N°231
12 декабря 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.12.2005
ИТАР-ТАСС
Воинская повинность
В Большом театре состоялась премьера «Войны и мира» Прокофьева

версия для печати
Какая-то нехорошая закономерность есть в том, что почти каждая новая постановка Большого театра имеет громкую и скандальную предысторию, во многом обесценивающую последующий спектакль. Не успела Москва пережить трудное рождение «Детей Розенталя», как разразился скандал с Мстиславом Ростроповичем, о котором не слышал разве что глухой. По-хорошему театр мог бы вообще поставить точку на этом спектакле, задуманном исключительно для (и под) Ростроповича, -- абсурдно ставить самый громоздкий отечественный «блокбастер» не на основной, а на гораздо менее вместительной Новой сцене, сдвигая из-за этого следующую премьеру («Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова) на сезон 2006/07. Без протекции четы Ростропович--Вишневская вряд ли в афише ГАБТа оказалось бы имя Ивана Поповски, не блеснувшего, прямо скажем, своими предыдущими работами в оперном жанре. Одним словом, без Ростроповича появление «Войны и мира» во многом обессмыслилось. Художественная акция обратилась в обязаловку: Александру Ведерникову, принявшему огонь на себя, выпала нелегкая доля довести спектакль до ума, причем в крайне неблагоприятной обстановке -- под косыми взглядами театральной общественности, критики и многочисленных поклонников таланта маэстро Ростроповича.

Результат оказался довольно неожиданным: в музыкальном отношении на премьере практически ничто не заставляло пожалеть об отсутствии мэтра. Многочастной прокофьевской композиции из тринадцати картин Ведерников сумел придать ясные очертания, охватив сложную архитектонику целого и сведя к минимуму количество «общих мест», на которых традиционно зевает ползала. Тому самому оркестру, с которым так и не смог найти общий язык Ростропович, дирижер сообщил вполне аутентичную прокофьевскую остроту и трепет -- в эпизодах «Войны» выискивая (и находя) в оркестровой фактуре терпкие гармонии и изысканно-ломаные ритмы, а в первых сценах замечательно проговаривая все лирические эпизоды (особенно удался знаменитый вальс Наташи). Внушительный ансамбль певцов (в опере около семидесяти партий), в котором были заняты практически все ведущие солисты труппы, аккуратно следовал за дирижером, не поражая яркостью отдельных вокальных работ, но вполне уверенно воспроизводя непростую прокофьевскую идиоматику. Здесь, конечно, напрашиваются прямые параллели с мариинской версией «Войны и мира», не так давно показанной в Москве в рамках Пасхального фестиваля, -- и не сказать, чтобы в сравнении с гергиевскими солистами певцы Большого театра выглядели убого. Дебютантка Екатерина Щербаченко (Наташа), с ее искрящимся легким сопрано, вполне выдерживает сравнение с Анной Нетребко, уступая ей разве что в сценической раскованности, но успевает напрочь «забить» Андрея Григорьева -- невыразительного и нудного князя Андрея. Свои небольшие эпизоды достойно отыгрывают Роман Муравицкий (Пьер Безухов), Елена Новак (княжна Марья), Татьяна Ерастова (Ахросимова) и Всеволод Гривнов (Анатоль Курагин), а в массовых сценах военных эпизодов, в которых постарался хор под руководством Валерия Борисова, неожиданно драматично выглядело противостояние Кутузова (Паат Бурчуладзе) и Наполеона (Борис Стаценко).

Ожидаемо в «Войне и мире», с Ростроповичем или без оного, было постановочное решение Ивана Поповски, остановившегося на полпути между традиционным костюмным шоу и современным минималистичным сценическим решением. Созданные Александром Боровским блоки-трансформеры, которые становятся то кремлевскими стенами, то трибунами, с которых приветствуют войска Кутузов и Наполеон, подчеркнуто безлики и бесстильны, напоминая больше всего громадный шкаф-купе из IKEA, в котором все части можно скомбинировать по-разному. Снующие между этими конструкциями герои будто прибыли прямиком из спектакля Бориса Покровского 1959 года: одеты по моде наполеоновской эпохи (художник по костюмам Ангелина Атлагич), самозабвенно продолжают танцевать вальсы и мазурки и проживают свое сценическое время в лучших традициях русского реалистического театра. Собственно, больше о спектакле сказать нечего -- как художественного целого его не существует, есть отдельные более или менее удачные фрагменты, никак не желающие выстраиваться в одну драматургическую линию.

Поэтому, несмотря на музыкальные заслуги Александра Ведерникова, нельзя особо корить тех, кто предпочел не досматривать оперу до конца и уйти в антракте (таких было довольно много), благо чем там дело кончилось, и так всем известно, а скучнее плохо поставленной классики, как известно, нет ничего. Если эта опера доживет до открытия после реконструкции основной сцены театра, то ей наверняка потребуется новая сценическая редакция. Доживет ли?
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.12.2005
ИТАР-ТАСС
В Большом театре состоялась премьера «Войны и мира» Прокофьева
Какая-то нехорошая закономерность есть в том, что почти каждая новая постановка Большого театра имеет громкую и скандальную предысторию, во многом обесценивающую последующий спектакль... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  12.12.2005
В прокат вышел фильм Вима Вендерса «Земля изобилия»
Последние лет десять Вендерса преследовали такие неудачи, что критики уже давно выдохлись его ругать. Ненужное, убившее всю нежность и поэзию «Неба над Берлином» продолжение под названием «Так далеко, так близко», где ангелы стали обычными пошловатыми мужичками, начало обратный отсчет... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  12.12.2005
Сто лет назад родился Василий Гроссман
Гроссман был ровесником первой русской революции, и обстоятельство это куда символичнее, чем «большевистская» семантика, которую ненавистники писателя выуживали из его обычной немецко-еврейской фамилии в пору прихода на родину романа «Жизнь и судьба» и повести «Все течет»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика