N°237 22 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Униженные и удовлетворенные Shell, Mitsui и Mitsubishi сдали «Газпрому» контроль над «Сахалином-2»
Меньше двух недель понадобилось акционерам проекта «Сахалин-2» -- Royal Dutch Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%), чтобы договориться с «Газпромом» о конкретных условиях передачи российскому концерну контрольного пакета акций. Вчера было объявлено, что госмонополия купит 50% плюс одна акция за 7,45 млрд долл. Проект продолжит реализовываться на основе соглашения о разделе продукции, но при этом принцип его функционирования будет несколько видоизменен, чтобы компенсировать России потери от увеличения сметы. Она будет утверждена на ближайшем заседании наблюдательного совета проекта, который состоится в первом квартале 2007 года. Новый размер сметы уже согласован между российскими властями и акционерами проекта, но официально не раскрывается.
Как стало известно «Времени новостей», признанные Россией затраты «Сахалина-2» будут увеличены с нынешних 10 млрд до 19,4 млрд долл. Это лишь немногим меньше, чем просил оператор проекта Sakhalin Energy при старом составе акционеров. Напомним, что прошлым летом SE внесла в Минпромэнерго предложение утвердить расходы проекта на уровне 20 млрд долл., после появления экологических претензий смета подросла еще на 2 млрд долл. Теперь акционерам проекта предстоит расписать эту сумму в работающий сметный документ до заседания наблюдательного совета. О достижении договоренностей по новой структуре акционеров «Сахалина-2», последнего в нефтегазовом секторе проекта, где до сих пор нероссийских участников не было вообще, стороны публично объявили в Кремле в ходе встречи с Владимиром Путиным. Президент России, сказав дежурные фразы о наличии в российском энергетическом секторе всех крупнейших мировых компаний, заявил: «То, что «Газпром» принял решение сегодня участвовать в совместной работе на «Сахалине-2», -- это корпоративное решение. Правительство России проинформировано об этом, и у нас нет никаких возражений, мы будем его приветствовать». Каждый акционер продаст «Газпрому» за «живые» деньги половину своего пакета. Shell за 27,5% плюс одна акция получит 4,1 млрд долл., Mitsui за 12,5% -- 1,86 млрд долл., а Mitsubishi за 10% -- 1,49 млрд долл. Сделка пока не структурирована и будет завершена в следующем году. В «Газпроме» подчеркивают, что сумма абсолютно рыночная, но при этом была выработана в ходе переговоров с акционерами (независимая оценка активов не проводилась). Во встрече с президентом страны приняли участие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, главы действующих акционеров Йерун ван Дер Вир из Shell, Шоэ Утсуда из Mitsui, Йорихико Кодзима из Mitsubishi, а также министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, курирующий проекты СРП. Все участники переговоров выражали единодушное удовлетворение их исходом. Г-н Миллер, если верить совместному пресс-релизу компаний, радовался «укреплению позиций компании на рынке сжиженного природного газа» («Сахалин-2» первый и пока единственный в России проект такого рода). Г-н Утсуда -- тому, что приход «Газпрома» «позволит реализовать проект согласно намеченному графику». Кодзима-сан отметил, что «совместные усилия четырех акционеров будут способствовать превращению Sakhalin Energy в ключевого поставщика СПГ и нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона». Г-н ван дер Вир выразил мнение, что «соглашение является важным шагом, предопределяющим возможности дальнейшего развития проекта «Сахалин-2». Виктор Христенко, который вышел к журналистам после встречи с президентом Путиным, с большим удовольствием сообщил о том, что, несмотря на «объективный рост» сметы российская сторона нашла «с инвесторами форму взаимоотношений, которая позволяет от этого удорожания проекта не потерять своих доходов». Он не объяснил ее суть, но, видимо, речь идет о том, что несмотря на двукратное увеличение затрат по проекту Россия начнет получать значительную долю продукции раньше момента, когда инвесторы полностью компенсируют свои затраты. Как бы участникам проекта по изменению структуры акционеров «Сахалин-2» ни хотелось обойти экологическую тему, которая стала главным инструментом давления на Shell сотоварищи и дала им недвусмысленный намек, что сроки поставок сжиженного газа могут быть серьезно сорваны, избежать ее было невозможно. «Что касается экологических проблем: мне очень приятно, что экологические ведомства России и наши инвесторы договорились о порядке решения возникших вопросов, -- сказал Владимир Путин. -- Я знаю, что у вас еще предстоят встречи в Министерстве природных ресурсов, но, насколько меня проинформировали, принципиально вопрос можно считать решенным, а подходы к решению проблем согласованными». Встреча акционеров «Сахалин-2» с министром природных ресурсов Юрием Трутневым в присутствии прессы и вовсе превратилась в постановочную сцену покаяния Shell. Г-н ван дер Вир приехал на нее прямо из Кремля вместе с японскими коллегами, но от лица иностранных акционеров пришлось говорить только ему. Алексей Миллер то ли остался в Кремле, то ли уехал оттуда по другим делам -- к г-ну Трутневу «Газпром» делегировал начальника департамента внешнеэкономической деятельности Станислава Цыганкова. Глава Shell, извинившись за опоздание, пообещал, что после вхождения в проект «Газпрома» участники будут «вместе решать экологические проблемы». «Мы будем полностью соблюдать российские нормы, и если будут возникать какие-то претензии, делать все, чтобы их быстро урегулировать», -- каялся он, и просил г-на Трутнева выдать все необходимые лицензии для продолжения работ по проекту, чтобы «мы вовремя могли реализовать проект, естественно в рамках российского законодательства». И министр снисходительно обещал работать в этом направлении, «естественно, строго в рамках законодательства». «У акционеров есть только один путь -- сделать проект лучшим в России с точки зрения охраны природы», -- поставил высокую планку Юрий Трутнев. Сразу после окончания этого короткого и странного мероприятия президент Shell стал предметом охоты со стороны журналистов и немного испугался. «Я не убегаю, -- кричал он, -- давайте сделаем большой круг и я отвечу на ваши вопросы». «Соблюдайте дистанцию", -- говорил он в страхе, когда кольцо вокруг него сжималось все сильнее, грозя лишить не только контрольного пакета в «Сахалин-2», но и здоровья. Но на вопросы он так толком и не ответил, посоветовав собравшимся, пользоваться услугами своей пресс-службы. |
Shell, Mitsui и Mitsubishi сдали «Газпрому» контроль над «Сахалином-2» Меньше двух недель понадобилось акционерам проекта «Сахалин-2» -- Royal Dutch Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%), чтобы договориться с «Газпромом» о конкретных условиях передачи российскому концерну контрольного пакета акций... >>
«Роснедра» может поднять вопрос о сокращении доли Total в Харьягинском проекте «Роснедра» сегодня на заседании специальной комиссии ведомства поднимет вопрос об отзыве у французской Total лицензии на Харьягинское месторождение, разрабатываемое на условиях раздела продукции, поскольку компания отстает по объему добычи... >>
Morgan Stanley купил Городской ипотечный банк Еще один российский банк стал достоянием иностранного инвестора. Американский инвестбанк Morgan Stanley вчера объявил о покупке 100% акций Городского ипотечного банка, основным акционером которого являлся глава «Росгосстраха» Данил Хачатуров. Участники сделки не раскрывают ее сумму... >>
Кредитным организациям упростят процедуру рефинансирования ипотеки В России в скором времени может появиться единая форма ипотечной закладной. Соответствующие поправки в закон «Об ипотеке» уже внесены в Госдуму... >>
Внешэкономбанк усилит поддержку промышленности Внешэкономбанк (ВЭБ) намерен расширить объемы кредитования российской промышленности, что призвано способствовать разработке и производству новых видов конкурентоспособной, в том числе на международных рынках, продукции, приданию инновационного характера экономике страны... >>
«Северсталь-авто» будет выпускать двигатели FIAT Воспользоваться таможенными льготами при производстве автокомпонентов до того, как Россия вступит в ВТО, стремится все больше компаний. Сегодня ожидается подписание соглашения между канадской Magna и «АвтоВАЗом» по созданию совместного производства автокомпонентов, которое, возможно, будет работать в режиме промсборки... >>
Три немецкие авиакомпании заработали как одна Рейсы немецких бюджетных авиакомпаний dba и Germania Express из Москвы с 1 января 2007 года будут объединены под брендом Air Berlin. Открывшийся вчера новый рейс Нюрнберг -- Москва уже выполняется «под флагом» этой авиакомпании... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|