N°145
11 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.08.2005
На кону престиж ЮНЕСКО
Конкурс на возрождение утраченной святыни Ярославля завершается

версия для печати
Завтра, 12 августа, состоится обсуждение проектов воссоздания взорванного в 1937 году Успенского кафедрального собора Ярославля. 15 августа жюри конкурса проектов должно вынести решение о том, какое предложение будет принято к реализации.

Конкурс на воссоздание Успенского собора особенно важен теперь, когда Ярославль официально включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторический центр древнего Ярославля наконец получил достойное международное признание.

Сегодня особенно актуален вопрос о судьбе погибшего наследия, ибо в связи с наступающим в 2010 году тысячелетием города планируется воссоздание ряда значительных памятников, утраченных в советское время. Успенский собор среди них главный.

Собор стоял на территории Ярославского кремля на стрелке над местом, где река Которосль впадает в Волгу. Именно на этой территории в XI веке возник город. Уничтоженный советской властью собор соорудили в 1646 году, и он был третьим по счету. Благодаря местоположению и высокой колокольне собор являлся не только главной святыней города, но и важной градостроительной доминантой. После перепланировки 1778 года собор оказался в дальнем конце целой анфилады площадей, выходящей на Ильинскую (нынешнюю Советскую) площадь, где находится жемчужина города, церковь Ильи Пророка.

Воплощение идеи воссоздания собора стало возможным благодаря предпринимателю-меценату Виктору Тырышкину, выделившему крупные средства для этой цели. В прошлом году начались раскопки на месте собора. Проходящему в эти дни конкурсу проектов воссоздания собора отдан исторический отдел городского музея-заповедника (бывший Спасо-Преображенский монастырь).

По условиям конкурса участники делают эскиз-проект, который повторяет основные объемы древнего собора. Каждый проект должен предусматривать подземное пространство для размещения зала заседаний и ризницы, а также раскрыть для обозрения фундаменты древнего собора, обнаруженные при раскопках.

В конкурсе анонимно участвуют четыре проекта. Первый из них, "Храмъ", является вольной эклектичной фантазией на тему древнерусских форм, имеющей очень мало общего с историческим собором. Настораживает то, что авторы проекта предлагают сдвинуть собор, чтобы выставить старые фундаменты, которые будут забраны под стекло. Этим нарушится территория, где сохранились фундаменты Демидовского лицея XIX века, воеводского дома XVII века и даже первого каменного собора XIII века! Беспокоит также то, что за исключением внешней отделки авторы отказываются от аутентичной строительной техники и предлагают "оснастить здание современными инженерными системами".

Проект под девизом "Православный канон, Символика форм, Гармония пропорций" представляет большой пятиглавый, шестистолпный храм -- тоже вольную фантазию на тему архитектуры Древней Руси домонгольского периода. Проект почему-то не предусматривает строительство колокольни.

Проект под девизом "Которосль" далек от старого собора не только по стилю, но и по конфигурации. Пятиглавый, но четырехстолпный храм решен в русско-византийском стиле XIX века и напоминает киевский Владимирский собор в малом масштабе. Опять-таки почему-то отсутствует колокольня. В общем, ни один из вышеописанных проектов нельзя назвать корректным.

Обнадеживает лишь четвертый проект под девизом "Торжественность и монументальность". В пояснительной записке авторы объясняют, что изучение архивных материалов -- исторических чертежей, гравюр и акварелей -- позволило авторам установить параметры собора и колокольни и их подлинный архитектурный облик.

Метрологический анализ дал им возможность определить древние меры, в которых собор и колокольня были построены. В случае четверика это была маховая сажень (176 см), а в случае пристроек XIX века -- казенная сажень (213 см). Благодаря археологическим раскопкам удалось определить основной кладочный материал -- кирпич-большемер -- и его размеры. По этому проекту собор восстанавливается на древних фундаментах, при использовании метода задавливания свай, которые укрепят их, но не повредят им благодаря отсутствию вибраций.

Авторы предлагают несколько вариантов воссоздания, от восстановления собора в первозданном виде без каких-либо позднейших пристроек и изменений до воссоздания его на конец XIX века с пристроенными притвором, папертью и теплым приделом, хотя во всех вариантах основной четырехгранный объем (четверик) воссоздается по габаритам 1646 года. Размещение зала заседаний, рассчитанного на 280 человек, и служебных помещений под теплым приделом и папертью позволит полностью освободить территорию под основным четвериком для создания крипты. Древние фундаменты и место проведения раскопок станут доступными для посетителей. Там планируется устроить археологическую выставку.

Этот проект предполагает не только воссоздание колокольни по историческим формам, но и благоустройство окружающей территории с восстановлением конфигурации овальной Соборной площади с оптимальным сохранением зеленых насаждений ныне существующего сквера, а также строительство памятных часовен и знаков на месте разобранных церквей Толгской Божьей Матери, святых Леонтия Ростовского и Иоанна Златоуста.

По словам директора Института искусствознания Алексея Комеча, увидевшего все варианты воссоздания собора во время недавней поездки в Ярославль, первые три из них «ничего общего не имеют с понятием реставрации: либо это подражание, либо это новая постройка; проект под девизом «Торжественность и монументальность» -- единственный приемлемый вариант научно обоснованного воссоздания архитектурной среды города, соответствующей статусу Ярославля как заповедника ЮНЕСКО».

В Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации отказались от комментариев по поводу воссоздания собора и сообщили, что впервые слышат о такой затее. Помощник ответственного секретаря Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Амир Белялитдинов объяснил, что включение города в список ЮНЕСКО являлось инициативой самих городских властей, и подчеркнул, что именно они несут ответственность за то, чтобы соблюдался статус города как заповедной зоны международного значения. Однако Белялитдинов подтвердил, что в случае нарушения заповедного статуса комиссия указала бы городским властям на этот факт.

На пороге своего тысячелетия благодаря новому исключительному статусу Ярославль имеет великолепную возможность исправить ошибки XX века. Главное -- сделать правильный выбор.
Эдмунд ХАРРИС, Ярославль--Москва


  КУЛЬТУРА  
  • //  11.08.2005
Конкурс на возрождение утраченной святыни Ярославля завершается
Завтра, 12 августа, состоится обсуждение проектов воссоздания взорванного в 1937 году Успенского кафедрального собора Ярославля. 15 августа жюри конкурса проектов должно вынести решение о том, какое предложение будет принято к реализации... >>
  • //  11.08.2005
Сергей ХАЧАТУРОВ
Российские художники иллюстрируют Андерсена
В поздней сказке Ханса Кристиана Андерсена «Самое невероятное» есть такой удивительный образ -- чудесные часы, бой которых вызывает к жизни волшебные картины. Один удар -- Моисей на горе чертит на скрижали первую заповедь. Второй -- утопающие в блаженстве Адам и Ева... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  11.08.2005
Последние несколько лет музыкального масскульта можно, не погрешив против истины, назвать «годами Финляндии». Страна тысячи озер, до того никак не светившаяся на мировой рок- и поп-сцене, вдруг стала поставлять одну за другой международных звезд... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  11.08.2005
В ЦДХ открылась «Планета клоунады»
Все желающие получить поролоновым молотком по голове, все, кто любит, чтоб дядя в пухлых штанах плюхнулся к ним на колени и заверещал голосом, уже забытым после детских елок, -- внимание, настает ваше время. В Центральном Доме художника открылся VI московский фестиваль «Планета клоунады»... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ