N°192
17 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.10.2005
Неожиданная революция
Столичная артжизнь удивляет наблюдателей

версия для печати
Все смешалось в столичной артжизни. Два светских мероприятия минувшей пятницы -- одновременные открытия галерей, казавшихся навсегда почившими, -- повергают художественного критика в интеллектуальный ступор.

Эстетская «Якут-галерея», основанная художником Александром Якутом еще в 1993 году, но последнее время отчаянно бомжевавшая (хоть и напоминая о себе стендом на ярмарке «Арт-Москва» или пышной презентацией в подземном переходе через Садовое кольцо), наконец обрела постоянное экспозиционное пространство. Но где?! В газгольдерной башне на территории бывшего завода «Арма», что на темных задворках Курского вокзала. Эта заводская территория, на которую претендует несколько столичных галерей, в скором времени должна превратиться в некое подобие уже ставшего популярным культурного центра «АРТСтрелка», тоже занявшего гаражи кондитерской фабрики «Красный Октябрь». И Якут, известный собственными архитектурными проектами, превратил второй этаж башни в аристократический салон с барами, пуфиками а-ля Людовик, цветными витражами в сортире и выставочным пространством в форме креста. От газгольдерной эстетики осталось мало -- лишь уличные окрестности. Но вечернее путешествие по ним оказалось куда более сильным переживанием, чем сама сборная экспозиция в галерее. Последняя, как всегда, про «Красоту и Высший Порядок» (снимки ночной Бухары, портрет Ивана Грозного, бронзовая голова Голиафа и т.д.), которые должно охранять современное искусство в эпоху постмодернизма и эстетического радикализма. Но вот только этой охранительной деятельностью художники «Якут-галереи» занимались в городских трущобах, а радикалы и экстремалы резвились в то же самое время в самом сердце столицы.

Одновременно с открытием «Газгольдера» проходил вернисаж в Московском центре искусств на Неглинной, двери которого были крепко закрыты уже года два -- после ухода оттуда его куратора Марины Лошак. Она сделала это место одним из самых популярных в профессиональной артсреде, показывая редкие работы из частных коллекций и провинциальных музеев и специализируясь на искусстве рубежа XIX--XX веков. Но владелец центра опальный банкир Александр Смоленский решил, что популярность у экспертов еще не означает народной любви. И принял беспрецедентное решение: МЦИ станет работать с авторами молодыми и радикальными -- техно-музыкантами, художниками-леваками, компьютерщиками и видеоартистами. Вплоть до уличных граффитистов. На посту куратора Марину Лошак сменила Юлия Аксенова, юный сотрудник отдела новейших течений Третьяковки. И первым проектом на Неглинной стало pARTy -- с видеоинсталляциями в телевизорах по углам зала, черно-белой компьютерной анимацией в конструктивистском духе, грохочущей электронной музыкой, картинами, на которых коряво написаны цитаты из Ленина, Троцкого и Карла Маркса. С оттягивающейся тусовкой, превратившей некогда чинный МЦИ в ночной клуб. Культурная революция налицо.

Мне лично работы молодых экстремалов из группы «Радек» (а они и составили костяк экспозиции, стильно и грамотно выстроенной, лаконичной и дерзкой) куда симпатичнее выморочного «неосимволизма» с фашизоидно-кокаинистским душком авторов из команды Якута (хоть в эффектности не откажешь и проекту в «Газгольдере»). Но речь не о персональных пристрастиях, а о тенденциях, которые хоть и уловимы, но никак не объяснимы.

Престижный столичный зал отдается сидящим в Женеве олигархом культурным маргиналам. Галерист же, делавший выставки в Третьяковке, на бигбордах Большой Якиманки и в Манеже, работавший по заказу Dupont и Villeroy&Boch, отправляется в газгольдерную башню. В МЦИ революционеры угощают гостей вернисажа икрой и французским вином. У Якута бесплатно подают только водку. Мне, как стороннику перманентной (эстетической) революции, такие пертурбации и диссонансы только греют душу. Но ощущаешь себя Лениным в Цюрихе, который замер от неожиданности, услышав о событиях в февральском Петрограде: он-то думал, что так и закончит свои дни в эмиграции.

Березовский поддерживает Зюганова и Проханова. Ходорковский сочиняет манифест про «левый поворот». Смоленский скоро вступит в группу «Радек».

Не понимаю! У вашего покорного слуги начинается когнитивный кризис. Наверно, это просто непрофессионализм и пора в отпуск.
Александр ПАНОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.10.2005
Согласно завещанию Олега Леонидовича Лундстрема он будет похоронен на кладбище в подмосковном дачном поселке Соколовка... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  17.10.2005
Столичная артжизнь удивляет наблюдателей
Все смешалось в столичной артжизни. Два светских мероприятия минувшей пятницы -- одновременные открытия галерей, казавшихся навсегда почившими, -- повергают художественного критика в интеллектуальный ступор... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.10.2005
Новый фильм Николая Досталя в прокате
В это лето зрителю были предъявлены два российских сиквела: на «Кинотавре» показали «Мама, на горюй 2», на фестивале в Выборге -- «Коля-перекатиполе», продолжение нашумевшего в свое время фильма «Облако-рай». «Коля» и стал главным призером выборгского «Окна в Европу»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.10.2005
Новый фильм Вима Вендерса «Входите без стука»
Вендерс вновь объединил усилия с Пулитцеровским лауреатом, драматургом и актером Сэмом Шепардом, вместе с которым создал картину «Париж, Техас». Она была награждена в Канне «Золотой пальмовой ветвью» и стала легендой 80-х... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика