N°119 10 июля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Профессиональное суеверие Иркутский аэропорт уже давно пользуется у пилотов дурной славой
Во вчерашней катастрофе пассажирского аэробуса компании «Сибирь» в Иркутске сошлось сразу несколько обстоятельств, которые профессионально суеверные авиаторы теперь наверняка сочтут дурными предзнаменованиями. Иркутск и его окрестности уже не в первый раз становятся ареной тяжелых воздушных аварий. Для авиакомпании «Сибирь» это уже третий магистральный самолет, потерянный с момента основания в 1992 году. Более того, все три катастрофы приходятся на еще более короткий период после 1998 года, когда к руководству «Сибирью» пришла нынешняя команда менеджеров-собственников во главе с гендиректором Владиславом Филевым.
А310 оказался не очень счастливым для российской авиации. Из трех аварий широкофюзеляжных пассажирских самолетов, произошедших в нашей стране с момента распада СССР, две случились именно с А310. Аэропорт Иркутска имеет взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3165 метров, и по этому показателю относится, согласно принятой в России классификации, к категории «Б». Аэродромы высшей категории «А» имеют полосы свыше 3300 м. Например, в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово ВПП длиннее иркутской на полкилометра, 3550--3800 метров. Надо, однако, отметить, что для приема самолетов типа А310 Иркутск сертифицирован без ограничений (с 1 сентября 2005 года). С ограничениями по взлетной массе аэропорту разрешено принимать Ил-62М, а по особым разрешениям он обслуживал и более тяжелые пассажирские самолеты: Boeing-747, Ил-96, Ил-86. Таким образом, объяснить катастрофу недостаточной длиной взлетно-посадочной полосы нельзя. С точки зрения обеспеченности светосигнальным и навигационным оборудованием аэропорт Иркутска относится к I (низшей) категории по классификации ICAO. Это означает, что он может обеспечивать посадку самолета при видимости не менее 60 м по вертикали и 800 м по горизонтали. Категория I присвоена этому аэропорту недавно (в июле 2004 года). До этого он был вообще «внекатегорийным». Основной проблемой аэропорта Иркутск является его близость к центру города. Он фактически окружен городской застройкой. Еще в начале 90-х годов возникла идея перенести городской аэропорт Иркутска на территорию соседнего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Была выбрана площадка под строительство, однако дальше этого дело не пошло. Вопрос о создании нового аэропорта вновь приобрел актуальность и даже в некотором смысле политическое значение в апреле этого года, в ходе кампании по административному объединению Иркутской области и Бурятского автономного округа. Последний инцидент с выкаткой севшего самолета за пределы полосы произошел в Иркутске зимой 2004 года. Тогда Ан-24 относительно безвредно для себя застрял в окружавших взлетно-посадочную полосу сугробах. В столичном аэропорту Домодедово сходный случай 29 марта 2006 года привел к более серьезным последствиям. Ил-62 ливийской национальной авиакомпании, прилетевший на плановое техобслуживание Россию, вылетел за пределы полосы на 400 м и получил значительные повреждения. Экипаж из шести человек (все -- граждане России) не пострадал. В послужном списке авиакомпании «Сибирь» до сих пор числись две воздушные трагедии. Обстоятельства их таковы, что в обоих случаях вины авиакомпании, очевидно, нет. 4 октября 2001 года лайнер Ту-154 этой компании, направлявшийся из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит над Черным морем шальной ракетой, запущенной в ходе маневров украинской армии. Погибли 77 человек. 24 августа 2004 года другой Ту-154 «Сибири» был подорван недалеко от Ростова-на-Дону чеченской террористкой-смертницей. Погибли 46 пассажиров и членов экипажа. Так получилось, что самолеты модели А310-300, причем из одной и той же партии, ответственны за большую часть катастроф с широкофюзеляжными воздушными судами в новейшей истории России. Выпущенные в 1985--1987 годах, эти самолеты до прилета в Россию успели поработать в американской компании Pan American до ее банкротства в 1991 году. В 1992 году через лизинговое подразделение концерна Airbus их взял в аренду «Аэрофлот». 23 марта 1994 года один из этих А310 упал в безлюдном уголке Западной Сибири в районе Междуреченска. В ходе разбирательства причин катастрофы мнения «Аэрофлота» и Airbus по поводу того, кто виноват, кардинально разошлись. Авиастроители указывали, что пилот, пустивший к штурвалу своего сына-подростка, нарушил инструкцию. Российская сторона считала, что основная причина -- отключение автопилота, то есть конструктивный дефект. Как бы то ни было, «Аэрофлот» продолжил эксплуатацию А310. Их число в парке компании достигло максимума (11 штук) в 1998--1999 годах. В 2004 году «Аэрофлот» решил перейти на другие типы судов, а А310 вернуть лизингодателю. Две из этих машин достались в том же году «Сибири». Одна из них разбилась вчера в Иркутске. Кроме этих двух случаев в постсоветской России разбился только один широкофюзеляжный самолет -- Ил-86 авиакомпании «Пулково» под Москвой 28 июля 2002 года. ========================================================= Авиакатастрофы в Иркутске 1971 год. При посадке в аэропорту самолет приземлился перед полосой после слишком быстрого снижения. От самолета отделилось левое крыло, и он загорелся. Из 126 человек погибли 97. 1976 год. Самолет Ту-104, рейс Иркутск--Ленинград, продержавшись в воздухе всего 4 сек., рухнул на взлетную полосу со скоростью 350 км/час. Погиб весь экипаж, кроме одной стюардессы, точное число жертв неизвестно. 1994 год. При взлете, выполняя рейс Иркутск--Москва, разбился Ту-154 компании «Байкал-авиа». Погибли 124 человека. 1997 год. При взлете потерпел катастрофу транспортный Ан-124 «Руслан» с истребителями Су-27, направлявшийся во Вьетнам. Он упал на жилые дома в районе Иркутска-2. Погибли 70 человек, 373 были ранены. 1999 год. Через несколько секунд после взлета потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76 авиакомпании «Эльф-Эйр». Самолет выполнял чартерный рейс из Китая в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. Пять членов экипажа спаслись сами, двоих пришлось вырезать из покореженного металла. 2001 год. На подлете к Иркутску, готовясь к посадке, разбился Ту-154, принадлежавший компании «Владивосток Авиа». Погибли 145 человек. В последнее время инциденты в Иркутском аэропорту также не были редкостью. К счастью, все они до вчерашнего дня обходились без человеческих жертв. В конце апреля этого года там экстренно сел Ан-24, разгерметизировавшийся после взлета. 2 мая то же самое вынужден был проделать Як-42 компании «Красэйр», направлявшийся из Иркутска в Красноярск. У него при взлете отказали два мотора из трех. 4 июня, также из-за неполадок, возникших во время взлета, совершил вынужденную посадку самолет Ту-154 авиакомпании «Уральские авиалинии».
Аэробус разбился после приземления Сегодня в России объявлен общенациональный траур в память о жертвах авиакатастрофы -- пассажирах и членах экипажа аэробуса А310, потерпевшего аварию в воскресенье ночью в аэропорту Иркутска... >>
Иркутский аэропорт уже давно пользуется у пилотов дурной славой Во вчерашней катастрофе пассажирского аэробуса компании «Сибирь» в Иркутске сошлось сразу несколько обстоятельств, которые профессионально суеверные авиаторы теперь наверняка сочтут дурными предзнаменованиями... >>
Трое российских пилотов погибли в пятницу в Демократической Республике Конго (бывший Заир). Транспортный самолет Ан-12, совершавший рейс между городами Гома и Кисангани, разбился 7 июля, в 16 часов по местному времени, через несколько минут после взлета... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|