N°127 20 июля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Спирта на всех не хватит Автомобили пьют больше, чем их водители
Американские экологи поставили под сомнение энергетическую стратегию президента Джорджа Буша. Хозяин Белого Дома в феврале этого года озвучил амбициозную программу, которая должна уменьшить зависимость США от импорта нефти и газа. Для этого, в частности, предполагалось развивать альтернативную энергетику и увеличивать производство биотоплива -- этилового спирта, который может заменить бензин, и биодизеля из растительного сырья. Однако, по мнению исследователей из университета Миннесоты, не стоит надеяться, что сельское хозяйство и перегонные кубы смогут в будущем полностью заменить скважины и нефтеперерабатывающие заводы. Дело в том, что человечеству требуется куда меньше калорий, чем автомобильным моторам и тепловым электростанциям.
Как подсчитали ученые, даже все нынешнее сельское хозяйство США не способно компенсировать нефтепереработку. Например, если даже перегнать абсолютно всю американскую кукурузу в спирт для суррогатов автомобильного бензина, то получившийся этанол покроет лишь 12% объема рынка горючего. Еще печальнее картина с биодизелем. Обычно предполагается, что основным сырьем для заменителя солярки может служить соя. Но весь урожай соевых бобов, выращенных фермерами США, может компенсировать лишь 6% дизтоплива, продающегося сейчас в Америке.
Конечно, в тех же Штатах выращивается не только кукуруза и соя, но и множество других полезных культур, пригодных для переработки в биогорючее. Спирт, как все слышали, можно гнать и из опилок, а для выработки биодизеля можно приспособить не только соевые бобы, но и почти любые растительные масла -- от подсолнечного до кокосового. Есть и другие страны, где автомашин меньше, а соевых плантаций и кукурузных полей в достатке, но стоит ли США менять шило на мыло: слезая с иглы нефтяного импорта, подсаживаться на соево-кукурузную зависимость? К тому же это будет означать, что чуть ли не все мировое сельское хозяйство должно переориентироваться на производство энергетических эрзацев. Вряд ли человечество готово сесть на мясо-рыбную диету и уморить всех вегетарианцев ради процветания альтернативной энергетики.
Впрочем, этот статистический скепсис вовсе не означает, что на альтернативной энергетике нужно немедленно поставить жирный крест. В конце концов, возможных заменителей традиционного топлива, производимого из нефтяных фракций, достаточно много, и зацикливаться на кукурузном спирте и соевом биодизеле не стоит. Есть, скажем, предложения делать синтетическое горючее из ископаемых углей (подобные проекты разрабатываются в Германии и Китае), можно производить топливо из обычного мусора или т.н. «биомассы» -- обычной растительной клетчатки, при разложении превращающейся в углеводородное сырье. И чем выше взлетают цены на нефть, тем прибыльнее оказываются разнообразные альтернативные энергоидеи.
Ездить на рапсе или на "Гурджаани" Грузия, которая в последнее время старательно движется в русле американской политики, похоже, решила следовать и биотопливной моде. Как передал Интерфакс, союз производителей, импортеров и потребителей нефтепродуктов Грузии выступил с инициативой наладить производство биотоплива. Любопытно, что это сообщение поступило сразу после того, как Тбилиси, Баку и Анкара с большой помпой открыли транзитный нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан, который, как многие полагали, может спасти Грузию от политически неудобной зависимости от российской нефти. Председатель местного нефтесоюза Вано Мтвралашвили предложил производить в стране биодизель, основным сырьем для которого должен стать рапс. Но не исключено, что Грузии было бы логичнее последовать европейским путем и заниматься не рапсом, а виноградом, который является основной сельскохозяйственной культурой этой страны. Тем более что после того, как Россия запретила продажу грузинского алкоголя и местные производители потеряли основной рынок сбыта, в стране наблюдается явный кризис перепроизводства вина. Евросоюз, столкнувшись с подобной проблемой, ничтоже сумняшеся ввел антикризисный топливный план. Вина Европы в последние годы теряют свою долю рынка, уступая позиции чилийской, аргентинской, американской, южноафриканской продукции. В результате цены на европейский алкоголь падают. Европейские власти вынуждены наступать на горло собственной гордости и субсидировать перегонку вина в технический этанол, который пойдет в том числе и на топливные нужды. Так, в этом году французы должны перевести на спирт в общей сложности 4 млн гектолитров вина, итальянцы -- более 3 млн гектолитров. Причем на горючее изведут не только банальные столовые вина, но и более качественные марочные сорта.
Автомобили пьют больше, чем их водители Американские экологи поставили под сомнение энергетическую стратегию президента Джорджа Буша. Хозяин Белого Дома в феврале этого года озвучил амбициозную программу, которая должна уменьшить зависимость США от импорта нефти и газа... >>
Арктический воздух с северо-запада продолжит осваивать европейскую территорию России, и в этом ему помогут холодные атмосферные фронты, а также холод, скопившийся на высоте примерно 5 км... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|