N°167 14 сентября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
На российский газ рот не раскрывать! Российский лидер потребовал от европейцев энергетической справедливости
На деловом обеде с западными политологами и журналистами Владимир Путин в очередной раз отметил полезность российско-украинского газового кризиса, случившегося минувшей зимой. «Европейские потребители даже не знают. Они все время на волоске висели, потому что у нас все время переговоры шли очень жестко и очень не просто с украинцами, и европейцы всегда от этого зависели», -- похвастал президент. Однако тут же публично признал, что транзитная проблема и сейчас окончательно не решена. А Москва и Киев пытаются урегулировать ее сейчас, по его словам, в «прагматическом, очень дружеском контакте». Очередной такой «контакт» состоялся вчера -- министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко опять заехал в Москву, где помимо прочего обсудил с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, как гласит официальное сообщение концерна, «вопросы развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в 2006--2007 годах в контексте расширения долгосрочного взаимодействия на принципах рыночной экономики и стратегического партнерства». Получается, что жесткие переговоры с транзитером продолжаются. А значит, Европа продолжает висеть на том же самом «волоске».
Бешеный спрос на энергоресурсы и заоблачные цены, переполняющие казну нефтегазодолларами, позволяют российским властям быть разборчивым продавцом и ориентироваться не только на Европу. Президент сказал, что Россия заинтересована в контроле над транспортными компаниями, которые поставляют газ в европейские страны, и четко объяснил, почему это выгодно потребителям: «Они (европейские партнеры «Газпрома». -- Ред.) хотят либерализовать транспорт в Европе, и каждый участок транспортной сети, по которой газ будет доставляться конечным потребителям, может быть сдан в аренду, куплен. Тогда эта сверхприбыль от производителя будет перекочевывать к тем, кто сидит на трубе посередине -- между конечным потребителем и производителем, нами. Начнутся огромные спекуляции, которые не пойдут на благо конечных европейских потребителей. Это не приведет к понижению цен на наши энергоносители. Цены будут такими же, даже еще выше, только эта маржа, сверхприбыль, уйдет к тем, кто будет сидеть на трубе на том или другом участке». Если какие-то страны не согласны с такой постановкой вопроса, полагает президент, если они разрабатывают альтернативные маршруты импорта энергоносителей, например проект Nabucco (строительство газопровода из Ирана в Австрию, через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию), то Россию это вовсе не пугает: «Если есть источник сырья -- ну, почему, пускай будет, пусть будут дополнительные маршруты, дополнительные поставки. Мировой рынок очень чувствителен к этим темам. Нам будет куда направлять свое сырье. И сомнений в этом нет. Я же говорил: мы до 30% хотим увеличить экспортный портфель по нефти на страны Азии. Да мы и по газу можем увеличить значительно. Мы и сделаем это наверняка». Иными словами, позиция России по отношению к европейским странам такова: если не соглашаетесь на наши условия сейчас, завтра сырье уйдет вашим более расторопным конкурентам. Кроме того, все больше и больше набирает вес идея сохранения ресурсного потенциала для будущих поколений. Идея продавать меньше, но дороже, по информации «Времени новостей», все чаще находит поддержку кремлевских чиновников. Владимир Путин четко объяснил, почему наша страна требует таких «справедливых правил» в энергетическом бизнесе: «Все должны понять, что это прежде всего наши национальные ресурсы, и не раскрывать на них рот, как на свои собственные. Но при этом мы всегда вели себя, ведем себя и намерены вести себя очень ответственно. Мы планируем принимать участие в выработке общих правил в этом секторе мировой экономики. И мы намерены исполнять эти правила, выработанные совместно. Но эти правила должны быть справедливыми, они должны учитывать все аспекты энергетической безопасности». При этом Москва, которая договаривается с европейскими странами напрямую (в обход генеральной линии Брюсселя), не слишком довольна качеством диалога с ЕС. «Нам непросто вести диалог с Евросоюзом, если там нет четких, ясных структур, если Европа находится в процессе становления. Каждые полгода меняется председатель, но это естественно, -- пожаловался президент. -- Мы знаем, непростые процессы идут между Еврокомиссией и национальными правительствами, во всяком случае по отдельным направлениям деятельности». Как бы подтверждая справедливость этих претензий, премьер-министр Италии Романо Проди (который, кстати, в ходе последнего визита быстро нашел с г-ном Путиным общий «энергетический» язык, и теперь госконцерн ENI в течение полутора месяцев должен оформить соглашение о стратегическом партнерстве с «Газпромом») заклеймил французские власти за протекционизм. «Решение Франции объединить государственную Gaz de France c частной корпорацией Suez в ответ на наступательные действия Enel (итальянский концерн, намеревавшийся поглотить Suez. -- Ред.) просто усилило недостаток гармонии на рынке. Этот продолжающийся дисбаланс на рынке политически неприемлем», -- заявил г-н Проди и пригрозил ответными санкциями.
Владимир Путин провел переговоры с Виктором Вексельбергом Намеченное на октябрь слияние российских алюминиевых корпораций РУСАЛ и СУАЛ с участием швейцарской компании Glencore, которое до сих пор не подтверждал никто из «фигурантов», вчера получило официальное признание... >>
Виктор Вексельберг попросил президента о господдержке его бизнеса в сфере ЖКХ Частная компания «Российские коммунальные системы», из капитала которой собирается выйти РАО «ЕЭС России» (владеет 25% акций), оказывается, не может жить без «государственного сопровождения» ее деятельности... >>
Герман Греф призвал депутатов не пугаться ВТО Министр экономического развития Герман Греф, непосредственно отвечающий за присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), выступая вчера на правительственном часе в Госдуме, решил смягчить недавние крайне жесткие заявления российских властей о перспективах этого процесса... >>
Автостроительный концерн MAN собирается купить шведскую Scania Мюнхенский машиностроительный концерн MAN, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей и автобусов, готовится сделать официальное предложение по поглощению своего шведского конкурента Scania... >>
Министр финансов считает, что российскую экономику пытаются лечить неправильными методами Вчера министр финансов России Алексей Кудрин на парламентских слушаниях в «Президент-отеле» представил проект бюджета на 2007 год членам Совета Федерации и депутатам Госдумы... >>
Российский лидер потребовал от европейцев энергетической справедливости На деловом обеде с западными политологами и журналистами Владимир Путин в очередной раз отметил полезность российско-украинского газового кризиса, случившегося минувшей зимой. «Европейские потребители даже не знают... >>
Алишер Усманов оставил «Национальный стандарт» Льву Кветному Банк «Национальный стандарт» официально объявил о появлении нового собственника. Его основной владелец холдинг «Металлоинвест» сократил свою долю до 12%, продав 76% кредитной организации бизнесмену Льву Кветному -- партнеру металлургического магната, главы «Газпроминвестхолдинга» и владельца «Коммерсанта» Алишера Усманова... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|