|
|
N°158, 30 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В графике -- музей графики
Выставка-заявка в новой московской галерее
Даже в самый мертвый сезон верным другом и надежным товарищем мающемуся от информационного голода арткритику станут выставки книжных иллюстраторов. То в Литмузее, то в Пушкинском на Пречистенке, то в Библиотеке иностранной литературы, то в Ленинке надежно и регулярно и зимой и летом открываются камерные экспозиции, главные герои которых -- заправленные в паспарту рисуночки или гравюры. Часто, между прочим, представляются работы уникальные и ценнейшие, из золотого книжного фонда России. Увы, короткая память -- профессиональная для критика болезнь. Потому забывают они эти выставочки быстро, как только афиши начнут анонсировать нечто очень, на взгляд журналистов, важное -- Бурганова в Манеже, к примеру. И больше к теме артобозреватели почти не возвращаются до следующего мертвого сезона. А вернисажи работ графиков проходят для узкого круга знатоков, коллекционеров и коллег по творчеству.
Но не будем винить во всем ветреную критику. Дефицит профессиональных дискуссий на тему искусства книги и книги как искусства объясняется и другой причиной -- отсутствием в Москве отдельного музея графики со своими фондами, научными отделами и выставочной политикой. Графические отделы в крупнейших музеях (ГТГ, ГМИИ имени Пушкина) конечно же есть. Они дополняют историю мирового искусства, помогают понять ее как живой процесс со своими увлекательнейшими заметками на полях, вставными новеллами и прочими бисерными подробностями. Но XX век и современность из этого контекста выпадают. Учтем и тенденциозность в формировании коллекций официальными советскими музеями, и перехват инициативы частными собирателями, работающими с материалом куда более азартно и интересно.
Собственно, о необходимости современного музея графики говорят сегодня не госслужащие, а владельцы частных галерей. Например, хозяйки уютной московской галереи «Г.О.С.Т.» (аббревиатура из первых букв фамилий владелиц плюс слово «товарищество») Елена Грибоносова, Елена Осотина, Елена Судакова. Специализация галереи -- камерные выставки -- «дополнения», которые либо раскрывают творчество известных авторов малоизвестными произведениями (среди имен художников, чьи работы гостили в арендуемом «Г.О.С.Т.» старинном ампирном особнячке в Малом Власьевском, и Дейнека, и Шевченко, и Григорьев, и Ватагин, и Пластов), либо знакомят зрителей с работами незаслуженно забытых мастеров. Сейчас в «Г.О.С.Т.» выставка второго типа. Посвящена она творчеству русского француза Валентина Николаевича Битта (Валантена Ле Кампиона). Жил он в первой половине XX века, технике ксилографии (гравюре на дереве) учился у Фаворского и Кравченко. Эмигрировал во Францию в 1927 году, взял бабушкину фамилию. Проиллюстрировал более сорока книг зарубежной и русской классики, среди изданий -- «Капитанская дочка» Пушкина (1952), «Боги жаждут» Анатоля Франса (1946), «Искусство любви» Овидия (1950). В «Г.О.С.Т.» собраны ксилографии Кампиона на тему «Старинные корабли» (1936) и «Пороки и добродетели» (1939), а также несколько листов книжной графики.
Даже эта маленькая выставка забытого художника может помочь понять, зачем, собственно, музей графики нужен. Хозяйки-Лены сделали экспозицию по-ученому добросовестно и корректно. Собрав работы из частных коллекций, прежде всего попытались выстроить контекст, в котором работал художник. Рядом с ксилографиями Кампиона висят листы других мастеров московской школы графики 20-х годов прошлого века: Кравченко, Павлинова, Мюльгаупта, Пикова, Гончарова и патриарха Фаворского. Любуясь следами гребня-резца, прилежно и благородно расчесавшего формы на гравюрах Кампиона, волей-неволей сопоставляешь и сличаешь его метод со стилем других мэтров школы Фаворского. Нервный, скомканный и складчатый мир романтического Кравченко был для Кампиона столь же дорог, что и протомонтаж Вселенной Фаворского, что и клейма средневековых иллюминаций, что и сюжетное кадрирование в плакатах театра и кино. В этой разговорчивости кампионовского стиля и открывается образ культуры, гипнотическая власть времени, заплетающего узлом иконопись и кубофутуристический коллаж. Поскольку главный герой чаемого музея не отдельный художник, а собственно история, процесс, этот угадываемый на выставке образ откроется нам во всем своем великолепии.
Если новая галерея «Г.О.С.Т.» свои амбициозные планы движения к новому музею графики не оставит, у нас есть шанс увидеть еще много отличных, качественно сделанных выставок мастеров XX века, забытых и не очень.
Сергей ХАЧАТУРОВ