N°49
24 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.03.2005
Михаил Циммеринг
Искусство выживания
версия для печати
Под угрозой закрытия Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, уютно называемый москвичами Музей на Делегатской. Музей занимает историческое здание, бывший особняк графов Остерманов. На протяжении уже более четырех лет федеральные органы по управлению имуществом пытаются выгнать музей из дома. В свое время в музее пытался устроить резиденцию широко известный политик Павел Павлович Бородин, однако тогда музей удалось отстоять.

Недавно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом («Росимущество») предприняло новое наступление на музей. По мнению Федерального агентства, музей занимает слишком большую площадь, и его необходимо «ужать» -- как минимум на три четверти площадей. Обеспокоенный судьбой дома на Делегатской обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ встретился с директором музея Владимиром ГУЛЯЕВЫМ.

-- Чем уникален Музей на Делегатской?

-- Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства является единственным музеем Российской Федерации, объединившим в своем собрании изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов и производств, а также авторские произведения декоративно-прикладного искусства народов России. Музей был создан в 1981 году, и в следующем году готовится отметить свое 25-летие. Музей обладает такими уникальными коллекциями, как известная на весь мир коллекция агитационного фарфора 1920-х годов, частные коллекции Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера; коллекция Леонида Осиповича Утесова и многих других.

Музей расположен в комплексе зданий старинной городской усадьбы графов Остерманов, являющейся архитектурным и историческим памятником XVIII--XIX веков. Весь комплекс является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

После революции в здании усадьбы Остерманов размещался третий Дом Советов (первые два -- в гостиницах «Националь» и «Метрополь»). Новое назначение усадьбы повлекло и переименование улицы, где усадьба находится. Божедомский переулок стал привычной нам улицей Делегатской.

С 40-х годов в здании усадьбы располагались Совет министров РСФСР и Верховный совет РСФСР. Тогда усадьба подверглась архитектурной реконструкции. Известный советский архитектор, один из авторов зданий Библиотеки Ленина и МИДа Владимир Гельфрейх сделал новую пристройку в неоклассическом стиле. Сейчас там часть постоянной экспозиции и выставочные залы. Кстати, эта пристройка тоже числится «вновь выявленным памятником» и подлежит охране.

В 1981 году, когда был построен Белый дом (ныне Дом правительства) на Краснопресненской набережной, властные органы перебрались туда, а усадьбу решено было использовать красиво. Музей декоративно-прикладного искусства был создан специально под здание. И несмотря на то, что до 1991 года в усадьбе еще «квартировали» правительственные службы, с 1988 года здание стало на баланс нового музея.

-- Может быть, нынешним чиновникам, желающим прибрать к рукам красивый домик в центре Москвы на Садовом кольце, не дает покоя тот факт, что в советское время усадьба была правительственной канцелярией?

-- Вполне возможно. Первым покусившимся на Музей ДПИ было Министерство имущественных отношений и Пал Палыч Бородин. В 2000 году президент дал распоряжение разместить комитет союзного государства. А все здания в центре Москвы оказались занятыми коммерческими фирмами, у которых договор на аренду на четверть века вперед.

Чтобы отнять дом у музея, Минимущества выбрало хитрую бюрократическую тактику: во многих официальных письмах умалчивалось о том, что находится в доме по адресу Делегатская, 3. Так игнорировалась резолюция президента, в которой необходимость поиска помещения для комитета союзного государства дополнялась замечанием о недопустимости решения этого вопроса за счет федеральных учреждений культуры.

Лишь в феврале 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ поручило подведомственному ему «Росимуществу» (образованному в ходе административной реформы из бывшего Минимущества) искать новый вариант для размещения комитета союзного государства с оговоркой о недопустимости использовать для этих целей здание Музея на Делегатской. А уже в марте этого года «Росимущество» снова на нас наехало: теперь ему нужно размещать еще один новый административный орган, Общественную палату.

-- Имеется ли у вас какая-либо юридическая защита?

-- Да, в частности, закон о музейном фонде РФ и музеях в РФ. В статье 29 сказано: «Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на правах оперативного управления, может быть изъято собственником (государством) в случае использования не по назначению или ликвидации музея». Если раньше нас хотели просто ликвидировать, то теперь нам пытаются доказать, что мы нерационально используем наши площади, и нас надо уплотнить.

На это хочется ответить: во-первых, даже по бюрократической логике «нерационально» не значит «не по назначению». Во-вторых, и обвинение в «нерациональном» использовании площадей совершенно ложное. У нас много фондовых помещений, где хранятся экспонаты, и их уплотнять недопустимо. Ведь фондохранилище -- это не склад, а подобие научной лаборатории, где вещи изучаются, каталогизируются, где должен быть поддержан особый режим хранения. Иначе экспонаты могут пострадать или даже погибнуть. Более того, нам самим площадей катастрофически не хватает. У нас пять лет существует детский центр, который ютится всего на 200 метрах. В наших планах -- перевести его в более просторное помещение.

-- Давление со стороны имущественных органов влияет на работу музея?

-- Еще как. Наша деятельность отчасти парализована. Мы не можем подписать договоры на организацию крупных интернациональных выставочных проектов: зная, что нас могут в любой момент выгнать, некоторые партнеры боятся иметь с нами дело.

-- Хоть что-то вселяет надежду?

-- Общественная поддержка. Как и четыре года назад, уверен, нас не оставят в беде.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.03.2005
ИТАР-ТАСС
Мариинский театр показал премьеру «Мадам Баттерфлай»
Помните, Нина спрашивает Тригорина: «Что это вы пишете?» Тот отвечает: «Так записываю... Сюжет мелькнул... Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2005
Михаил Циммеринг
Под угрозой закрытия Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, уютно называемый москвичами Музей на Делегатской. Музей занимает историческое здание, бывший особняк графов Остерманов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.03.2005
75 лет назад родился Стив Маккуин
В Голливуде его называли «бандитом» и «королем крутизны», что, в сущности, одно и то же. На протяжении всей своей «жизни в искусстве» Стив Маккуин был олицетворением мужского начала, причем в самых крайних, почти пародийных его проявлениях... >>
  • //  24.03.2005
Сегодня моноспектаклем Нелли Уваровой начинается XI фестиваль «Золотая маска»
Приз «За лучшую женскую роль» в этом году останется в Москве. Между собой будут состязаться Евдокия Германова (Адди Бандрен), Евгения Добровольская (Кривцова), Лилия Загорская (Галя), Ирина Пегова (Соня), Алла Покровская (Бессеменова), Нелли Уварова (Лектор)... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2005
Benois de la danse вручат в конце апреля
Правила выбора лауреатов этого придуманного Юрием Григоровичем ежегодного балетного приза довольно занятны. Бессменный председатель (Григорович) приглашает членов жюри, каждый член жюри называет своих номинантов... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика