N°1 10 января 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Небывалое -- бывает Роман Солженицына «В круге первом» издан в серии «Литературные памятники»
Такого еще не случалось. Не только весь многолетний опыт, но и сама идея «Литературных памятников» отвергает возможность публикации в этой серии сочинений ныне здравствующих авторов. Но писательская судьба Солженицына столь невероятна, место его в истории литературы (и просто в истории) столь значительно, а бег времени столь стремителен, что вопиющее «нарушение правил» оказывается (мало сказать допустимым) совершенно необходимым. Хотя и невероятным.
О том, что такое противоестественная участь «писателя-подпольщика», Солженицын подробно рассказал в книге «Бодался теленок с дубом». Всякий честный читатель «очерков литературной жизни» обречен испытать настоящее потрясение: та борьба, к которой, казалось бы, сводилась жизнь автора «В круге первом», «Одного дня Ивана Денисовича», «Ракового корпуса», «Архипелага...», не должна была позволить появиться этим (и другим писавшимся в советские годы) сочинениям в том виде, который мы воспринимаем как данность. Я не о гражданском мужестве, нравственной высоте и силе мысли сейчас говорю -- об абсолютной преданности писательскому делу, о том полном подчинении себя искусству слова, без которого невозможно художественное совершенство. Солженицын однажды решил быть писателем вопреки всему -- и своего добился. В каждой вещи, которую он -- раньше или позже -- полагал достроенной, а потому в принципе предназначенной для встречи с читателем. (Другое дело, что встреча эта, как правило, откладывалась -- по причинам, от автора уже не зависящим.) Том «Литературных памятников» позволяет увидеть, как работал Солженицын. Разумеется, творческая история каждого солженицынского произведения достойна пристального внимания исследователей и здорового интереса «обычных» читателей, но все же случай романа «В круге первом» -- особый. И потому, что это первая завершенная проза Солженицына, писателя, который по-настоящему обрел себя именно на этой стезе (а не в поэзии и драматургии). Именно здесь были явлены две основные тенденции Солженицына-повествователя, напряженное «противоборство» которых во многом определяет его поэтику: установка на сжатость (действие охватывает три дня), подразумевающая «символичность» описываемых событий, и установка на всеохватность (обилие персонажей, сложное переплетение многочисленных сюжетных линий, которые лишь кажутся «автономными», но в итоге оказываются «зарифмованными», а потому запечатлевающими ускользающую от обычного взгляда целостность бытия.) И потому, что судьба романа была особенно сложной, о чем напоминает авторское предисловие: «написан -- 1955--1958 искажен -- 1964 восстановлен -- 1968». Рассказу о том, что стоит за этими тремя короткими строками, посвящены сопровождающие текст статья «Судьба автора и судьба романа» и обширные комментарии, основное содержание которых составляют: «1) наиболее значительные варианты ранних редакций...2) выявление автобиографических мотивов в образе главного героя -- Глеба Нержина; 3) связь этого героя с чередой автобиографических образов дороманной и послероманной поры; 4) общие с другими произведениями Солженицына мотивы; 5) фиксация попутных замечаний автора... в процессе работы над первым авторским изданием полной, «атомной» версии романа...». Для исследователя в равной мере важны текстология, биография и поэтика (о которой немало говорится в статье) -- такое единство интересов (вроде бы необходимое любому филологу) встречается не часто. И еще реже оно сочетается с глубоко личным отношением к «объекту исследования», которое ощутимо в каждом абзаце статьи и примечаний Миры Геннадьевны Петровой, чье творческое сотрудничество с Солженицыным началось сорок лет назад -- осенью 1966 года. Вот что написано о Мире Геннадьевне в «Невидимках» (пятом дополнении к «Теленку...»): «...она была так талантлива на восприятие литературы, что заменяла мне сразу 10--20 других читателей -- бесценное качество для подпольного писателя: всякую новую главу, страницу довольно было проверить на ней одной. Вообще писателю, столь занятому сокрытием, утайкой, подчиненному внешним механическим требованиям конспирации и ее жестких сроков, грозит опасность не соблюсти неторопливого эстетического созерцания пропорций и деталей в сделанном. Именно об этом нередко напоминала мне Мира. Потому она и заняла такое особое положение -- в стороне ото всей моей конспирации: она сохраняла мне отдельную заповедную территорию, где был я не конспиратор, а чистый писатель <...> Она была и проверяющий мой собеседник: до нее -- ни с кем, а после нее только с женой моей Алей я разговаривал о работе в самом ходе ее, а иногда и прежде первого построения. Это -- хрупкий разговор, он может разломать весь замысел, если собеседник не ты же, отщепленный, а чужероден. Этот разговор велся не в реальном пространстве, а в эн-мерном литературном, он не подгоняем был временем (как все в моей жизни подгонялось), ему не требовалось подчас бумаги и карандаша, записать, это была медленная переставка и проверка основ -- методов и конструкций в разных лучах сопоставлений. В таких разговорах выясняются и могут быть избегнуты многие ложные пути». Продолжением тех разговоров и стало прижизненное академическое издание романа «В круге первом». Думаю, что никому, кроме Миры Геннадьевны Петровой (текстолога и редактора в одном лице!), это дело (а лучше сказать -- чудо) никогда бы не удалось.
Новые выставки музеев Санкт-Петербурга Обморочные состояния Петербургу нравятся. Кто бы спорил. Перевертыши, перверсии, сомнамбулический омут мысли служат компенсацией циркульно-астролябильной регулярности пространства. Неверные болотные огни освещают правильные «прошпективы»... >>
Все помнят «Коммуникативную трубу» и «Железный занавес» из фильма «Асса», но мало кто знает, что Сергей Соловьев, собиравший свой культовый фильм про андерграундную культуру словно коллаж, использовал конкретные работы конкретного художника... >>
Роман Солженицына «В круге первом» издан в серии «Литературные памятники» Такого еще не случалось. Не только весь многолетний опыт, но и сама идея «Литературных памятников» отвергает возможность публикации в этой серии сочинений ныне здравствующих авторов... >>
Смотрите с 11 января на экранах Москвы «Альфа Дог» (США, 2006, Ник Кассаветис). Сегодня для того, чтобы стать героем голливудского биографического фильма, совсем не обязательно быть последним китайским императором, автором гениальных симфоний или хотя бы первым исполнителем роли супермена... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|