N°48
23 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.03.2005
AP
Из яда в рай
Процесс уничтожения химического оружия в России затягивается

версия для печати
Тема химического разоружения России то усиленно муссируется, то напрочь затихает. Между тем уже работает первый завод по уничтожению отравляющих веществ в поселке Горный Саратовской области, на подходе новые подобные объекты. Добившись полтора года назад переноса сроков выполнения международной Конвенции по уничтожению химического оружия, Россия уже не вправе запаздывать и просить новых отсрочек и потому прилагает все усилия для планового уничтожения своих 40 тыс. тонн отравляющих веществ. О том, как сегодня ликвидируются боевые отравляющие вещества, насколько весома в этом иностранная помощь, как идут аналогичные процессы у основного партнера -- Соединенных Штатов, рассказывают участники этого сложного и противоречивого процесса.

Кто помогает России в химическом разоружении

Наталья КАЛИНИНА, доктор медицинских наук, профессор, бывший советник правительства России:

-- Международная помощь России в уничтожении химического оружия весьма неоднородна. Не все наши западные партнеры одинаково активны. Германия дала согласие на участие в создании объекта по уничтожению химического оружия (УХО) в удмуртском городе Камбарка. Стоимость проекта, по оценке российской стороны, около 7 млрд руб. и 360 млн евро. Немцы также намерены продолжать строительство и эксплуатацию объекта в поселке Горный Саратовской области. Объем ежегодного содействия -- около 30 млн евро.

Италии предложено строительство объекта детоксикации химоружия (ХО) в городе Почеп Брянской области. Его стоимость около 9 млрд руб. и 390 млн евро. После длительных переговоров было подписано межправительственное соглашение о выделении 360 млн евро в течение пяти лет. Раньше Италия приняла решение об увеличении объема помощи в создании инженерной инфраструктуры для объекта в Щучьем -- примерно 6,9 млн долларов.

Великобритании предложен проект по строительству объекта по детоксикации отравляющих веществ в пос. Марадыковский Кировской области стоимостью около 6,6 млрд руб. и 380 млн евро. Пока англичане предложение не поддержали. В рамках действующего межправительственного соглашения 2001 года, которым предусмотрено выделение 12 млн фунтов стерлингов, достигнута договоренность о дополнительном выделении 10 млн долл. для создания инженерной инфраструктуры объекта в Щучьем. Через это же соглашение Норвегия планирует выделить около 2 млн долл. на закупку оборудования для электроподстанции объекта в Щучьем.

Канаде предложено строительство объекта по детоксикации химоружия в поселке Леонидовка Пензенской области стоимостью 6,3 млрд руб. и 330 млн евро. Решение Канадой пока не принято, но ею дополнительно выделено 20 млн долл. на возведение инженерной инфраструктуры объекта в Щучьем и модернизацию системы физической защиты объекта по хранению химических отходов в Леонидовке.

Между Францией и Россией в области глобального партнерства действующих соглашений нет. На переговорах французы называют цифру в 10 млн евро, которые, возможно, будут направлены ими на совершенствование системы экологического мониторинга в пос. Горный и обеспечение безопасности хранения химического оружия в Кизнере. Но официального документа, закрепляющего эту договоренность, пока нет.

Евросоюзу вместе с Великобританией предложено принять участие в строительстве объекта по детоксикации химоружия в поселке Марадыковский Кировской области. Интереса к этому проекту Евросоюз не проявил. Хотя раньше оказал содействие в строительстве завода по уничтожению химического оружия в пос. Горный, выделив 5,8 млн евро. Вне рамок межправительственных соглашений Евросоюз принимал участие в российских проектах по созданию систем экологического мониторинга в Горном (4 млн евро) и конверсии объекта по производству химоружия в Дзержинске Нижегородской области. Достигнута договоренность о присоединении Евросоюза к соглашению России и Великобритании о ее вкладе 2,1 млн евро в финансирование строительства инженерной инфраструктуры объекта в Щучьем. Разработка какого-либо более крупного проекта по уничтожению химоружия в рамках глобального партнерства не ведется.

Всего по четырем объектам (Камбарка, Марадыковский, Леонидовка, Почеп) России потребуется порядка 30 млрд руб. и 1,5 млрд евро -- при условии, что работы выполняются российскими организациями и компаниями. В случае привлечения к строительству и эксплуатации объектов иностранных компаний расходы возрастут минимум в три раза -- из-за разницы в оплате услуг российских и зарубежных подрядчиков. В эти расчеты не включены затраты США на возведение объекта в Щучьем и на перевозку химического оружия.

Как известно, США взяли на себя обязательства по строительству объекта в Щучьем. Заявленный объем помощи с 1993 по 2004 год -- более 700 млн долл., однако реально российскими подрядными организациями освоено не более 70 млн. В 2004 году ситуация несколько улучшилась, но выделение ассигнований обусловливается многими оговорками. Они носят больше политический характер и требуют от России полноты и точности информации о российских запасах химоружия, допуска американских экспертов на не объявленные в Конвенции о запрещении химического оружия объекты и т.д. Строительство объекта по УХО в Щучьем в любой момент может быть заморожено. Новых предложений с американской стороны пока нет.

Япония в работах по химическому разоружению не участвует и не планирует этого. Объемы содействия всех стран «большой восьмерки» уничтожению химоружия в рамках программы глобального партнерства в 2003 году составили менее 100 млн долл., в 2004 году -- порядка 120 млн долл. Однако и эти суммы во многом декларируемые. Поэтому правительство России приняло решение о существенном увеличении собственного бюджетного финансирования.

Слишком дорогой контроль

Александр ГОРБОВСКИЙ, начальник отдела управления Центра конвенционных проблем и программ разоружения Федерального агентства по промышленности:

-- Национальным органом, ответственным за выполнение обязательств по международной Конвенции о запрещении химического оружия, правительство назначило Федеральное агентство по промышленности. Среди его обязанностей -- обеспечение международного контроля российских объектов по хранению химического оружия (ХО), его производству и уничтожению, а также объектов, связанных с химикатами, упомянутыми в конвенции. После пуска 19 декабря 2002 года первого объекта по уничтожению ХО в поселке Горный там постоянно работает инспекционная группа международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) со штаб-квартирой в Гааге. Расходы на проверку объектов, связанных с химическим оружием, несет инспектируемое государство. Оплата остальных инспекций идет за счет ОЗХО.

Одна из основных проблем -- в разумной достаточности контроля. После подписания в 1993 году конвенции расходы на международный контроль российских объектов оценивались в 500 млн долл. на десять лет. В 1997 году, при ратификации конвенции, процедуры контроля определились более четко и расходы прогнозировались уже в сумме 220 млн долл. Сегодня на проверку одного объекта по уничтожению химического оружия нужно ежегодно до 1,5 млн долл. В 2004 году на российских объектах хранения побывало семь инспекционных групп по семь-восемь человек в каждой. Затраты немалые, хотя их сокращение вполне возможно. Все чаще используются современные приборы и средства, которые позволяют сократить число инспекторов. В Горном, например, вместо восьми человек работают уже пятеро. С техническим секретариатом ОЗХО ведутся переговоры по оптимизации процедур проверки строящихся объектов. Евросоюз заявил о выделении около 2 млн евро на закупку современных средств контроля для объекта.

Однако ОЗХО намерена контролировать и реакционные массы, которые получаются после детоксикации отравляющих веществ. Хотя это всего лишь смесь органических веществ, которые конвенцией к химическому оружию не относятся. Расширение контроля приведет к значительным затратам государств -- участников конвенции. Российская сторона не может с ними согласиться. А сэкономленные средства можно направить на строительство объектов по уничтожению химического оружия. Это позволит значительно сократить сроки выполнения обязательств конвенции.

Горное спокойствие

Виктор ПЕТРУНИН, директор Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ФГУП ГосНИИОХТ):

-- На объекте в поселке Горный Саратовской области хранилось около 1200 тонн отравляющих веществ (ОВ). Это немного по сравнению с другими нашими арсеналами, но здесь сосредоточены все виды кожно-нарывных ОВ: люизит, иприт, смесь иприт-люизит, смесь иприт-люизит-дихлорэтан, раствор иприта в дизельном топливе. Установка уничтожения люизита на заводе имеет статус опытной, ее производительность до 90 тонн в год. Установка уничтожения иприта относится к опытно-промышленным, ее производительность 300 тонн в год. На этой же установке будут уничтожаться ипритно-люизитные смеси.

В Горном Россия выполнила свои международные обязательства первого этапа конвенции -- уничтожила 1% всех запасов ОВ. Сегодня в Горном уничтожается люизит. Объект выведен на проектную мощность. Было всего три остановки: две -- планово-предупредительные в соответствии с утвержденным графиком, одна -- для проведения реконструкции, связанной с интенсификацией процесса уничтожения. Проведены тысячи анализов реакционной массы, воздуха, сточных вод. Превышения допустимого остаточного содержания люизита в реакционной массе не обнаружено. Выявлена возможность увеличения производительности.

С 25 октября 2004 года объект запущен в новом режиме работы. Его производительность должна увеличиться до 150 тонн в год. На объекте внедрена система производственного контроля безопасности обслуживающего персонала и населения, проживающего на прилегающих территориях, окружающей среды. Всего на объекте установлено 67 приборов автоматического контроля воздушной среды и вентиляционных выбросов и 90 стационарных постов для отбора проб воздушной и вентиляционной среды. Для проведения контроля эффективности систем очистки воздуха в воздуховоды врезано 184 зонда для отбора проб.

Как это делается в Америке

Кевин ФЛАММ, руководитель программы уничтожения химического оружия Агентства химических материалов США:

-- В Соединенных Штатах уже уничтожено свыше 10 110 тонн отравляющих веществ. Это более 32% от изначального запаса ОВ. Химическое оружие сегодня уничтожаются на четырех объектах: в Туэле (штат Юта), Абердине (штат Мэриленд), Аннистоне (штат Алабама), Юматилла (штат Орегон). Причем в первых двух арсеналах уничтожено более половины запасов. Два объекта -- Пайн-Блафф в Арканзасе и Ньюпорт в Индиане -- готовятся к эксплуатации. Кроме того, успешно работают мобильные системы уничтожения ОВ, не хранящихся на складе. Весной этого года закрывается как выполнившая свою функцию и теперь экологически безопасная система уничтожения ОВ «Атолл Джонстон». К декабрю 2007 года планируется уничтожить 45% американских отравляющих веществ.

С помощью взрывной системы уничтожения ликвидируются случайно обнаруженные химические боеприпасы. Например, на Абердинском полигоне уничтожено восемь неизвестных реактивных снарядов калибра 75 мм, на полигоне Дагвей в штате Юта -- 22 случайно обнаруженных химических боеприпаса, в Кемп-Зайберте, штат Делавер, -- одна неидентифицированная 4,2-дюймовая мина. К апрелю 2007 года в Соединенных Штатах планируется ликвидировать все бывшие объекты по производству химоружия.

Больше прозрачности

Джеймс ХАРРИСОН, заместитель директора управления по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями министерства обороны Великобритании:

-- В 2005 году Великобритания председательствует в «большой восьмерке». В этом качестве мы будем продолжать уделять приоритетное внимание предотвращению распространения оружия и средств массового уничтожения. В рамках глобального партнерства мы будем поднимать тему выполнения принятых обязательств. Есть три области, в которых, на наш взгляд, российское правительство могло бы больше содействовать донорам. Во-первых, донорам необходимо увидеть четкий, реальный, всеобъемлющий план, по которому Россия собирается выполнять свои обязательства по уничтожению химического оружия. Становится все более ясно, что нынешняя российская программа УХО, утвержденная в 2001 году, нереальна. Как мы понимаем, ожидается появление новой.

Доноры рассчитывают на такой же уровень открытости с российской стороны, какой обеспечивают они сами. В частности, доведения до них российской программы, информации о ее финансировании и характере расходования средств на уничтожение химического оружия. Необходимо четкое описание проектов, на которые изыскиваются донорские средства. Такая прозрачность убедит министерства финансов и парламенты государств-доноров в необходимости нового или дополнительного финансирования. Великобритания попыталась подать пример, представив два доклада об объеме своих взносов в рамках глобального партнерства.

Наконец, донорам намного легче осуществлять проекты, если меньше бюрократических преград. Имеются в виду правила и инструкции, отсрочки, связанные с переговорами о двусторонних соглашениях. Доноры по-прежнему сталкиваются с проблемами при получении визы или допусков на объекты для контроля. Без этих излишних преград доноры могли бы оказывать содействие в большем объеме и более быстрыми темпами. В последние годы у международного сообщества возросло доверие к российской программе уничтожения химического оружия. Это способствовало повышению финансирования.

Перевозка химоружия дороже, чем строительство завода по его уничтожению

Виктор ХОЛСТОВ, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности:

-- России предстоит уничтожить около 4,5 млн артиллерийских и авиационных боеприпасов, снаряженных в основном отравляющими веществами нервно-паралитического действия. Имеются и запасы кожно-нарывных ОВ, которые хранятся в стационарных крупнотоннажных емкостях и бочках. Сегодня мы должны выполнить обязательства второго этапа конвенции -- уничтожить 8 тыс. тонн (20% запасов) к 29 апреля 2007 года. Для работ, запланированных на 2005 год, из бюджета выделено 11 млрд 160 млн руб. Приоритет отдан строительству объектов по уничтожению химоружия в городе Камбарка в Удмуртии и поселке Марадыковский Кировской области.

В систему объектов уничтожения химического оружия включен и арсенал в удмуртском Кизнере. Первоначально предполагалось, что артиллерийские химические боеприпасы из Кизнера будут перевезены на завод в Щучьем и там уничтожены. Однако строительство этого объекта затягивается примерно до 2008 года. В результате мы не выполним обязательства по конвенции. К тому же перевозка ОВ требует жесточайших мер безопасности, что приведет к большим затратам, нежели строительство завода в районе хранения.

При реализации наших планов в УХО мы рассчитываем на иностранную помощь. На сегодня российская сторона подписала 28 межправительственных и межведомственных соглашений. Все это позволяет рассчитывать на привлечение в ближайшие пять лет дополнительно свыше 1 млрд долл. Но мы должны исходить из реалий сегодняшнего дня. По существующим соглашениям предусматривается выделение около 1346,8 млн долл., однако в действительности получено всего 216,03 млн долл. Общая стоимость строительства объектов УХО -- порядка 3 млрд долл. То есть полученная безвозмездная помощь составляет лишь 7% от потребности. Проблема еще и в том, что помощь зарубежными партнерами предоставляется на ежегодной основе. Это затрудняет долгосрочное планирование.

Американцам это нужнее?

Сергей БАРАНОВСКИЙ, президент Российского Зеленого Креста, доктор технических наук, профессор:

---Президент России недавно говорил о необходимости гражданского контроля над силовыми ведомствами. Опыт работы комиссий общественных советников, развитых в сфере уничтожения химоружия, как раз имеет элементы такого контроля. В комиссию вошли представители политических партий, бизнесмены, жители регионов хранения химического оружия, представители общественных организаций, выражающие различные точки зрения. Они участвуют в выработке решений или рекомендаций, администрация охотно идет на диалог с ними.

На форум-диалог по химическому разоружению в конце прошлого года мы пригласили руководителей обеих палат российского парламента, глав профильных комитетов. Но никто из парламентариев не пришел, даже не прислал помощника. Только председатель Совета Федерации направил приветствие. А ведь для жителей шести регионов нашей страны уничтожение хранящихся там боевых отравляющих веществ, может быть, главная проблема в их жизни. В то же время представители американского конгресса и сената прилетели к нам через океан. Правительства Швейцарии, Соединенных Штатов и Великобритании дают деньги на проведение нашего форума. В следующем году обещает присоединиться Канада. Правда, теперь на информационную работу с населением благодаря усилиям Государственной комиссии по химическому разоружению выделяются и российские деньги.

Редакция "Времени новостей" благодарит за помощь в подготовке страницы Российский Зеленый Крест
Подготовил Николай ПОРОСКОВ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  23.03.2005
AP
Процесс уничтожения химического оружия в России затягивается
Тема химического разоружения России то усиленно муссируется, то напрочь затихает. Между тем уже работает первый завод по уничтожению отравляющих веществ в поселке Горный Саратовской области, на подходе новые подобные объекты... >>
  • //  23.03.2005
Ситуацию вокруг объекта "Марадыковский" по уничтожению химического оружия в Кировской области комментируют местные эксперты и чиновники... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика