N°10
23 января 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2007
Гламур, монгол, разгневанные мужчины и Анна с Ассой
Чего ждать от российского кинематографа в 2007 году

версия для печати
С каждым годом в стране снимается все больше фильмов, значительной их части удается уже не только попасть на экран, но и привлечь внимание публики. Правда, когда именно выйдет тот или иной фильм, до сих пор сказать довольно сложно. Точные -- хотя бы до месяца -- даты релизов заявляют очень немногие студии и прокатчики. Остальные ограничиваются в лучшем случае указанием сезона. Похоже, что в 2007-м кинематографическая жара наступит осенью.

Первая премьера нового года -- «Консервы» Егора Кончаловского -- в прокате с 25 января. Вновь, как и во втором «Антикиллере», ожидается политический экшн (в центре сюжета скандал с продажей оружия), вновь, как и в «Побеге», большую часть экранного времени несправедливо осужденные герои бегут из мест заключения. Интерес к этим не слишком интригующим обстоятельствам подогревал распущенный кем-то слух о том, что слово «консервы» выступает здесь в том же значении, в каком употребляется в зонах (когда заключенные совершают запланированный побег, они прихватывают с собой кого-нибудь, кого можно при необходимости съесть). Размышления о том, как будет выглядеть сцена каннибализма на глянцевой картинке Кончаловского-младшего, некоторое время занимали умы синефилов. Но ближе к премьере выяснилось, что людоедства все же не ожидается. Как объясняет сам Кончаловский, «герои удирают на машине начальника лагеря, где в багажнике сложено золото, замаскированное под консервы». Отсюда и название. Впрочем, не стоит забывать, что интерес публики к любому проекту могут обеспечить самые неожиданные вещи, в данном случае, например, резко возросшая после проекта «Звезды на льду» популярность исполнителя главной роли Марата Башарова.

Другая телевизионная сенсация последнего времени -- скандал с задержанием в Куршевеле главы «Норильского никеля» Михаила Прохорова -- могла бы сыграть на руку новому проекту Кончаловского-старшего. Но, к сожалению, работа над фильмом «Глянец» еще не завершена, и он появится на экранах только через несколько месяцев. Прототипом главного героя выступает известный в олигархических кругах владелец модельного агентства (в другой транскрипции -- агентства VIP-знакомств) Петр Листерман. Главная героиня (Юлия Высоцкая) -- швея из маленького провинциального городка -- приезжает в Москву с надеждой стать манекенщицей и попасть на обложку Vogue, терпит полнейший крах, но тут у нее появляется шанс выйти замуж за очень богатого человека, который через VIP-сводника ищет невесту, похожую на Грейс Келли... Среди других персонажей фильма и узнаваемые редакторши гламурных журналов, и завсегдатаи светских раутов -- в общем, люди, которым будет интересно «вычислить» себя на экране и которые вряд ли смогут обеспечить фильму большую кассу, но внимание к нему привлекут. Судя по сценарию, написанному самим режиссером в соавторстве с Дуней Смирновой, Кончаловский взирает на глянцевый мир с демонстративной брезгливостью. Если не ошибаюсь, именно ему принадлежит фраза о том, что ничто так не выдает плебейское происхождение человека, как пристрастие к дорогим маркам часов и автомобилей. Видимо, именно об этом и будет картина.

«Гламурной черной комедией» почему-то назвали создатели жанр фильма «Семь кабинок» Дмитрия Месхиева, который выходит в прокат 8 февраля. Фильм создан новой продюсерской компанией «Красная стрела». Я бы скорее определила жанр «Кабинок» как «маленькое смешное кино» и дала бы Месхиеву приз уже только за то, что он после эпохальных «Своих» захотел и сумел вписаться в этот формат. В фильме соблюден принцип классического триединства: времени, места, действия; события разворачиваются в течение нескольких часов в закрытом на ремонт женском туалете ночного клуба. В одной из кабинок спрятана дискета, которую поручено забрать двум дурковатым бандитам, но на которую, как выясняется, есть и другие охотники. В роли сценариста дебютировал не профессиональный драматург, а дизайнер по профессии, приятель Месхиева Никита Питерский (как утверждает Месхиев, это не псевдоним). И сценарий написан с таким нескрываемым восхищением перед всем, что привнес в кинематограф Квентин Тарантино, что поневоле начинаешь испытывать к автору большую симпатию. Это не подражание -- это чистой воды «оммаж», через 15 лет после тарантиновского дебюта с «Бешеными псами» (январь 1992, фестиваль «Сандэнс») абсолютно уместный. Режиссер Месхиев в заданном драматургом пространстве чувствует себя абсолютно свободно -- так, что даже неизбежное в этой ситуации злоупотребление крупными планами не особенно идет фильму во вред. К тому же в картине есть несколько отлично сыгранных ролей. Абсолютно блистателен Михаил Евланов (главный бандит), похожий разом на всех тарантиновских и коэновских персонажей, прекрасен Александр Яценко -- он играет юного «торчка», в недобрый для себя час заснувшего в одной из кабинок, отличное камео у Наталии Сурковой -- гостьи клуба. Еще одно камео -- у Федора Бондарчука, он играет наркодилера, поставщика Яценко.

Наркодилером режиссер «Девятой роты» выступит и в другом фильме компании «Красная стрела» -- «Тисках» Валерия Тодоровского. Его герой, молодой ди джей, ездивший покорять Москву, потерпел неудачу и вернулся в родной город (съемки проходили в Ростове-на-Дону, но имеется в виду обобщенная русская провинция), где и оказался запутанным в сложной комбинации по торговле наркотиками. Вместо привычного для Тодоровского фильма «про отношения» зрителя ожидает жесткий триллер. Скорее всего премьера картины состоится на «Кинотавре», но в прокат она выйдет не раньше осени.

В феврале и марте на экраны выйдет другой триллер: разделенный на две части «Параграф 78» продюсера Юсупа Бакшиева -- режиссерский дебют в большом кино старейшины российского клипмейкерского цеха Михаила Хлебородова по сценарию Ивана Охлобыстина. Фантастическая история про спецназовцев, которым предстоит уничтожить некий объект, а в процессе подготовки к операции выяснить друг с другом свои давние и не простые отношения, снималась долго, не обошлась без жертв (в сцене драки актер Куценко так неудачно ударил актера Вдовиченкова, что тот получил сотрясение мозга), и оказалась очень длинной. Такой длинной, что продюсер, пожалевший ее сильно сокращать, решился на выпуск вместо одного двух «Параграфов». Злые языки, впрочем, утверждают, что дело не в особой ценности отснятого материала, а в том, что Бакшиев после провала своего предыдущего проекта -- «Жесть» -- решил, что два первых прокатных уикенда вместо одного смогут поправить финансовые дела компании.

Другой фильм марта -- «Простые вещи» -- снимался с явным расчетом не на коммерческий, а на художественный успех. Его режиссер Алексей Попогребский дебютировал в 2003 году в соавторстве с Борисом Хлебниковым «Коктебелем». Следующие картины они снимали уже по отдельности. Фильм «Свободное плаванье» Хлебникова получил приз за режиссуру на «Кинотавре», был показан на Венецианском фестивале и стал любимым для изрядной части российских критиков. И это невольно повышает внимание к картине Попогребского -- истории сложных отношений врача и старого, доживающего жизнь актера (в этой роли -- Леонид Броневой).

В этом году ожидается премьера фильма еще одного режиссера, шумно дебютировавшего в 2003-м. Работу над своей новой картиной -- «Изгнание» -- заканчивает лауреат двух золотых венецианских «Львов» Андрей Звягинцев. Об этом фильме известно немного. Вновь, как и в «Возвращении», в центре сюжета -- семья, но не отец и сыновья, а муж и жена. Его играет Константин Лавроненко, ее -- шведско-норвежская актриса Мария Бонневи. В интервью Звягинцев рассказывает, что ему по-прежнему герои интересны не столько сами по себе, сколько в качестве носителей определенных функций и идей. По предварительной информации, фильм очень понравился отборщикам Каннского фестиваля, и, возможно, мировая премьера «Изгнания» состоится именно там. На родине картина должна появиться осенью.

С расчетом на Канн заканчивает работу над своим фильмом «Диспетчер» (это рабочее, то есть не окончательное название) Александр Миндадзе. Приход в режиссуру одного из самых известных и успешных российских кинодраматургов -- главный дебют этого года. Сценарий написал сам Миндадзе. В центре сюжета -- авиакатастрофа, и, как всегда у Миндадзе, главным становится поведение людей в экстремальной ситуации. Фильм снимается на киностудии «Централпартнершип», и там верят в большую фестивальную судьбу «Диспетчера», тем более что до последнего времени ни один из проектов ЦПШ не добивался серьезного международного успеха.

С большой долей вероятности можно сказать, что на международных фестивалях состоятся и премьеры новых картин наших знаменитых режиссеров: Александра Сокурова, снявшего фильм «Александра» -- о пожилой женщине, которая едет к внуку-офицеру в Чечню, в главной роли оперная певица Галина Вишневская; Киры Муратовой -- «Еще две истории: одна простая, другая сложнее» с участием Ренаты Литвиновой и Богдана Ступки; и Павла Лунгина «Ветка сирени» -- о Сергее Рахманинове (с Евгением Цыгановым и Викторией Толстогановой в роли супруги композитора). «Ветка сирени» интересна еще и тем, что это первый фильм, который снимает на русском языке с российским режиссером студия Thema Production. Дочерняя структура АФК «Система», эта продюсерская компания была рассчитана в первую очередь на производство фильмов для европейского проката (особенно успешным было ее участие в создании фильма Вуди Аллена «Матч-пойнт»). Известно, что студия планирует целую серию картин о российских людях искусства, получивших мировую известность. Так что фильм о Рахманинове -- лишь первая ласточка.

3 мая в российский прокат выходит самый таинственный фильм года -- «Груз-200» Алексея Балабанова. Об этом проекте заговорили еще на минувшем «Кинотавре», где режиссер представлял мелодраму «Мне не больно». Балабанов тогда был занят поиском исполнителей, но сценарий оказался столь радикальным, что даже самые верные студии СТВ актеры отказывались от участия в проекте. Правда, даже отклонив предложение, ни один из них не рассказал, что же такого он прочел в сценарии: сюжет фильма держится в строгом секрете. Известно лишь, что действие происходит в 1984 году -- накануне того, как страну тряхнуло цунами перестройки, и что этот фильм о маньяке, служащем милиционером, и его жертве, должен, по всей видимости, передать атмосферу герметичного общества, разъедаемого злом. Продюсер Сергей Сельянов в прошлом году согласился «попридержать» до лета новые фильмы Балабанова и Рогожкина с тем, чтобы премьеры их состоялись в июне в Сочи на «Кинотавре». Однако, несмотря на фестивальную раскрутку, результаты летнего проката всех кинотаврских хитов оказались неутешительными. И в этом году пока ни одна студия не заявила свои фильмы на лето. Так что основная обойма отечественного кино отстреляется осенью.

Именно осенью на экранах должны появиться долгожданные «12 разгневанных мужчин» Никиты Михалкова. Режиссер предполагал сделать этот фильм очень быстро, в перерывах между съемками «Утомленных солнцем 2». Но, как это часто случается с «быстрыми» проектами, работа растянулась надолго в данном случае на полтора года. Успел даже смениться один исполнитель: роль, изначально предназначенную для Олега Меньшикова, теперь играет Сергей Маковецкий. Естественно, фильмом одного из немногих известных на Западе российских режиссеров заинтересовались фестивали. Скорее всего картина поедет в сентябре Венецию. Но даже если на месте Венеции окажется вдруг Канн (а такая возможность вовсе не исключена), это вряд ли повлияет на сроки выхода в отечественный прокат: компания Никиты Михалкова ТРИТЭ не захочет поставить очередной прокатный эксперимент на себе и выпустить картину в мертвый сезон.

Схожие фестивальные планы (Канн, а с большей долей вероятности -- Венеция) у Сергея Бодрова-старшего с фильмом «Монгол». Картина о молодых годах Чингисхана -- самый крупный на сегодняшний день проект студии Сергея Сельянова СТВ (бюджет -- 15 млн евро, значительный даже по европейским масштабам). Большая часть фильма снималась в Китае с участием российских, китайских, монгольских, японских актеров. Постановочная команда также интернациональна. Начинал снимать «Монгола» голландский оператор Роджер Стофферс, затем, когда дело дошло до батальных сцен, был приглашен Сергей Трофимов -- оператор, снявший «Дневной дозор» и «Ночной дозор». (Сергей Бодров полагает, что после «Дозоров» спецэффекты можно смело заказывать российским студиям, что сам и сделал). Хотя до основных завоеваний Чингисхана дело не доходит, даже внутренних монгольских баталий хватило на то, чтобы задействовать в съемках конницу из 1000 человек (впоследствии в несколько раз умноженную на компьютере). Сейчас «Монгол» находится в стадии монтажа, причем занимается им Зак Стендберг, смонтировавший все три «Матрицы». Венецианский фестиваль пригласил «Монгола» в конкурс еще в тот момент, когда картина только начала сниматься. Тогда же появился и американский дистрибьютор -- тот же самый, что прокатывал «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. На российские экраны фильм выйдет в сентябре.

Ближе к концу года появятся две новые картины Сергея Соловьева -- многострадальная «Анна Каренина» и «Асса 2». Фильмы будут выходить как дилогия, с общей рекламной кампанией и торжественными мероприятиями. (Напомним, что Соловьев был первым в нашей стране, кто освоил формат «гала-премьера» и случилось это как раз на первой «Ассе»). Новая «Асса» оказалась сюжетно связана с романом Толстого: Алике, отбывающей наказание за убийство Крымова, удалось получить в тюремной библиотеке одну-единственную книгу, роман «Анна Каренина», правда, без первых тридцати страниц. В течение многих лет героиня Татьяны Друбич читает и перечитывает растрепанный том, и этот роман становится частью ее жизни. Сцены съемок «Анны Карениной» вошли в «Ассу» (работа над фильмами шла параллельно), правда роль режиссера Сергея Соловьева в этих сценах исполняет не он сам, а Сергей Маковецкий. В «Ассе» также заняты: Сергей Шнуров -- он, по сути, играет самого себя (изначально его героя должны были звать Штырь, но потом решили, что Шнур звучит гораздо лучше); Юрий Башмет -- он играет не самого себя; актриса Екатерина Волкова -- она выступает здесь еще и как автор собственных песен. Не исключено и появление Африки -- Сергея Бугаева, несмотря на то, что его герой, как помнят зрители, в конце первой «Ассы» погиб.
Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.01.2007
Чего ждать от российского кинематографа в 2007 году
С каждым годом в стране снимается все больше фильмов, значительной их части удается уже не только попасть на экран, но и привлечь внимание публики. Правда, когда именно выйдет тот или иной фильм, до сих пор сказать довольно сложно... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  23.01.2007
Элис Сиболд. «Милые кости». Перевод с англ. Е. Петровой. М.: «Эксмо», 2007... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама