N°235
20 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.12.2006
Звезды тускнеют
версия для печати
Индустрия развлечений требует новых жертв. Ежедневно на телеэкранах, в радиоэфире, на страницах глянцевых журналов, все умножающихся афиш и телепрограмм должны выступать звезды. Желательно -- молодые, аппетитные, известные, обаятельные и талантливые. Не молодые, но очень знаменитые тоже могут, но они иная статья. Их популярность сложилась в советское время, когда репутации отстраивались, отстаивались и сохранялись на века, подобно неказистым, но прочным девятиэтажкам, которые невозможно взорвать, но и использовать затруднительно. Потому что главные потребители товаров и соответственно главные адресаты рекламы -- молодые люди -- хотят видеть себе подобных. И узнавать в них себя, свое поколение, которому все доступно, все по зубам. Во всяком случае те, кому приходилось иметь дело с установками работодателей на самых разных носителях рекламного глянца, прекрасно знакомы именно с этой формулой.

Проблема в том, что носителей становится все больше, а знаменитостей -- все меньше. Вернее, уменьшается не количество, а качество их известности -- она все менее прочна, ощутима и надежна.

Конец года -- время премий. Все чаще, помимо традиционных профессиональных премий, присуждение которых в идеале должно сделать более известными и востребованными новые произведения или имена, появляются премии, рассчитанные на обратный эффект -- при помощи известных имен сделать более привлекательным издание, или компанию, или телеканал. Создать шоу вокруг уже знакомых имен, собранных в новом сочетании ради вручения очередной награды.

По тем же принципам сегодня создаются и телепрограммы. У телевидения два типа героев. Один -- типичный обыватель, участник ток-шоу или объект телерепортажа. Чтобы сделаться интересным, ему нужно либо стать предельно откровенным (рассказать об измене мужа, признаться в преступлении, поделиться проблемами с потенцией или избыточным весом), либо сделать что-то экстраординарное (продемонстрировать на себе хирургическую операцию, съесть живого паука, в прямом эфире познакомиться с собственной матерью). Но не о нем сейчас речь.

Второй и главный герой массмедиа -- это и есть звезда, то есть человек, настолько известный, что его не надо представлять, и в силу этой известности ужасно интересный широкой публике. С ним можно сделать интервью или фотосессию, его можно просто демонстрировать в эфире, в гостях у другой звезды, на ток-шоу, в политических дебатах, можно в конце концов пригласить вести это самое ток-шоу и тем самым обеспечить рейтинг.

Но где взять звезду достаточной величины? Самый простой способ -- создать самим. Это может позволить себе только телевидение, только большие каналы, но и у них это не всегда получается. К тому же чисто телевизионная звезда редко бывает самодостаточной, а главное -- это скоропортящийся продукт. Артистов, сыгравших главные роли в рядовых сериалах, редко знают по фамилиям, их запоминают по именам главных героев. Ясно, что публике интересно не столько то, как работает на сцене своего Молодежного театра актриса Нелли Уварова, сколько как выглядит в жизни актриса, сыгравшая дурнушку Катю Пушкареву. Собственно, именно Катю Пушкареву, а не Нелли Уварову и могут пригласить для успешности программы или издания ... При том, что «Не родись красивой» -- мега-сериал по успешности, лидер рейтингов. Однако кто вспомнит Юлию Зимину, сыгравшую героиню «Кармелиты», позапрошлогоднего хита канала «Россия»?

Особое положение занимает созвездие «Ментов», кочующее по всем каналам, однако самостоятельной яркости они не достигли.

Обойма настоящих звезд, неизменно вызывающих интерес, сложилась благодаря счастливому стечению обстоятельств во времена малой еще конкуренции, семейным династиям, участию в крупных кинопроектах больших каналов. И она не слишком велика. Войти в их число очень трудно, силком ввести туда новичков почти невозможно, а снашиваемость их от частой эксплуатации довольно значительна.

Успех в профессиональной деятельности даже в сфере искусства не делает человека звездой. Хоть Гамлета играй, хоть Жизель танцуй... Почти нет массмедийных звезд среди наших серьезных музыкантов, оперных певцов, балетных артистов. Прекрасной театральной актрисе Полине Агуреевой, чтобы вызвать вполне заслуженный интерес со стороны вполне образованной публики, надо было сыграть роль в фильме, показанном в конкурсе Венецианского фестиваля, в связи с чем она была удостоена внимания со стороны телеканалов и глянца. Ее многолетняя замечательная работа в модном московском театре не дала ей и десятой доли нынешней, тоже не ослепительной звездности.

Писатель для звездного конвейера всегда был не ходовым товаром, хотя эпоха книг для супермаркета внесла свои коррективы, и Дарья Донцова с Татьяной Устиновой если и не сгодятся для обложки, вполне украсят собой ток-шоу.

Политики нынче измельчали и кроме Жириновского с Новодворской сошли с основного небосклона. Сергей Иванов и Дмитрий Медведев и вовсе довольствуются новостным форматом, не открывая дверей своих квартир для фотосессий и телевизионных завтраков...

Самая звездодельная отрасль -- эстрада -- у нас на особом положении. Эстрадные звезды у нас не поют, а скандалят: то обматерят публику или друг друга, то подерутся, то разведутся. Рядом с национальными особенностями бытового поведения блекнет профессиональный пиар, поддерживаемый заявлениями о новой диете, купленной страховке или планируемом усыновлении. Народ в России такого навидался, что обычные ссоры-разводы плохо продаются. Тут нужно серьезно пострадать, а на это мало охотников...

Сравнительно новая область для российской популяции звезд -- спортивные достижения. Но тут либо проблема с внешними данными, либо непреодолимый заслон зарубежных конкурентов, с которым нашим рекламным носителям пока трудно сражаться...

В общем, дефицит звезд уже ощущается. И с каждым годом все труднее будет набрать гостей для новогодних «Огоньков», телепраздников для телепузиков и даже для участия в корпоративных вечеринках. Но есть у этого процесса и хорошая сторона. Не исключено, что в результате появится необходимость отличать выступающих, малоизвестных широкой публике, друг от друга, и вот тогда им может понадобиться умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах или смешно шутить...
Алена Солнцева


  КУЛЬТУРА  
  • //  20.12.2006
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Музей архитектуры показывает выставку «Итальянский Дворец советов»
Под занавес уходящего года Музей архитектуры подарил прекрасно сделанную, тщательно подготовленную программу, посвященную концептуальному диалогу двух архитектурных проектов Дворца советов в Москве: хорошо известного проекта Бориса Иофана и пребывавшего в забвении проекта итальянца Армандо Бразини... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  20.12.2006
Опера «Упражнения и танцы Гвидо» на юбилее Татьяны Гринденко и Владимира Мартынова
Для всех, кто хоть немного знаком с современной музыкальной ситуацией, один только перечень имен и названий юбиляров этого вечера звучит как героическая музыка... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  20.12.2006
Смотрите с 21 декабря на экранах Москвы
«Делай ноги» (США, 2006, Джордж Миллер). Трехмерный компьютерный мультфильм с песнями и плясками. Оказывается, в мире императорских пингвинов принято находить себе пару при помощи пения, так что заснеженные просторы Антарктиды постоянно оглашаются возвышенными ариями и комическими куплетами... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
//  читайте тему:  Кино
  • //  20.12.2006
Индустрия развлечений требует новых жертв. Ежедневно на телеэкранах, в радиоэфире, на страницах глянцевых журналов, все умножающихся афиш и телепрограмм должны выступать звезды. Желательно -- молодые, аппетитные, известные, обаятельные и талантливые... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика