N°150
18 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.08.2005
Корки от апельсинов
Премьера фильма Станислава Говорухина «Не хлебом единым» на фестивале «Окно в Европу»

версия для печати
Во время просмотра сначала казалось, что это архивная картина, невесть откуда появившаяся сегодня. Беспринципный директор уральского завода Дроздов в приглушенно-колоритном исполнении Виктора Сухорукова не давал ходу изобретению бывшего учителя физики Лопаткина. Жена Дроздова, которую снова играет фирменное лицо предыдущего фильма режиссера -- «Берегите женщину» Светлана Ходченкова, кутаясь в серый каракуль, посматривала из-под разлетных бровей на худющего, скуластого фронтовика-изобретателя (дебютант Михаил Елисеев). Карьеристы-инженеры плели козни вокруг какой-то машины, которая должна была сделать переворот непонятно в каком производстве. Они воровали с ватманов Лопаткина идеи, выдавали их за свои и тормозили социалистический прогресс. Даже справедливый инженер-генерал, крепко поддержанный медийной харизмой Александра Розенбаума, ничем не мог ему помочь. За все это негодяя Дроздова переводили из уральской Музги в партийно-правительственную Москву, давали крупный пост и позволяли дальше измываться над Лопаткиным, который тоже переезжал в столицу в поисках правды. Меж тем жена Дроздова с помощью бойкой домработницы искала, как девушку без адреса, поразившего ее воображение изобретателя. И, найдя его в комнатушке полубезумного профессора-рационализатора (Алексей Петренко), продавала каракуль, чтобы помочь материально, потом бросала мужа и получала рай в шалаше. Лопаткина же судьба бросала из огня да в полымя -- то коварно возносила в закрытое КБ по приказу функционера в исполнении коммуниста-капиталиста Владимира Семаго, то отправляла в сталинские лагеря уже на излете диктатуры мимолетным росчерком следователя с лицом Евгения Гришковца. Бывшая жена Дроздова ждала его возвращения, воспитывая потихоньку сына все в той же коммунальной комнате больного шпиономанией гения-изобретателя. Тем временем Александру Розенбауму удавалось разыскать Лопаткина и перевести его в зону, населенную одними гениями. Кажется, они делали ракету, которая то ли отправит на орбиту первый спутник, то ли первую бомбу.

Ни тени юмора во всем этом, конечно же, не было -- ерническая интонация возникает только при пересказе всего увиденного. А на экране явно торжествует «Сказание о земле Сибирской», помноженное на «Дело Румянцева».

Говорухин намеревался передать дух времени средствами киностилистики того времени -- черно-белое изображение, четкое деление персонажей на «черных» и «белых», высокая риторика в бытовых диалогах, плакатный лиризм, пафосная музыка, почти беспрерывно комментирующая душевное состояние героев. Однако практически все было против интересного замысла и прежде всего сам режиссер, не видящий, судя по его скупым высказываниям на пресс-конференции, разницы между обманкой-подделкой и стилизацией. Промашка с музыкой очевидна -- Брамс к концу 40-х -- началу 50-х годов не имеет отношения. Но не в нем дело. Как говорится, губит людей не пиво -- губит людей вода. Экономная и практичная задача сделать из одного материала и фильм, и сериал читается практически во всех картинах, показанных на фестивале. И везде, конечно же, побеждает сериал, которому никакая стилизация не нужна, а нужна обманка. Актеры, наверняка чувствовавшие себя неловко в столь выморочном сюжете, тоже предпочли сложной стилистической задаче сериальную подделку -- и стали работать над собой «по Станиславскому» в меру своей испорченности. В итоге у большинства получился обычный пережим. Что привело к тому, что медийные персоны, показавшиеся в ролях-камео, придают больший объем истории, чем главные герои. Органичен на экране только Виктор Сухоруков, по роли которого рука режиссера явно прошлась с ножницами и зачем-то урезала главного злодея. По-видимому, слишком сложной и привлекательной натурой выглядел товарищ Дроздов рядом с картонным дуэтом жены-изменщицы и аскета-изобретателя. Возможно, что в сериал эта актерская работа войдет полностью и ею можно будет по-настоящему насладиться. К тому же он действительно играет главного злодея. Да и ярчайшая индивидуальность Сухорукова как нельзя лучше подходит для стилистических упражнений. К тому он актер умный и знает, где надо добавить клоунады, а где наступить на горло собственной эксцентричности. И эта роль, конечно, прибавляет ему профессиональные очки.

Как ни странно, именно Сухоруков играл то, что было написано в романе, легшем в основу фильма, -- яркую серость. Несвоевременное желание Говорухина искренне перенести на экран «крамольный» оттепельный хит 56-го года, это образцовое произведение соцреализма с человеческим лицом, легко можно объяснить. Относительная свобода обращения Владимира Дудинцева с реалиями только что разоблаченного тоталитаризма, наверное, для многих людей старшего поколения так и осталась знаком подлинной творческой свободы и художественной зрелости. И они никогда не смогут увидеть то, что на самом деле это суконная производственная проза про интриги вокруг машины для центробежной отливки канализационных и прочих труб, «смело» припудренная двойным адюльтером, демонизмом карьериста Дроздова и нравственными подвигами инакомыслящего изобретателя-ригориста Лопаткина, проповедующего свою машину как святое писание. Объяснимо и другое: режиссер слишком смело расширил историю изобретателя, дописав несколько эпизодов к роману. У Дудинцева в финале герой довольно быстро выходил из тюрьмы -- в его деле разобрались и восстановили справедливость, хеппи-энд. Додуманные мытарства Лопаткина по зонам, его работа в высоколобой шарашке, доящей идеи из гениев, и вереница добрых генералов-начальников (одного из них сыграл сам Говорухин), чующих носом будущую оттепель, явно работают на будущий сериал, отнимая у фильма право называться кинопроизведением. Первая же сцена романа Дудинцева, где был сочный и очень киногеничный эпизод, была безжалостно вырезана ради того, чтобы впихнуть на экран побольше сюжетных поворотов. А там вернувшийся на Урал Дроздов ехал со станции и кормил жену столичными апельсинами, выбрасывая корки на снег, откуда их подбирали мальчишки, такого лакомства сроду не видавшие.

Киностилистика сейчас напоминает те самые апельсины -- зрителям достаются в лучшем случае только корки. Однако они и этим довольны. На финальных титрах зал взорвался аплодисментами, и, похоже, судьба Гран-при была решена.
Ирина ЛЮБАРСКАЯ
//  читайте тему  //  Кино


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.08.2005
Кирилл Каллиников
Вместо «Русского бунта» знаменитый кинотеатр столицы откроется «Бархатной революцией»
Открытие «Октября» на Новом Арбате, закрытого на реконструкцию восемь лет назад, переносилось из года в год -- не столько из-за технических, сколько из-за юридических проблем. В СМИ неоднократно появлялась информация о грядущем завершении долгостроя, однако всякий раз дело срывалось... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  18.08.2005
В начале нового выставочного сезона города мира будут атакованы «Азиатским проектом» молодого россиянина Кирилла Челушкина. Тысячи искусно вырезанных (по специальной технологии, без ножа, но прожигом) белых фигурок из пенопласта разбредутся по престижным выставочным залам... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  18.08.2005
Премьера фильма Станислава Говорухина «Не хлебом единым» на фестивале «Окно в Европу»
Во время просмотра сначала казалось, что это архивная картина, невесть откуда появившаяся сегодня. Беспринципный директор уральского завода Дроздов в приглушенно-колоритном исполнении Виктора Сухорукова не давал ходу изобретению бывшего учителя физики Лопаткина... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  18.08.2005
Знаменитая американская певица и киноактриса запишет альбом с Барри Гиббом, участником австралийской группы Bee Gees. Таким образом получит продолжение славная история, начавшаяся еще четверть века назад. В 1980 году вышел альбом Guilty («Виновные»), где Стрейзанд исполняла песни Барри Гибба с его же бэк-вокалом... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика