N°233 18 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Эра Су-34 Уникальный военный истребитель принят на вооружение
Сегодня ровно 13 лет со дня первого полета истребителя Су-34. Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В 1995 году машина демонстрировалась на авиасалоне в Ле Бурже как Су-32ФН. Спустя десять лет Министерство обороны России подписало документ «Об определении условий производства самолетов Су-34 на ОАО «НАПО» для российских ВВС». И вот в прошлую пятницу на аэродроме Ельцовка Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) им. В.П. Чкалова военные летчики получили два первых серийных Су-34 с бортовыми номерами 01 и 02. Экипаж «ноль первого» таков: командир -- Герой России полковник Игорь Маликов, штурман-испытатель -- полковник Александр Ощепков, кандидат технических наук. Впервые в новейшей истории страны принят на вооружение новый боевой многофункциональный комплекс.
С этого момента для завода остались позади долгие и трудные перестроечные годы, когда зарплату не платили по полтора года, а дома отключали от электроэнергии, когда комбинат питания выпекал рабочим хлеб в зачет будущей зарплаты. Многие предприятия в тот период продали свои площади, просто исчезли. НАПО же не пустил на свою промплощадку ни одного арендатора, ни одной чужой структуры, удалось удержать и основных специалистов. Среднемесячная зарплата только в этом году выросла с 6700 руб. до 10700. За 13 лет самолет претерпел две модернизации -- в 1999 и 2004 годах. Традиционное для «Су» тандемное размещение летчиков было заменено на альтернативный вариант -- с посадкой пилотов по схеме «рядом». Именно эта компоновка позволила создать беспрецедентные для истребителя удобства экипажу. Во время десятичасового (с дозаправкой) полета пилоты по очереди могут встать, размяться, разогреть в СВЧ-печи бортовой паек. При необходимости можно и вздремнуть в горизонтальном положении между креслами. Это, наверное, первый истребитель, на борту которого есть туалет -- настолько облагорожены не все самолеты даже дальней авиации. Автор этих строк несколько лет назад в течение двух недель летал в составе экипажа российского АВАКСа -- А-50 и может засвидетельствовать: при экипаже в полтора десятка человек самолет не имел туалета. Общее ведро выносил на аэродроме тот, кто в полете не выдерживал первым. Кресла пилотов Су-34 имеют массажную спинку, как на стратегическом Ту-160, которые после знаменитого полета оценил верховный главнокомандующий. До высоты 11 тыс. метров пилоты могут не браться за кислородные маски. Самолет легко управляется в том числе за счет переднего горизонтального оперения -- так называемых «крылышек». Кабина представляет собой титановую бронекапсулу. Топливные баки протектированы и заполнены пенополиуретаном, что значительно повышает их взрывобезопасность. Но важнее, конечно, боевые характеристики машины. Боеприпасами со спутниковой коррекцией (их испытания завершены только летом этого года) самолет способен «работать» даже по субмаринам и заглубленным бункерам. Радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, особая конфигурация планера делают самолет практически незаметным для наземных радиолокаторов. На 12 точках подвески Су-34 может нести четыре типа управляемых ракет «воздух-воздух», «воздух-поверхность», корректируемые авиационные бомбы, зажигательные баки, разовые бомбовые кассеты, неуправляемые снаряды. Максимальная боевая нагрузка -- 8 тонн. Генеральный директор корпорации «Сухой» Михаил Погосян, прилетевший в Новосибирск, рассказал, что самолет имеет широкие возможности модернизации. Уже заложены новый радиоэлектронный и радиолокационный комплексы, система радиоэлектронной борьбы. Как ударный комплекс Су-34 имеет перспективу на ближайшие более чем двадцать лет. По словам генерала армии Владимира Михайлова, ВВС нужно около 200 таких машин. После того как будет оснащено первое соединение российских ВВС, Су-34 пойдут на экспорт. Главком ВВС уверен: по пилотажным свойствам этот самолет никак нельзя назвать бомбардировщиком -- он пилотируется, как истребитель. Нет необходимости выпускать Су-34 и отдельно как разведчика -- достаточно к нему подвесить контейнер с аппаратурой. Это машина будущего, с большим потенциалом, она будет востребована в ближайшие 30--40 лет, считает генерал. Аналогов Су-34 в мире нет. Всего таких машин будет изготовлено, по словам Михаила Погосяна, 300--400. Еще летом 1999 года на Су-34 были установлены семь рекордов, причем без всяких специальных доработок. Например, была достигнута высота 16 100 метров с нагрузкой в одну тонну в виде ракет «воздух-воздух» -- при оговоренном в тактико-технических данных практическом потолке 15 км. Главный конструктор Су-34 Ролан Мартиросов восхищен бортовой РЛС, имеющей уникальные характеристики: «Не каждая страна может похвастаться таким локатором». Г-н Мартиросов пока не видит необходимости в двигателе с изменяемым вектором тяги, поскольку 70% задач этого самолета -- ударные. Хотя модный ныне «движок» легко может быть поставлен на Су-34. Бывший гендиректор НАПО, ныне заместитель главы Военно-промышленной комиссии Александр Бобрышев хвалит самолет взахлеб: «Как только летчики почувствуют Су-34, охладеют к остальным машинам. Наступает эра Су-34». В этот день заводчане сдали военным по долгосрочному контракту еще и четыре отремонтированных и модернизированных Су-24М2. «Мы не сорвали ни одной строчки гособоронзаказа», -- сказал генеральный директор НАПО им. Чкалова Федор Жданов. Государство платит предприятию тем же. Гособоронзаказ этого года -- 47% от общего объема продукции, то есть более 2 млрд руб., в следующем году он не вызывает сомнения -- будет 67%. Это по нынешним временам много. НАПО перешел от разовых работ по заказу Минобороны к долгосрочной программе развития ВВС. Объемы производства НАПО в этом году выросли в два раза, в следующем еще удвоятся. Число рабочих мест в ближайшее время увеличится более чем на тысячу человек. В соседних цехах -- производство Superjet-100, который придет на смену Ту-134. Для этого создан цех суперскоростной обработки деталей на европейском уровне. В нем уже установлены три пятикоординатных станка, каждый из которых заменяет 10--15 старых, вместо 20-30 часов на старом оборудовании деталь изготовляется за 2--3 часа. Каждый станок обошелся примерно в миллион евро. Цех работает в три смены. Готовые блоки отправляются на завод в Комсомольск-на-Амуре для сборки. А первые Су-34 пойдут в 4-й Липецкий центр боевого применения и подготовки летного состава. Там примерно за год будут написаны методические пособия для летчиков линейных частей. К 2010 году в соответствии с трехлетним государственным контрактом НАПО изготовит и передаст ВВС полк таких самолетов. В последующем они полностью заменят Су-24. Символично, что на Западе Су-34 получил наименование Fullback -- «защитник». Главком ВВС генерал Михайлов собирается на «защитнике» пойти на очередной рекорд, причем уже в этом году. А в недрах ОКБ «Сухой» уже просматриваются контуры следующего уникума фронтовой авиации -- Су-35. |
СПС не хочет становиться "Другой Россией" В минувшую субботу в Москве прошел съезд партии «Союз правых сил». На нем правые утвердили партийные списки для участия в мартовских выборах 2007 года в законодательные собрания 14 регионов, обсудили свои политические перспективы, а также сформулировали позицию по отношению к коалиции «Другая Россия», которая в тот же день проводила «Марш несогласных»... >>
Ради сохранения своего поста Сергей Миронов отказался бороться с "Единой Россией" на выборах в Петербурге Сергей Миронов публично отказался от места «паровоза» в списке «Справедливой России» на выборах в законодательное собрание Санкт-Петербурга 11 марта 2007 года... >>
Многомесячная задолженность по зарплате спровоцировала камчатских коммунальщиков на революционные действия До полутысячи рабочих коммунальных предприятий Усть-Большерецкого района на востоке Камчатки намерены с помощью так называемой "итальянской забастовки"(выполнения своих обязанностей исключительно в рамках ограниченного рабочего дня) добиться от местных властей выплаты пятимесячных долгов по зарплате... >>
Уникальный военный истребитель принят на вооружение Сегодня ровно 13 лет со дня первого полета истребителя Су-34. Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В 1995 году машина демонстрировалась на авиасалоне в Ле Бурже как Су-32ФН... >>
Накануне исполняющегося завтра 100-летия со дня рождения абсолютного рекордсмена России по количеству государственных наград и анекдотов, выдающегося деятеля мирового коммунистического движения, генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева стало окончательно ясно, что этот «дорогой товарищ» остается одним из любимых руководителей российского народа... >>
15 ноября -- 15 декабря 2006 года «Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в российских СМИ... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|