N°197
26 октября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.10.2006
По Мокрому
Думе предлагают окончательно уничтожить местное самоуправление в России

версия для печати
Первое чтение законопроекта, фактически отменяющего выборность мэров столиц субъектов федерации, намечено на 8 ноября. Это уже не первая попытка «Единой России» достроить вертикаль власти до местного самоуправления. Обращает на себя внимание, что всплеск активности в этом вопросе породили результаты региональных выборов 8 октября, где вторая партия власти (еще не объединившиеся Партия жизни, "Родина" и Партия пенсионеров) выступила, по мнению первой партии власти, слишком удачно.

Законопроектом, который внесли в Госдуму депутаты Владимир Мокрый, Владимир Жидких и Алексей Огоньков, предлагается внести поправки в несколько статей уже действующего закона о местном самоуправлении. В частности, одна из поправок касается статьи 79 закона. Название «Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге» предлагается дополнить словами «административных центрах, столицах субъектов РФ».

Дело в том, что в двух российских столицах -- городах федерального значения существует особая форма местного самоуправления -- сами города, по Конституции, считаются субъектами федерации, а местное самоуправление действует лишь на внутригородских территориях. Такую же схему предлагается распространить на все региональные столицы, дополнив статью закона о местном самоуправлении положением: «В административных центрах, столицах субъектов РФ осуществление местного самоуправления предусматривается либо в границах административного центра, столицы субъекта РФ, либо на внутригородских территориях». Таким образом, управление этими городами фактически перейдет в ведение губернаторов, а неугодные мэры (например, свежеизбранный мэр Самары Виктор Тархов из РПЖ при губернаторе-единороссе Константине Титове) станут номинальными фигурами.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «от сбалансированности разграничения полномочий между региональным уровнем государственной власти и местным самоуправлением в административных центрах субъектов Российской Федерации во многом зависит успех развития как региона в целом, так и его столицы». Для решения этой задачи законопроект предусматривает возможность осуществления местного самоуправления только на внутригородских территориях административных центров субъектов Российской Федерации. В этом случае местное самоуправление на городском уровне осуществляться не будет. Владимир Мокрый при этом ссылается на зарубежный опыт, в частности на систему местного самоуправления в Лондоне.

Владимир Мокрый пояснил "Времени новостей", что "законопроект не нарушает конституционное право граждан на местное самоуправление". По мнению автора, поправки сохраняют основные принципы местного самоуправления: выборность органов местного самоуправления, наличие муниципального имущества и собственного бюджета. "Законопроект предполагает осуществлять местное самоуправление либо на всей территории города, либо на внутригородских территориях. Но и на этих территориях будут соблюдаться все принципа организации местной власти", -- говорит г-н Мокрый.

Депутат полагает, что переход к созданию внутригородских муниципальных образований не может произойти стихийно, по желанию одного человека, даже самого авторитетного губернатора. Это право регионом может быть реализовано только с учетом мнения населения и только законом субъекта Российской Федерации.

Не боятся авторы законопроекта и запроса в Конституционный суд о неконституционности их поправок. "По этой проблематике есть решение Конституционного суда по Республике Удмуртия, в котором указывалось, что субъект вправе определить уровень, на котором осуществляется местное самоуправление", -- пояснил Владимир Мокрый.

Сомнений в том, как субъекты воспользуются этим правом, не возникает. Заместитель директора Института национальной конкурентоспособности, бывший член думского комитета по местному самоуправлению Вадим Бондарь напомнил «Времени новостей», что аналогичные поправки вносятся уже несколько лет: «Губернаторы давно уже хотят назначать мэров, но пролоббировать это не получается. Теперь нашли интересный поворот -- столичные города, потому что основная часть бюджета субъекта собирается в столице, в столице же аккумулируются финансовые интересы. Также исторически много конфликтов между мэром столичного города и губернатором. Это на самом деле правильные конфликты, они заложены в систему. Местное самоуправление с государством в хорошем смысле слова должно конфликтовать».

При этом аналитик пояснил, что во многих городах введен институт сити-менеджера (который является приглашенным управляющим и занимается административно-хозяйственной деятельностью, кандидатуру сити-менеджера на конкурсной основе отбирает специальная комиссия, которая затем вносит ее для утверждения депутатам): «Влияние губернатора на назначение сити-менеджера очень большое, но в том случае, если он жестко контролирует политическую ситуацию и депутатов гордумы. Но это так и не решило проблемы в некоторых субъектах. Практически везде, где мэры выборные, существует конфликт».

Законопроект также дает право губернаторам, а не мэрам определять источники местных бюджетов, а также распоряжаться землей, транспортом и коммунальной инфраструктурой. В пояснительной записке говорится, что «законопроектом дополняется статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации положениями о том, что органы государственной власти определяют источники доходов бюджетов, перечня и порядка исполнения расходных обязательств городских округов и поселений, являющихся административными центрами, столицами субъектов, а также внутригородских муниципальных образований административных центров, столиц субъектов».

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев считает, что предложения единороссов противоречат не только духу, но и букве Конституции. «Москва и Санкт-Петербург -- это субъекты федерации, они отдельно упомянуты в Конституции. А столицы регионов -- это просто большие города, -- пояснил он «Времени новостей». -- Во всех городах существуют избранные населением представительные органы власти, избранный тем или иным образом мэр, это легитимные органы власти, которые избраны на определенный срок полномочий. И никаких законных правовых оснований этот срок сокращать не существует».
Дарья ГУСЕВА
//  читайте тему  //  Политическая реформа


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  26.10.2006
ИТАР-ТАСС
Дмитрий Козак начал вводить элементы внешнего финансового управления на Кавказе
Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак предпринял на этой неделе первую попытку начать по-новому строить взаимоотношения между федеральным центром и регионами вверенной ему части страны, научить южные республики разговаривать на относительно современном экономическом языке... >>
  • //  26.10.2006
Кирилл Каллиников
Глава управления администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест КОЛЕРОВ принял участие в научной конференции, организованной Российским государственным университетом имени Иммануила Канта в Калининграде... >>
  • //  26.10.2006
Денис Гришкин
Новые левые почти определились с названием
Накануне намеченного на ближайшую субботу, 28 октября, объединительного съезда «актуальных левых» в Москве лидеры объединяющихся Партии пенсионеров, Российской партии жизни (РПЖ) и "Родины" практически определились с названием своей будущей единой организации... >>
  • //  26.10.2006
Думе предлагают окончательно уничтожить местное самоуправление в России
Первое чтение законопроекта, фактически отменяющего выборность мэров столиц субъектов федерации, намечено на 8 ноября. Это уже не первая попытка «Единой России» достроить вертикаль власти до местного самоуправления... >>
//  читайте тему:  Политическая реформа
  • //  26.10.2006
Губернатор Камчатки подал в суд на мэра областного центра
Губернатор Камчатской области Михаил Машковцев направил иск против мэра Петропавловска Владислава Скворцова. Поводом к судебной тяжбе стал палаточный городок, который развернули рыбаки, недовольные тем, как областные власти распределяют квоты на водно-биологические ресурсы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ