наконец -- едва ли не самое важное -- торжество отечественной исполнительской школы. В 1970-м на IV конкурсе жюри скрипачей возглавляет Давид Ойстрах, а лауреатами становятся Гидон Кремер (I премия), Владимир Спиваков (II премия), Лиана Исакадзе (III премия), Татьяна Гринденко (IV премия). Пример, когда без слов понятно, что Советский Союз -- это такая страна, где даже избранным на олимпе бывает тесновато. О славном прошлом государства и его символа -- конкурса -- напоминает выставка в фойе Большого зала. Глядя на молодые лица победителей из прошлого, ощущаешь себя частью великой империи: Наталья Гутман (1962), Григорий Соколов, Владимир Атлантов и Виктор Третьяков (1966), Елена Образцова (1970), Михаил Плетнев (1978), Виктория Муллова (1982), Борис Березовский (1990). Когда, наконец, попадаешь в Большой зал, где лауреат X конкурса Николай Луганский перечисляет за роялем духоподъемные пассажи главного русского классика, а ГАСО России под управлением Марка Горенштейна ему размашисто аккомпанирует, то, конечно, понимаешь, что в 1994-м, когда пианист стал лауреатом, мы жили уже действительно в другой стране -- в новой России. Не только с другой политической и государственной структурой, но и со свежими представлениями о прекрасном и о том, ради чего люди, потратившие годы труда на профессиональное образование, садятся за рояль. Чем ближе к нашему времени, тем просторнее становится на олимпе. Сегодня о былом величии нашей музыкальной культуры напоминают два обстоятельства: посвящение конкурса Мстиславу Ростроповичу, который до своего вынужденного отъезда из России трижды был председателем жюри виолончелистов (1962, 1966, 1970), и корпус уважаемых председателей: Николай Петров (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка), Наталья Шаховская (виолончель), Ирина Богачева (вокалисты), Игорь Фролов (скрипичные мастера). В составе интернационального жюри Россия представлена разнообразно. Теми, кто здесь родился, остался и множит славу отечественной школы внутри отечества, например, пианисты Дмитрий Башкиров, Михаил Воскресенский и Сергей Доренский. Или теми, кто родился, уехал и укрепляет престиж нашей школы на Западе, приезжая сюда уже послом другой страны, например, знаменитый воспитатель скрипичных виртуозов Захар Брон (Германия). Наконец, теми, кто родился, уехал и украшает нынешнее жюри в статусе действующей мировой звезды от имени родины, например, тенор Владимир Галузин. А о том, что конкурс имени Чайковского уважаем в мире, говорит присутствие в жюри хотя бы двух несомненных величин -- тенора Луиджи Альва (Перу) и меццо-сопрано Грейс Бамбри (США).
Открылся XIII конкурс имени П.И. Чайковского Духовой оркестр и Первый фортепианный концерт Чайковского -- две вещи, имеющие безотказно точное воздействие: в первом случае с грустью вспоминается прошлое, во втором торжественно утверждается вечное... >>
На Чеховский фестиваль питерский БДТ привез «Марию Стюарт» «Мария Стюарт» Темура Чхеидзе -- единственный российский спектакль в гастрольной программе чеховского фестиваля. Почему выбрали именно его, теперь понять трудно... >>
О новой книге Тимура Кибирова Тимур Кибиров всегда был поэтом неудобным для вменяемых интерпретаторов. По-своему легче тем, у кого кибировские стихи вызывают неприязнь... >>
В Японии пройдет Фестиваль российской культуры Огромная, рассчитанная почти на полгода, программа Фестиваля российской культуры откроется 2 июля концертами Московского государственного академического камерного хора и закончится в ноябре «звуками Гергиева, от которых цепенеет мир» (таков слоган гала-концерта оркестра Мариинского театра)... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|