N°3
13 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.01.2006
Терпение и терпимость
Издан сборник трудов академика Панченко

версия для печати
Александр Михайлович Панченко (1937--2002) к концу жизни обрел не только статус академика, уважение коллег, но и довольно широкую известность. Телевизионные программы, которые он вел, занимали и людей несведущих (но охочих до «старины» и желающих знать о делах минувших «всю правду»!), и в общем-то грамотную публику, и изощренных профессионалов. Панченко был великолепным рассказчиком -- естественным, убедительным, когда нужно -- темпераментным, когда нужно -- ироничным. Он умел сопрягать книжную велеречивость с живым просторечием, изумлять раритетным «случаем» или «деталью» и столь же своевременно спускаться на землю, предлагая протереть глаза, вооружиться здравым смыслом и увидеть вроде бы привычный факт в новом свете. Сама его повествовательная манера предполагала возможность понимания прошлого, в котором разом все было «не так» (культура и ментальность изменчивы) и «точно так же» (человеческая природа неизменна).

Манера эта присуща и его письменным текстам, в которых всегда слышна устная речь и неизменны апелляции к здравому толку и человеческому опыту. Подчеркиваю: всегда. Даже при обсуждении весьма специфических проблем, к примеру теологических или стиховедческих, для уразумения сути которых нужны профессиональные навыки. Но Панченко строил свои статьи и книги так, что читатель их себя просвещаемым простецом не чувствует. Богословские споры, государственные установления, грамматические и риторические теории в его истолкованиях утрачивали ореол тайны и привкус «скучности». Не случайно одним из любимых героев Панченко был книжник Симеон Полоцкий, стремившийся охватить своими виршами весь мир, дать возможным читателям внятное представление о самых невероятных и разнообразных феноменах натуры и истории, составляющих, впрочем, единый универсум.

А ведь этот «латинствующий» умник, выходец из Белоруссии, прошедший выучку у иезуитов и отпавший от устоев, вроде не должен бы импонировать автору, православное сознание которого ощущалось и в подцензурных работах советского периода, человеку, который сказал о себе: «Я эмигрировал в Древнюю Русь!» Речение это стало названием сборника трудов Панченко (СПб., Издательство журнала «Звезда»), в который вошли монография «Русская культура в канун петровских реформ» (1980) и статьи, сгруппированные в три блока -- «Из истории русской души» (о крещении Руси -- в предании и в истории, о русском юродстве, о боярыне Морозовой, о «реформе веселья» Петра I и петровской веротерпимости), «О русской литературе» (емкий очерк становления нашего стихотворства, предварявший подготовленный Панченко превосходный том «Библиотеки поэта» «Русская силлабическая поэзия XVII--XVIII вв.», 1970, статьи о смене писательского типа в России, отношении молодого Пушкина к православию и «мирской святости», воплощениями которой стали наши писатели-классики) и «Мифологемы русской истории» (статьи о легендарном посещении апостолом Андреем Киева и Новгорода, о «потемкинских деревнях» и... о мавзолее Ленина и квазирелигиозном культе основоположника коммунистической партии).

Уже из этого перечня сюжетов видно, что никакой эмиграции в Древнюю Русь Панченко не предпринимал. Если уж искать "его" эпоху, то это переломный и многоцветный, «бунташный» и бранчливый XVII век, когда Древняя Русь сходила на нет, а на смену долгому молчанию пришло многоглаголанье, равно присущее ревнителям древлего благочестия и апологетам новизны, век, который казался его насельникам последним, а ныне многим видится прообразом недавно минувшего столетия второй русской смуты. При этом симпатии Панченко распространяются и на тех, кого власть именовала раскольниками, и на адептов западной учености, на мученицу боярыню Морозову и книжников, упоенно изощряющихся в стихотворстве. Точно так же, анализируя религиозную ситуацию 1820-х годов, Панченко предлагает увидеть резоны и в той смеси мистицизма и веротерпимости, проводником которого выступали министерство князя Голицына и Библейское общество, и в том симбиозе традиционности и мракобесия, что был присущ их противникам. Да, Панченко любил Древнюю Русь и скорбел по ее исчезновению, но не спешил судить реформаторов, а о реабилитации смеха и любовной тематики в текстах XVII -- начала XVIII века писал с восхищением. Да, он знал, как страшно Петр унизил Церковь, но отдавал должное толерантности первого императора. Он хорошо понимал, что «мирская святость», которой наделила Пушкина русская культура, совсем не равна истинной святости, но и отречься от «мирской святости» не желал.

Панченко не был человеком той или иной партии (хотя бойцы противоборствующих станов то причисляют его к «своим», то костерят как ренегата). Не был он и просто «академическим ученым» -- просветительские интенции дышат в самых специальных трудах Панченко. Он не знал «как надо» (что любил подчеркивать), но не затворялся в молчании. Он терпеть не мог «современность» и революционность -- и всю жизнь их начала обмысливал. Он, не будучи карьеристом, сделал завидную карьеру -- и умер совсем не старым человеком. Кажется, в душе его было место и драме, и загадке. Но выше них стояло иное -- здравомыслие, уважение к преданию, привычка терпеть, надеясь на будущее, и истинная терпимость, что так трудно дается сегодняшним спорщикам.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.01.2006
ИТАР-ТАСС
«Затмение» на сцене Ленкома
Ставить сейчас Кена Кизи? Шестидесятые далеко, еще дальше -- американские шестидесятые. Битники, предлагавшие слишком простые решения сложных проблем (давайте освободим человека -- и быстро, а быстрее всего вырвать его из угнетающего общества можно с помощью ЛСД и волшебных грибов) -- уже древняя история... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  13.01.2006
Михаил Циммеринг
В воскресенье, 15 января в Большом зале Консерватории продюсерский центр «Классика Вива» представит оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в концертном исполнении с участием европейских звезд, Камерного хора Московской консерватории и оркестра аутентичных инструментов Pratum Integrum... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.01.2006
Крокин-галерея воскресила музейный жанр натюрморта
Натюрморт по причине камерности и приземленности как самостоятельный художественный жанр зародился довольно поздно, в конце XVI столетия. Да и то прежде всего в Голландии, переживавшей тогда расцвет среднего класса -- пылкие изображения снеди и вина доставляли детскую радость бюргеру, добившемуся этих благ собственным трудом... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.01.2006
Издан сборник трудов академика Панченко
Александр Михайлович Панченко (1937--2002) к концу жизни обрел не только статус академика, уважение коллег, но и довольно широкую известность... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика