N°180 03 октября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Телевидение еще может быть оперативным
Событие. Самое яркое впечатление последнее время (не только в сентябре) производил ТНТ: слежу за претендующими на часть денег Владимира Потанина участниками проекта «Кандидат-2»; стараюсь не пропустить житейски-полезного шоу «Няня спешит на помощь»; развлекали звезды, играющие в куклу («Ребенок-робот»).
Отмечу нестандартный ход СТС, поставивший в прайм-тайм очень крепкий, но рискованный по тематике сериал про подростков «Кадетство». Два канала-лидера, часто бодающиеся одинаковыми форматами, порадовали совершенно разным воплощением одной идеи -- телешколы фигурного катания. «Танцы на льду» («Россия») главным элементом сделали соревнование начинающих фигуристов, а «Звезды на льду» («Первый») выглядят слишком продюсерским (просчитанным до мелочей) и от этого не очень искренним по духу проектом. «Первому» также спасибо за сериал «Остаться в живых», опровергающий все рассуждения продюсеров о том, что умное ТВ и кино сегодня некому смотреть. А еще за «Другие новости», в которых не мельтешат три главных лица всех остальных новостей. На НТВ с удовольствием слушаю впечатления музыканта Сергея Шнурова о заморских странах -- он рассказывает как-то очень по-человечески просто и без лишнего пафоса. Такой простоты недостает Алексею Пивоварову в студии его первого неинформационного проекта «Авиаторы», хотя во время натурных съемок в кабине самолета или под куполом параплана ему удается избавиться от привычки быть слишком серьезным. На фоне умалчивания на ТВ всего, кроме успехов, событиями выглядели своевременные обсуждения событий в Кондопоге в программе Киры Прошутинской «Народ хочет знать» (ТВЦ) и убийства Андрея Козлова на НТВ (ток-шоу Владимира Соловьева «К барьеру!» вышло в эфир прямо в день смерти зампреда ЦБ). Я уже стал забывать, что телевидение может так оперативно интерпретировать незапланированные происшествия. Антисобытие. То, что остановившийся в последние годы в творческом поиске ТВЦ, наконец, сдвинулся с мертвой точки, уже удача. Но пока по-настоящему порадовал только Илья Колосов в «25-м часе». Ожидания, что у канала появится собственная интонация в общении со зрителем, пока не оправдались. Почти все новые проекты напоминают телевизионное караоке -- где-то я уже все это слышал, только исполняли гораздо лучше. Недолгая судьба самого привлекательного проекта сентября -- «В круге света» на «Домашнем». Мне было интересно, как Светлана Сорокина и Алексей Венедиктов в прямом эфире с кучей гостей будут радовать глаз и слух кремлевских обитателей. А судя по невнятным и неохотным объяснениям Александра Роднянского причин внезапного закрытия программы, без их недовольства тут не обошлось.
Телевизионные критики обсуждают начало сезона Как обычно, в сентябре телевидение начинает сезон: каналы после летнего затишья предстают в новых нарядах, соблазняют свежими программами, меняют форматы и сражаются за рейтинги. Начинают свой седьмой сезон и журналисты клуба «Телепресса», которые регулярно пишут о телевидении в самых разных изданиях, но один раз в месяц собираются вместе на страницах "Времени новостей", чтобы отметить самые яркие и самые неудачные события и назвать наиболее запомнившихся персонажей. >>
Событие. Новый телесезон начинался довольно вяло. Восторги вокруг проектов «Танцы на льду» («Россия») и «Звезды на льду» («Первый канал») показали, как напористо на экране дилетанты теснят профессионалов. И не только в ледовых шоу. Выпуски «Фабрик звезд» и «Народных артистов» уже доказали, что ускоренное производство кумиров порой выгоднее, чем поиск людей с настоящим талантом. Массовое появление звезд сериалов, задавивших «массой» мастеров кино, способных оживлять на экране схематичных героев, -- явное торжество дилетантов. На этом фоне новые проекты -- «Авиаторы» Алексея Пивоварова и «Наказание. Русская тюрьма вчера и сегодня» Кирилла Набутова на НТВ -- проявление высокого профессионализма в телевизионной документалистике. Как и продолжение сериала «Тайны следствия» («Россия»), крепко сделанного и сыгранного актерами с редкой для «сериального потока» психологической достоверностью. Отметим и «Татьянин день» на канале «Домашний», где обаяние Татьяны Веденеевой и ее опыт работы в кадре создают особую теплую ауру. Фильм «Мир, который построил Гердт» («ТВ-Центр»). Цикл фильмов «Русские» с участием Светланы Сорокиной на «Первом канале». Начало вещания четырех новых каналов под названием «Цифровое семейство» («Теленяня», «Дом кино», «Музыка Первого», «Время»), созданных «Первым каналом» и пока доступных зрителям «НТВ-Плюс». Это первые шаги по пути, которым идет мировое ТВ. >>
Событие. Появление и уход после двух выпусков программы «Вокруг света» («Домашний») как признание торжества найденных каналом стиля и темы. Его специализированная направленность устояла перед соблазном вернуться к изжившему себя жанру «канала обо всем». >>
Главное в телевизионном меню сентября -- эфир со льдом. Сразу два основных канала поставили звезд на коньки. Участники проектов вызывают огромное восхищение. Каналы -- меньшее, поскольку шоу не свои, а купленные. Как, впрочем, и большинство проектов, которые появились в этом сезоне, -- от адаптированных сериалов до юмористических программ, имеющих зарубежные аналоги. Доходит до абсурда: передача РЕН ТВ «Улица Гоголя» -- это русская версия зарубежного проекта Schillerstrasse, то есть «Улица Шиллера». Вообще российское телевидение похоже на отечественный автопром: у нас пока научились осуществлять только сборку из западных деталей. >>
Событие. Документальный фильм «Батальон оборотней» («Первый канал») о Николае Павленко, создавшем в годы Великой Отечественной войны собственную воинскую часть, которая занималась строительством мостов и дорог, причем охрану ему подбирали ничего не подозревающие сотрудники НКВД; документальный фильм «9/11» («Первый канал»), посвященный пятилетию трагических событий в Нью-Йорке; «Серебряный шар» с Виталием Вульфом («Россия») об очень талантливой, тонкой, но бесконечно одинокой актрисе Алле Демидовой; «Гений места. Вена» с Петром Вайлем («Культура») о жизни блестящего австрийского композитора Густава Малера; фильм «Сны шелковой акулы» из научно-познавательного цикла «Пятое измерение» («Культура») об уникальной морской экосистеме у берегов кубинской провинции Сьего-де-Авила -- Садах Королевы. >>
Безусловные удачи -- ледовое шоу на «Первом» (как и следовало ожидать, оно богаче, эффектнее и зрелищнее с точки зрения показа, света, цвета, декораций, драматургии и органичных ведущих); неполитизированная и деликатная картина ВВС к годовщине 11 сентября -- о людях, безысходности, мужестве и сострадании («Первый»); сериал «Остаться в живых» на «Первом» (который качеством режиссуры, непривычной драматургией, психологизмом и проговариванием спорных моральных коллизий, в которые попадает современный человек, похоже, подтверждает мысль о том, что интерес к отечественным сериалам может и ослабнуть, если покажут выдающийся западный). Осторожно, можно сказать, ощупью на экран этой осени пробираются новые темы -- благотворительность («Непутевые заметки», «Пока все дома» -- «Первый»), индивидуальный успех, удачная карьера, соотнесение совести, бедности и богатства («Молодцы» -- MTV, «Кандидат» -- ТНТ), жизнь подростков («Кадетство» -- СТС). >>
Наступивший сезон пока крайне скуден на события. Но уже понятно, что нас и дальше с возрастающим усердием будут развлекать и отвлекать: танцами и песнями со звездами, стряпней, ремонтами и путешествиями с ними же. Набирает обороты псевдодокументальный сериал «Смерть замечательных людей» (почти на всех каналах, но в лидерах пока «Первый»). Только в сентябре -- «Последние 24 часа Виталия Соломина», «Виторган и Балтер»», «Леонид Филатов. Я не хочу больше жить» и пр. На этом фоне выделились лишь «Страсти по Солоницыну» («Россия»), позволившие узнать и понять, как и жил и творил замечательный актер, а не как умирал. Крепчает криминально-тюремная составляющая на канале НТВ. К традиционным рассказам о душегубах в программах «Чистосердечное признание», «Профессия -- репортер», «Программа максимум» добавился познавательный исторический сериал «Наказание: русская тюрьма вчера и сегодня». Поскольку согласно русской традиции от сумы и тюрьмы не зарекаются, это безусловно должен знать каждый. >>
Событие. Самое яркое впечатление последнее время (не только в сентябре) производил ТНТ: слежу за претендующими на часть денег Владимира Потанина участниками проекта «Кандидат-2»; стараюсь не пропустить житейски-полезного шоу «Няня спешит на помощь»; развлекали звезды, играющие в куклу («Ребенок-робот»). >>
Событие. Фильм о судьбе Аллы Балтер и Эммануила Виторгана на «Первом». Все оказалось сделано так тактично, со вкусом, любовью и даже изяществом и смотрелось на одном дыхании. Могут же, если захотят! Фильм об Исааке Бабеле («Россия») -- без слезливых сантиментов, исторически точно, без слухов и сплетен. "Сто вопросов к взрослому" ("ТВ-Центр") начинались еще при Попцове, так что новое руководство вряд ли может записать себе в актив. Можно сколько угодно спорить, придумывает ли кто-то детям эти недетские вопросы или это поколение такое выросло. Но избитые уже фразы о том, что истина глаголет устами младенца, в этой передаче абсолютно точны. >>
Событие. Если бы не было "Звезд на льду" на «Первом канале», то "Танцы на льду" "России" можно было бы счесть ярким, захватывающим и добрым шоу. Каким поначалу оно и казалось. Однако запущенный чуть позже проект «Первого» поражает размахом, богатством, количеством звезд первой величины, блестящей имитацией под "настоящее" фигурное катание (двойная система оценок, напряженное их ожидание на фоне заправского "задника"). И чего стоит появление (в одной программе!) Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. Шоу на втором создавали телевизионщики, а на «Первом» -- фигурист Илья Авербух, для которого, безусловно, лед -- смысл жизни. И потому складывается ощущение, что на "России" делали проект под определенный бюджет, а на «Первом» творили шоу, вдыхая в него настоящую жизнь. Хотя страсти и тут, и там -- настоящие, но проект на "России" для меня лично вытягивает лишь Петр Красилов. Хотя понятно, что «Первый» запустил звезд на лед после успеха "российских" "Танцев со звездами" в прошлом сезоне. >>
За и против. Главное шоу сезона «Звезды на льду» -- на «Первом канале». Проекта подобного качества у нас на телевидении еще не было. Завораживают не только идея и драматургия каждого танца и его воплощение, но и технология съемок. В этом шоу-проекте на экране виден каждый потраченный доллар. Очень занимательным, полезным и динамичным получилось реалити-шоу «Кандидат» с Владимиром Потаниным на ТНТ. Наблюдать за работой мысли молодых, умных, успешных молодых людей было бы полезным для тех, кто сегодня думает о том, как построить карьеру. Но ТНТ стал заложником собственной стратегии: трудно сочетать на одном канале такие проекты, как «Кандидат» и «Дом-2», особенно, когда они выходят друг за другом. Похоже, что аудитории этого канала смотреть про успешных и состоятельных, да еще и думать при этом, неинтересно -- рейтинги «Кандидата» очень маленькие. По-прежнему с большой отдачей, искренне, эмоционально работает Лолита в шоу «Без комплексов» на «Первом». Несмотря на некоторый перебор с эпатажем, она абсолютно органична в общении со зрителем. Очень точная интонация была выбрана ею в программе, посвященной усыновлению: легко было скатиться до фальши, но даже с маленькими детьми Лолита сумела найти нормальный язык, который сегодня с телеэкрана практически исчез. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|