N°152
22 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.08.2005
Павел Сергеев
Камуфлированный Клондайк
Российский фонд федерального имущества дебютировал на МАКСе как продавец старого оружия

версия для печати
Вчера в Жуковском закончил работу Международный авиакосмический салон. Последние три дня были отданы публике. И публика побила все прежние рекорды посещаемости. Но о многокилометровых пробках на подъезде к Жуковскому мы писать не будем. Как и на всякой крупной выставке, на МАКСе-2005 часть техники и стендов различного назначения выставлялась впервые. Поэтому "Время новостей" решило рассказать о двух наиболее заметных новичках салона в Жуковском.

Ракета, сбитая с толку

Визитная карточка ОАО «Оборонительные системы» -- зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Печора-2М». Однако на МАКС-2005 впервые отсутствовал натурный образец этого комплекса. Как пояснил обозревателю «Времени новостей» генеральный директор фирмы Андрей Романов, ЗРК просто нет в наличии. Едва очередной серийный комплекс сходит с конвейера, его тут же отгружают с нетерпением ждущему заказчику. В основном иностранному. Только в первом полугодии федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которому принадлежит 75% акций «Оборонительных систем», подписало два контракта, по которым иностранным заказчикам в течение двух лет необходимо поставить более 20 ЗРК. А предконтрактные переговоры ведутся более чем с десятью странами. Портфель заказов «Оборонительных систем» увеличен в несколько раз. И это можно назвать прорывом на рынке оружия.

Впервые же «Оборонительные системы» представили в этом году комплекс радиотехнической защиты от атак противорадиолокационных ракет (КРТЗ). Его испытания успешно завершены весной 2005 года. Комплекс защиты антенного поста -- это набор устройств, который позволяет сбить с толку противорадиолокационную ракету и увести ее в сторону примерно на 400 м. Прошел испытания и другой важнейший компонент комплекса -- оптико-электронная система обнаружения и измерения. Большинство систем противовоздушной обороны для обнаружения цели использует радиолокацию, которая делает комплекс заметным и уязвимым для противорадиолокационных ракет. А оптическая система наведения никаких волн не излучает, комплекс становится незаметным. Эти две новинки резко повысили боевые возможности и живучесть зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М». Рынок средств ПВО на них уже отреагировал. И на МАКСе стенд «Оборонительных систем» посетили несколько иностранных делегаций. Особенно надолго задержались британцы, которые никак не могли поверить, что противорадиолокационный снаряд можно так далеко увести от радиолокационной станции.

Рыночные перспективы «Печоры-2М» весьма хороши. В свое время за рубеж было поставлено около 500 экземпляров ее прототипа -- комплекса С-125. Они хорошо показали себя в реальных боевых действиях в разных регионах мира. Теперь их можно оснастить перечисленными выше новинками. Однако «Рособоронэкспорт» продвигает «Печору» и в те регионы, где С-125 никогда не было, это, по сути, новый комплекс. Он прост и надежен в эксплуатации. Военнослужащие любой страны легко его осваивают.

«Оборонительные системы» ориентируются на изготовление сложной электронной техники. И новым магистральным направлением развития фирмы станут, по всей вероятности, средства радиоэлектронной борьбы. Их значение с каждым годом существенно возрастает, поскольку наиболее уязвимы для помех противника системы связи, управления, радиоразведки, обнаружения, прицеливания. «Помеху можно подавить, -- говорит гендиректор "Оборонительных систем" Андрей Романов. -- Затем подавить подавитель. Эта игра может продолжаться до бесконечности. Но в любом случае современные боевые действия предполагают наличие ответных средств радиоэлектронной борьбы».

Эксперты отечественного оборонно-промышленного комплекса не исключают, что на базе «Оборонительных систем» может быть создан концерн, специализирующийся на средствах радиоэлектронной борьбы. Уже сегодня к этому привлекается широкая кооперация предприятий, в том числе из стран СНГ. Так что на следующем МАКСе, возможно, опять придется употреблять термин «впервые».

Продажа армии народу

Впервые в работе авиакосмического салона МАКС-2005 принял участие Российский фонд федерального имущества -- за более чем десять лет своего существования. РФФИ -- эксклюзивный продавец государственного имущества. В активе фонда проведение аукционов по приватизации госпакетов акций таких крупнейших компаний, как ЛУКОЙЛ, «Славнефть», Магнитогорский металлургический комбинат. Из конфискованного имущества самая знаменитая сделка -- продажа в конце прошлого года главного добывающего актива ЮКОСа -- "Юганскнефтегаза".

Реализует РФФИ и высвобождаемое военное имущество, то есть ненужное вооруженным силам. На стенде фонда представлена информация об 11 типах транспортных, пяти типах учебно-тренировочных самолетов и шести типах вертолетов, с которых снято оружие. Это, выражаясь на сленге реализаторов из РФФИ, похоженный секонд-хенд. Но соотношение качество -- деньги вполне приемлемо. Разброс, скажем, от старичка Ан-2 до хорошо идущего в продажу вертолета Ми-8 различных модификаций -- от трех до 500--600 тыс. долл. Сегодня во Владивостоке готовы к продаже семи-восьми таких Ан-2. Недавно Ми-8 при стартовой цене 3,5 млн руб. был продан за 14 млн По словам официального представителя РФФИ Николая Николаева, в этом году хорошо шли учебно-тренировочные самолеты Л-29 и Л-39. Стоило добавить немного денег для создания комфорта, улучшения авионики и увеличения летного ресурса, и эти машины легко переоборудовали в красавцы бизнес-самолеты.

Летательные аппараты в общей массе реализуемой техники составляют около 10%. 1,5--2% реализуемого военного имущества -- судоходная техника: буксиры, танкеры, катера, баржи. Если из бывшего военного судна можно сделать яхту, из него первым делом делают яхту. Остальное используется по прямому назначению. В этом году проданы два судна. Продает фонд и освобожденные военные городки -- здания, имущество, землю. За последние полгода реализовали как минимум два десятка больших гарнизонов в ближнем Подмосковье. Но большинство военных городков находится в медвежьих углах. Это самый тяжелый актив фонда. Покупает городки, как правило, местная финансово-промышленная элита. Бывшие гарнизоны часто идут под терминалы, а если близко к городу -- используются как базовые участки под строительство нового жилья. Военные городки -- это участки с полностью проведенными коммуникационными системами: котельные, канализация, путепроводы, теплотрассы, железнодорожные подъезды, очень неплохие военные линии связи. Сегодня при строительстве 20--40% средств уходит именно на это.

Летная техника, морские и речные суда, недвижимость продаются только на условии аукциона. Количество его участников, как правило, от трех до семи. Иногда это частные лица. К примеру, покупают самолет, восстанавливают его на авиаремонтной базе и реализуют по более высокой цене. Далее идут корпоративные структуры -- не самые крупные компании, которые не могут позволить себе новый авиапарк. Часто это компании, работающие вахтовым способом на нефтедобыче, лесоразработках.

Вообще фонд не отслеживает ход товара после продажи. Его дело по сигналу Федерального управления по распоряжению федеральным имуществом принять товар у военных, подготовить его к реализации, провести аукцион, реализовать и перечислить деньги в бюджет. Естественно, получив маржу -- 1,5%. Как предписывает закон, 87,5% вырученных от продажи средств уходит назад, в армию, 11,5% забирает бюджет, 1,5% -- прокуратура как надзирающий орган.

Но что такое 1,5% от 3 тыс. долл. за АН-2? Это 45 баксов, в то время как оценка того же самолета обходится в тысячу долларов. Добавим сюда командировочные расходы, оплату телефонных переговоров... И получается работа в убыток. Хорошо, что реализация военного имущества -- это 3--3,5% в работе фонда. Основные деньги дает приватизация. И руководство фонда перераспределяет средства под наблюдением Счетной палаты.

Естественно, возник вопрос: следовало ли при таком раскладе РФФИ светиться на военном салоне? Г-н Николаев отвечает утвердительно. До этого РФФИ уже появлялся под крылом «Рособоронэкспорта» на выставках в Минске и Ле-Бурже. В результате были проданы три вертолета, которые фонд безуспешно пытался реализовать. После того как о фонде узнали на выставке, вертолеты были проданы с превышением начальной цены в три раза. На МАКСе состоялись переговоры с представителями Чехии, государств Балтии, Ближнего Востока, юга СНГ, Латинской Америки. Англичане попросили для стран Африки Ми-8 и Л-39. Посетители оставляют свои координаты, а фонд сообщает, когда появляется товар.

В целом высвобождаемого военного имущества в прошлом году продано на 600 млн руб. Но объем может быть увеличен в полтора-два раза, если осенью этого года в законодательство по инициативе РФФИ будут внесены поправки. Суть их во введении вторичных условий проведения торгов. Дело в том, что техника может быть в очень плохом состоянии, ее сложно продать, если, как на аукционе, стартовать вверх. При вторичной или голландской системе (которую, кстати, очень любит министр экономического развития Герман Греф) товар выставляется по цене, которая постепенно снижается. И первый, кто на нее среагирует, становится обладателем товара.

Казалось бы, Советская армия приказала долго жить пятнадцать лет назад, за эти годы все было распродано, новая техника на вооружение практически не поступала и источник высвобожденного имущества должен уже иссякнуть. Но камуфлированный Клондайк не прекращает существование. Постепенно идет обновление вооружений, особенно сегодня, когда государственный оборонный заказ повышается на 20% ежегодно. Процесс опять пойдет, если не бросать технику на полях на разграбление дачников и если военные не будут продавать самолеты и суда как лом. Ведь как технику им продавать вооружение нельзя, поскольку эксклюзивный продавец -- РФФИ.
Николай ПОРОСКОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.08.2005
Павел Сергеев
Российский фонд федерального имущества дебютировал на МАКСе как продавец старого оружия
Вчера в Жуковском закончил работу Международный авиакосмический салон. Последние три дня были отданы публике. И публика побила все прежние рекорды посещаемости. Но о многокилометровых пробках на подъезде к Жуковскому мы писать не будем... >>
  • //  22.08.2005
Александр Миридонов
Украинская делегация едет в Москву решать газовые вопросы
Сегодня в Москву должна приехать высокопоставленная украинская делегация для переговоров о поставках газа. Пока точного графика переговоров, которые, по предварительной информации, продлятся два дня, нет. Не согласована и конкретная повестка бесед... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  22.08.2005
Роман Мухаметжанов
Нурсултан Назарбаев лично осмотрел первый российско-казахстанский грузовик
Крупнейший в России производитель большегрузной техники КамАЗ, основное производство которого находится в Набережных Челнах, организовал сборку в Казахстане... >>
  • //  22.08.2005
"Время новостей"
Аэропорт сфокусировался на реконструкции существующих терминалов
Администрация Шереметьево, которая уступила «Аэрофлоту» контроль над строительством нового (третьего) терминала в главном аэропорту страны, намерена осуществить масштабную реконструкцию двух других терминалов, а также всей аэродромной инфраструктуры... >>
  • //  22.08.2005
AP
Автомобильный концерн DaimlerChrysler AG нашел, кому доверить свое подразделение Mercedes Car Group. В конце минувшей недели стало известно, что преемником неожиданно покинувшего корпорацию Экхарда Кордеса станет нынешний руководитель Chrysler Group Дитер Цитше... >>
  • //  22.08.2005
Помимо «Нивы» на «GM-АвтоВАЗ» намерены собирать Opel или Daewoo
СП «GM-АвтоВАЗ» планирует начать производство одной из моделей Opel или GM Daewoo Automotive Technology (GM владеет данными марками), заявил в пятницу в интервью Прайм-ТАСС исполнительный директор General Motors по Центральной и Восточной Европе Крис Лейси... >>
  • //  22.08.2005
"Коместра-Центр" и "Коместра" делят бренд
Московская страховая компания «Коместра-Центр» переименована в «Промэнергоресурс». «Такое решение связано с требованиями акционеров кемеровской «Коместры», являющейся правообладателем наименования «Коместра», -- поясняет генеральный директор «Коместра-Центр» Евгений Майборода... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика