N°96
02 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 БАНКИ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.05.2005
Кредитный пасьянс
Рынок пластиковых карт готов к буму

версия для печати
Несмотря на бурный рост розничного кредитования, в России пока так и не состоялся бум кредитных карт. О намерении прийти в этот перспективный и социально значимый сегмент бизнеса заявляет все больше банков, однако без внешнего регулирования рынок кредитных карт развивается медленно. Для бума ему нужны кредитные бюро и низкая инфляция.

По словам председателя правления МДМ-банка Андрея Савельева, реальными кредитными картами пользуется менее 1% населения России. «Между тем в Польше в кармане почти у каждого поляка лежат по две настоящие кредитные карты», -- говорит он. Почтовые ящики американцев забиты рекламой с предложениями завести еще одну кредитную карту. «Существует мнение, что массовые кредитные проекты банков возможны лишь в западных странах с традиционно высоким уровнем жизни населения, -- говорит первый зампред Росбанка Владимир Голубков, -- однако доля кредитных карт в Турции и Египте составляет порядка 72--75% от общего числа выпущенных банковских карт».

Впрочем, в России граждане предпочитают кредитоваться в торговых точках. С января по апрель один банк «Русский стандарт» выдал 1,5 млн потребительских кредитов. А все российские банки--члены Visa к этому времени выпустили около 2 млн кредитных карт.

По данным Центрального банка, на которые ссылается Visa, кредитные карты выпускаются примерно 40 российскими банками. Тот факт, что карты не имеют широкого распространения, в платежной системе объясняют слабой маркетинговой политикой многих участников рынка. «Visa рекомендует банкам начинать разрабатывать новые интересные предложения с торговыми сетями, делать выгодные кобрендинговые программы, программы лояльности, различные бонусные программы, вкладываться в грамотный маркетинг. То есть развивать полноценные программы кредитных карт, -- говорит представитель платежной системы, -- вместе с тем у российских банков должно быть понимание того, что продукты надо не просто разработать и выпустить, надо еще и проводить оценки своих программ. Кредитные карты являются одним из самых мощных инструментов для банка при условии, если банк научится правильно изучать поведение клиента. И затем, когда у банка будет понимание, кем является его клиент, можно будет говорить о массовом рынке кредитных карт».

Получить настоящую кредитную карту сейчас значительно легче, чем несколько лет назад. Если раньше от ее обладателя требовались официально подтвержденный доход и социальный статус, то сейчас оформить карту с небольшим лимитом можно, предоставив паспорт, а также на выбор водительские права, пенсионное страховое свидетельство, загранпаспорт и т.д. Для продуктов с более крупными лимитами требования могут быть более жесткими. Так, согласно сайту Абсолют-банка, карта Visa Classic может быть выдана при условии, если вы «являетесь руководителем высшего или среднего звена или учредителем компании», вам от 25 до 55 лет, вы живете в Москве или Московской области, не меняли работу более года и располагаете ежемесячным доходом не менее 700 долларов.

«В последнее время наблюдается смягчение условий выдачи кредитных карт российскими банками, -- отмечает представитель Visa International, -- такое развитие рынка вполне логично, оно обусловлено и тем, что российский потребитель становится более образованным». Впрочем, большая часть потенциальных клиентов еще мало знает о кредитных картах, как раньше о кредитах на покупку холодильника или телевизора.

На сегодняшний день банки предлагают несколько типов карт. Овердрафтные карты обычно выдаются в рамках зарплатных проектов банка под поручительство предприятия и позволяют клиенту уходить в минус по счету с последующим погашением кредита. Кредитно-депозитные карты привязаны к депозитному счету и также дают возможность овердрафтного кредитования. Карты для экспресс-кредитов выдаются в торговых точках или в офисе банка на особых условиях при кредитовании конкретных покупок. Классические револьверные карты, привязанные к ссудному счету, позволяют заимствовать средства в рамках лимита и предусматривают его одновременное восстановление по мере погашения задолженности. По данным на начало 2005 года, российские банки--члены Visa выпустили всего около 600 тыс. револьверных кредитных карт этой платежной системы, около трети этого рынка приходится на ДельтаБанк, принадлежащий американской General Electric CF.

С конца прошлого года, после того как парламент и президент внесли поправки в Налоговый кодекс, у банков, эмитирующих карты, появилась возможность предоставлять заемщикам льготный период (grace period). По сути это отрезок времени, в течение которого заемщик освобождается от уплаты процентов по ссуде. На Западе grace period -- обычная практика, позволяющая клиентам экономить сотни долларов на процентах, но российские банки до сих пор не использовали эту возможность, хотя большинство экспертов сходятся в том, что именно этот ход может сделать карту альтернативой традиционных потребительских кредитов.

Впрочем, сам по себе grace period не панацея для рынка. Эмитенты по-прежнему ждут изменений в регулятивной среде и внешних условиях для того, чтобы активно развивать карточный бизнес. В странах с развитой кредитной культурой одно из центральных звеньев рынка -- это кредитные бюро, аккумулирующие всю информацию о выполнении заемщиками своих обязательств. Информация может предоставляться в любую организацию, выпускающую карту, на основе ее по сути и принимается решение о размере лимита по карте или целесообразности выставлять лимит. В результате у каждого заемщика на уровне подсознания заложена идея борьбы за собственный кредитный рейтинг, так же, как необходимость соблюдать общую финансовую культуру. В конце прошлого года Госдума приняла закон «О кредитных историях», однако пока он не действует. Между тем говорить о массовом рыке карт можно будет только после того, как кредитные бюро заработают и докажут свою эффективность.

Еще одним фактором, сдерживающим выпуск карт, является инфляция. По состоянию на 18 апреля потребительские цены выросли на 6,6%, к концу года инфляция, по разным оценкам, составит от 10,5 до 13%. В этих условиях реальные ставки по розничным кредитам на уровне 30% годовых выглядят вполне естественно, но активно использовать кредитную карту все равно никому не хочется. Впрочем, судя по количеству банков, желающих выйти на рынок, можно заключить, что кредитные организации позитивно оценивают и экономические перспективы, и перспективы кредитных бюро. Вслед за банками, уже занимающимися этим бизнесом, о намерении активно работать с кредитными картами недавно заявили представители розничной «дочки» Межпромбанка -- банка «Нефтяной». В этом-следующем году к выпуску карт может приступить Международный московский банк. Представители Visa также оптимистичны: «На сегодняшний день в России сложились необходимые условия для стремительного развития рынка кредитных карт: сформировалась достаточно широкая сеть приема карт, появилась база заемщиков, вступил в действие льготный период, который дает владельцам карт возможность беспроцентного пользования кредитом, вскоре вступит в силу закон о кредитных бюро». Развивается и инфраструктура -- «банки активно внедряют скоринговые системы, появляются агентства по сбору долгов». Г-н Голубков из Росбанка полагает, что массовое распространение карт в России будет зависеть "от возможности банков кредитовать население и от наличия у них технологичных систем скоринга». В целом доля кредитных карт будет увеличиваться, считает он.

«Кроме того, растущий ретейловый рынок подтолкнул развитие рынка кредитных карт. А так как сегмент розничной торговли разрастается, то он неминуемо поведет за собой стремительное развитие рынка кредитных карт», -- добавляют в Visa.

Условия выдачи и обслуживания кредитных карт некоторыми российскими банками
Банк Тип карты Плата за годовое обслуживание карты, долл. Лимит Ставка по кредиту, % годовых Комиссия за снятие наличных,%
В рублях В валюте В своих банкоматах В банкоматах других банков
Альфа-банк Visa Classic/MasterCard Mass 35 5 тыс. долл. 29 27 4 7
Visa Gold/MasterCard Gold 100 7 тыс. долл.
Visa Platinum/MasterCard Platinum 200 10 тыс. долл.
Абсолют-банк Visa Classic 25 От 300 долл., устанавливается индивидуально 21 18 0,5 1 (мин. 3 долл.)
Visa Gold 75 18--21 15--18
Visa Platinum 250 18 15
Банк Москвы Visa Electron 5 30--350 тыс. руб. 23 0,5 в ПВН Банка Москвы 1 (мин. 3 долл.)
Visa Classic 25
Visa Gold 100 100--350 тыс. руб.
Visa Platinum 300
ДельтаБанк Visa Classic 35 Нет данных 23 18 3 (в валюте) 5 (в рублях) 3 (мин. 3 долл.)/5 (мин. 100 руб.)
Visa Gold 150 15
МДМ-банк Visa Electron/Maestro -- До 200% ежемесячного дохода 23 20 0,9 1
Visa Classic/MasterCard Mass 14
Visa Gold/MasterCard Gold 80
Росбанк Visa Gold 120 От 3 тыс. долл. (90 тыс. руб.) 24 13,5 0,8 1 (мин. 2,5 долл.)
Visa Platinum 300 От 9,5 тыс. долл. (275 тыс. руб.) 22 13,5
Ситибанк MasterCard Mass 950 руб. До 320 тыс. руб. 24--28 3 (мин. 250 руб.)
MasterCard Gold 2950 руб.
«Союз» Visa Electron -- До 100% ежемесячного дохода, не более 10 тыс. долл. (300 тыс. руб.) 22--50 18--30 0,3 0,8
Visa Classic 600 руб.
Visa Gold 2700 руб.
«Уралсиб» Visa Electron/Maestro 0,5 Нет данных Двойная ставка рефинансирования (0,07% в день) 0,7 1 (мин. 3 долл.)
Visa Classic/MasterCard Mass 28
Visa Gold/MasterCard Gold 84


Источник: данные банков
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ


  БАНКИ  
  • //  30.05.2005
Кризис, разразившийся год назад, продемонстрировал, насколько хрупкой оставалась банковская система спустя шесть лет после ураганного 1998 года и непоследовательных попыток Центрального банка и правительства реформировать и укрепить эту сферу экономики... >>
  • //  30.05.2005
Марина ЧЕКУРОВА, возглавившая недавно банк «Нефтяной», обладает уникальным опытом. В течение нескольких лет она работала в Агентстве по реструктуризации кредитных организаций, занимаясь финансовым оздоровлением банков, пострадавших во время кризиса 1998 года, посредством развития их бизнеса... >>
  • //  30.05.2005
Рынок ипотечного кредитования, в который российские власти долгие годы безуспешно пытались вдохнуть жизнь, в 2004 году наконец действительно заработал. Очевидно, что дело не только в статусе «национального проекта», который ипотека получила из уст президента страны Владимира Путина, и не только законодательной базе, которую правительство и парламент сформировали за несколько месяцев. Главное, что эти действия властей попали на восприимчивую почву: жители страны в 2004 году оказались экономически готовы брать ипотечные кредиты, а банки -- выдавать их. Если за прошлый год было заключено 56,3 тыс. ипотечных сделок, то в этом году ожидается уже более 115 тыс. Удвоение налицо. >>
  • //  30.05.2005
В ходе февральского всероссийского опроса холдинг ROMIR Monitoring задал полутора тысячам респондентов более чем в ста городах и населенных пунктах России вопрос: «Скажите, пожалуйста, собираетесь ли вы в ближайший год воспользоваться ипотечным кредитованием (предоставлением денежных средств на приобретение жилья)?».. >>
  • //  30.05.2005
Государственная поддержка ипотеке осуществляется через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. АИЖК рефинансирует банки, выкупая у них права требования по ипотечным кредитам и принимая на себя соответствующие риски... >>
  • //  30.05.2005
Рынок пластиковых карт готов к буму
Несмотря на бурный рост розничного кредитования, в России пока так и не состоялся бум кредитных карт. О намерении прийти в этот перспективный и социально значимый сегмент бизнеса заявляет все больше банков, однако без внешнего регулирования рынок кредитных карт развивается медленно... >>
  • //  30.05.2005
Ликвидатор Содбизнесбанка направил в арбитражный суд Москвы заявление о признании банка несостоятельным (банкротом), передает ИНТЕРФАКС-АФИ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика