N°158
30 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.08.2005
В графике -- музей графики
Выставка-заявка в новой московской галерее

версия для печати
Даже в самый мертвый сезон верным другом и надежным товарищем мающемуся от информационного голода арткритику станут выставки книжных иллюстраторов. То в Литмузее, то в Пушкинском на Пречистенке, то в Библиотеке иностранной литературы, то в Ленинке надежно и регулярно и зимой и летом открываются камерные экспозиции, главные герои которых -- заправленные в паспарту рисуночки или гравюры. Часто, между прочим, представляются работы уникальные и ценнейшие, из золотого книжного фонда России. Увы, короткая память -- профессиональная для критика болезнь. Потому забывают они эти выставочки быстро, как только афиши начнут анонсировать нечто очень, на взгляд журналистов, важное -- Бурганова в Манеже, к примеру. И больше к теме артобозреватели почти не возвращаются до следующего мертвого сезона. А вернисажи работ графиков проходят для узкого круга знатоков, коллекционеров и коллег по творчеству.

Но не будем винить во всем ветреную критику. Дефицит профессиональных дискуссий на тему искусства книги и книги как искусства объясняется и другой причиной -- отсутствием в Москве отдельного музея графики со своими фондами, научными отделами и выставочной политикой. Графические отделы в крупнейших музеях (ГТГ, ГМИИ имени Пушкина) конечно же есть. Они дополняют историю мирового искусства, помогают понять ее как живой процесс со своими увлекательнейшими заметками на полях, вставными новеллами и прочими бисерными подробностями. Но XX век и современность из этого контекста выпадают. Учтем и тенденциозность в формировании коллекций официальными советскими музеями, и перехват инициативы частными собирателями, работающими с материалом куда более азартно и интересно.

Собственно, о необходимости современного музея графики говорят сегодня не госслужащие, а владельцы частных галерей. Например, хозяйки уютной московской галереи «Г.О.С.Т.» (аббревиатура из первых букв фамилий владелиц плюс слово «товарищество») Елена Грибоносова, Елена Осотина, Елена Судакова. Специализация галереи -- камерные выставки -- «дополнения», которые либо раскрывают творчество известных авторов малоизвестными произведениями (среди имен художников, чьи работы гостили в арендуемом «Г.О.С.Т.» старинном ампирном особнячке в Малом Власьевском, и Дейнека, и Шевченко, и Григорьев, и Ватагин, и Пластов), либо знакомят зрителей с работами незаслуженно забытых мастеров. Сейчас в «Г.О.С.Т.» выставка второго типа. Посвящена она творчеству русского француза Валентина Николаевича Битта (Валантена Ле Кампиона). Жил он в первой половине XX века, технике ксилографии (гравюре на дереве) учился у Фаворского и Кравченко. Эмигрировал во Францию в 1927 году, взял бабушкину фамилию. Проиллюстрировал более сорока книг зарубежной и русской классики, среди изданий -- «Капитанская дочка» Пушкина (1952), «Боги жаждут» Анатоля Франса (1946), «Искусство любви» Овидия (1950). В «Г.О.С.Т.» собраны ксилографии Кампиона на тему «Старинные корабли» (1936) и «Пороки и добродетели» (1939), а также несколько листов книжной графики.

Даже эта маленькая выставка забытого художника может помочь понять, зачем, собственно, музей графики нужен. Хозяйки-Лены сделали экспозицию по-ученому добросовестно и корректно. Собрав работы из частных коллекций, прежде всего попытались выстроить контекст, в котором работал художник. Рядом с ксилографиями Кампиона висят листы других мастеров московской школы графики 20-х годов прошлого века: Кравченко, Павлинова, Мюльгаупта, Пикова, Гончарова и патриарха Фаворского. Любуясь следами гребня-резца, прилежно и благородно расчесавшего формы на гравюрах Кампиона, волей-неволей сопоставляешь и сличаешь его метод со стилем других мэтров школы Фаворского. Нервный, скомканный и складчатый мир романтического Кравченко был для Кампиона столь же дорог, что и протомонтаж Вселенной Фаворского, что и клейма средневековых иллюминаций, что и сюжетное кадрирование в плакатах театра и кино. В этой разговорчивости кампионовского стиля и открывается образ культуры, гипнотическая власть времени, заплетающего узлом иконопись и кубофутуристический коллаж. Поскольку главный герой чаемого музея не отдельный художник, а собственно история, процесс, этот угадываемый на выставке образ откроется нам во всем своем великолепии.

Если новая галерея «Г.О.С.Т.» свои амбициозные планы движения к новому музею графики не оставит, у нас есть шанс увидеть еще много отличных, качественно сделанных выставок мастеров XX века, забытых и не очень.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.08.2005
Выставка-заявка в новой московской галерее
Даже в самый мертвый сезон верным другом и надежным товарищем мающемуся от информационного голода арткритику станут выставки книжных иллюстраторов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  30.08.2005
Канал НТВ начинает показ сериала по мотивам нескольких произведений классика
В город N прибывает молодой столичный чиновник по фамилии Шиллер, дабы провести расследование чрезвычайно странной истории -- скупки душ умерших крепостных крестьян. В отличие от зрителей он поэмы Гоголя не читал и в чем суть аферы Чичикова не знает... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  30.08.2005
У нас теперь все просто: либо ужас, либо цирк. А зачастую цирк и ужас в одном флаконе. В «Дружбе народов» (№8) завершена публикация «романа-блюза» Дмитрия Стахова «Рецепт»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  30.08.2005
Новый проект в Театре.doc
В Театре.doc представили эскиз будущего спектакля «Манагер-2005». Странное слово в названии -- искаженное «менеджер», сленговое самонаименование российских белых воротничков, чьи манеры, ухватки, строй языка и прочие приметы стали предметом очередного исследования из серии «документальный театр»... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика