N°206 07 ноября 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вавилонская башня из мелодий и ритмов Завершился 11-й фестиваль мировой музыки WOMEX-2005
Этот фестиваль, задуманный в 1994-м году Христианом «Акбаром» Борковски, музыкантом и продюсером (фирма «Пиранья»), и проходящий ежегодно в разных городах, собрал на этот раз рекордное число участников -- более двух тысяч профессионалов: артистов, людей шоу-бизнеса, журналистов и даже ученых-этнографов и культурологов.
Нынешний WOMEX стал первым крупным мероприятием в промышленном шотландском Ньюкасле: в новом зале «Сейдж» на противоположном от центра города берегу реки Тайн. Похожий на приплюснутый оловянный дирижабль (совпадение, конечно, но певец Led Zeppelin Роберт Плант выступал на открытии) многозальный культурный центр «Сейдж» напоминает наш Дом музыки на Красных Холмах, но из многофункциональных и легко трансформирующихся концертных залов. Хозяева деликатно уступили весь комплекс гостям, отдав местным музыкантам соседнее здание бывшего мукомольного комбината. От Шотландии в «Сейдже» выступила только зажигательная сборная команда из волынщиков, трубачей и скрипачей под названием «Неожиданные подозреваемые». WOMEX 2005 -- это более пятидесяти концертов, большая часть из которых (кроме открытия-закрытия и дневных показов) доступны для широкой публики, научно-практическая конференция (множество докладов с «живыми» иллюстрациями), наконец три сотни «экспонентов» на выставке-ярмарке всевозможной музыкальной продукции. Выступать и выставляться (за свой счет) на WOMEX престижно и продуктивно: наша фолк-роковая группа Farlanders, сыгравшая восемь лет назад на WOMEX в Стокгольме, сразу же получила приглашения на два десятка фестивалей, а ее участника (с этого года -- лидера) -- фольклорного певца, джазмена и мастера музыкальных инструментов Сергея Старостина, представлявшего на выставке-ярмарке одновременно агентство GreenWave Int. и культурный центр «Дом», с тех пор узнают в лицо. На конференции в Ньюкасле всеобщее внимание привлек живой классик Роберт Плант. На словах он (довольно робким, чтобы не сказать заискивающим -- поверьте! -- тоном) изъяснялся в любви к североафриканской музыке, но на деле, к сожалению, не пошел дальше легендарных, тридцатилетней давности, экспериментов Брайана Джоунса, не говоря уже об игре современных автохтонных артистов, таких, как квартет бедуинки Мериам Хассан, выступавшей тут же, на WOMEX-2005. Ежегодную премию на этот раз вручили алжирско-французскому пианисту-певцу Морису Эль Медиони и певице Би Кидуле из Занзибара, во всем вроде бы похожей на любимую диву афро-поп-музыки Сезарию Эвора: эта сухонькая старушка в платочке тоже выходит босиком, курит на сцене и до сих пор еще владеет своим низким голосом, несмотря на то, что по возрасту годится Сезарии Эвора...в матери ( Би Кидуле -- 95 лет). В этом году был сделан упор на условный «Юг», разделенный на три генеральных направления. Юг Европы -- интернациональный микс, называемый балканским после фильмов Кустурицы--Бреговича, но реально основанный на цыганщине и ритмах еврейского фрейлехса. Вся Латинская Америка -- аргентинские танго парижского разлива и многочисленные мамбо-самбы-румбы, тоже прославленные кинематографом -- псевдодокументальным фильмом Вима Вендерса Buena Vista Social Club. Латинскую Америку, однако же, как демонстрирует наша любимица Сезария Эвора, уже догоняет ее черная прародительница, Африка -- так называемый афро-бит. Неинтересной для профессионалов индийской киномузыки на WOMEX относительно мало. Гораздо больше других жизнестойких гибридов, например, блюзов: на арабской лютне -- уде (англопакистанец Азиз), на индийской гитаре -- сароде (Дебашиш Бхаттачария) и на африканской арфе -- кора. Еще можно было услышать мэтра клезмеров -- нью-йоркского кларнетиста Давида Кракауэра с канадской диджейской командой Socalled. Вообще диджеи и компьютерщики, несмотря на возможности своих технологий, от генеральных линий не отступают -- ни англопакистанец Аки Наваз (первооткрыватель «азиатско-трансглобального андерграунда» Наташи Атлас), ни китаец Ван Ли, ни немец Шантель, еще до «оранжевой революции» объявивший столицей диско-мира ...город Черновцы и соответственно назвавший свой франкфуртский клуб «Буковина». Впрочем, ночные диджейские сеты (кроме модного Шантеля) принимали вяло. Похоже, мировая музыка уже подустала от своего «поп-мейнстрима». Поэтому запомнился аутентичный в основе своей европейский фольклор бретонца Эрика Маршана, свадебные музыканты Genticorum из Квебека, ирландский ансамбль «Флук», обошедшийся без всякой псевдокельтской мистики, и виртуозная английская певица-скрипачка Илайза Карти. Танзанийская Jagwa Music, может, и переборщила с гримом типа вуду, но у нее даже карманный синтезатор звучал как еще один африканский инструмент. И наоборот, аргентинец Кевин Эрнандес показал качественный (местами даже англоязычный) поп-рок, имеющий больше общего с Борисом Гребенщиковым или Брюсом Спрингстином, чем с танго. Бразилец Марсело Д2 читал рэп, но под настоящий оркестр, а не под пластинки. Похожий на университетского профессора Мигель Хиль из Каталонии прямиком из древнего канте хондо шагнул в интеллектуальную поэзию. И, наконец, настоящее открытие WOMEX 2005: танзаниец Жюльен Жакоб, который под аккомпанемент двух французов -- простой гитары и барабанов -- удивительно музыкально, тихо и спокойно, как будто где-нибудь в кофейне на левом берегу Сены, исполнял нечто вроде шансона, и казалось, ты начинаешь понимать доселе неведомый африканский язык с отдельными французскими словами и даже следить за каким-то интригующим сюжетом. Но, как потом выяснилось, язык был целиком выдуманным... В общем, хотя вавилонскую башню из песен, мелодий и ритмов тоже вряд ли удастся построить, но зато сколько открытий можно сделать, не бросая, казалось бы, заведомо безуспешных попыток. |
Состоялась очередная премьера проекта «Открытая сцена» Строчка, вынесенная в заголовок, взята из песни, которая вживую звучит в спектакле «Рыбы-не-мы» Светланы Володиной (автор, художник), Валюса Тертелиса (режиссер), Андрея Зайцева (кинорежиссер) и Ольги Граниной (продюсер)... >>
Что общего между столичным компьютерным гуру и абстракционистом из Махачкалы Еще в начале XX века дедушка архитектуры модернизма, непреклонный сторонник лаконичного функционализма Адольф Лоос, взбешенный декадентской барочностью родной Вены времен Сецессиона, приравнял орнамент к преступлению... >>
Завершился 11-й фестиваль мировой музыки WOMEX-2005 Этот фестиваль, задуманный в 1994-м году Христианом «Акбаром» Борковски, музыкантом и продюсером (фирма «Пиранья»), и проходящий ежегодно в разных городах, собрал на этот раз рекордное число участников -- более двух тысяч профессионалов: артистов, людей шоу-бизнеса, журналистов и даже ученых-этнографов и культурологов... >>
Музыкальному театру построили малую сцену Ремонт (точнее, восстановление из пепла после двух пожаров) Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко подходит к финалу... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|