N°142 08 августа 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Современное делопроизводительное искусство Смерть театра в очередной раз откладывается
В статье «Простые арифметические действа» (см. «Время новостей» от 4 августа) я с изумительным нахальством -- задним числом сам изумляюсь -- пообещал, что на днях всем объясню, в чем заключается правда театра, чем он отличается от прочих искусств и почему не все вещи, случающиеся на сцене, являются театральными произведениями. Не получается. Вероятно, алхимики, напоказ пытавшиеся сделать золото из свинца, чувствовали себя примерно так же. Их казнили и правильно делали: не можешь -- не берись. Если у тебя в лаборатории однажды что-то получилось, это не значит, что на людях всегда будет получаться то же самое.
Не выходит ничего. О правде театра мне сказать нечего, да и кто я такой, чтобы о ней говорить. Единственное, что я могу, -- показать, как шла работа в лаборатории. Главное, что я знаю о театре, -- то, как он ограничен, естественно и прекрасно ограничен. Бумага, как известно, все стерпит, то же самое и кинокамера, и нотный стан. От стихов, музыки, кино и т. д. театр отличается тем, что стерпеть все он не может. На сцену выходит актер, ручки-ножки-огуречик, хороший или плохой, сейчас не важно, у него есть тело. А у стихов и музыки -- нет. Они беспредельны. Они могут развиваться как угодно. Они могут всё (над последней гласной необходимы две точки); летя по миру, они кричат театру: эй, отсталый, догоняй! Он не догоняет. Он не догнал Пушкина, он не догнал Блока, он не умеет догнать сейчас каких-то самых нужных людей. Эти люди в итоге занимаются черт знает чем: рекламные ролики снимают и все остальное. У театра есть предел -- человеческое тело. Конечная жизнь, единственная душа. Все, что помимо, является не-театром. Речь идет не о «плохом» и «хорошем»: грубое, фальшивое, наскоро состряпанное -- это все неотъемлемо и неотменимо. В театре, поскольку он живой, не могут не присутствовать элементы пошлости, т.е. смертности. Театр не является искусством как таковым, и все попытки довести его до блаженного состояния «чистых искусств» (Крэг, Евреинов, ранний Мейерхольд) увенчивались катастрофами. «Да» или «нет» -- вот в чем дело. Только в этом. В послесловии к «Имени розы» Умберто Эко внятно и предельно кратко объяснил, чем занимается художественный авангард: он ищет пределы. Это цитировали уже двести раз, но я не поленюсь быть двести первым: «Авангард не останавливается: разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста» -- и, пользуя отечественный опыт, мы можем продлить движение. Илья Кабаков, Человек-Кулик, Император Вава (я называю только самые известные имена) ушли куда дальше «сожженного холста». Театр туда идти не может. Просто потому, что не может. Он заканчивается там, где перестает работать тело. Актер, актриса -- все, что происходит без них, является не-театром. На театральной сцене случается все больше прекрасных событий, не имеющих отношения к театру. «Шум времени» Саймона Макберни, лучшее из представлений VI Чеховского фестиваля, показался мне страшен потому, что люди в этом действе ничего не значили. Иногда они что-то означали, но, когда человек пребывает в состоянии знака, я всегда тянусь за оружием. Бить, бить -- верните мне мой, телесный театр. Я другого не хочу. Отдайте. Театра сейчас почти не существует. В наличии имеется -- будь оно проклято! -- современное делопроизводительное искусство. В нем имеется сюжет, в нем присутствуют характеры. Имеется производство дела. Если вы никогда не ходили в театр, то разницы вы и не поймете.
Достроен последний готический собор Англии 22 июля состоялось торжественное богослужение в честь завершения строительства кафедрального собора города Бэри-Сейнт-Эдмундс, расположенного в английском графстве Саффолк. Событие произошло долгожданное, ведь здание собора было заложено аж в 1503 году, а последний этап строительных работ был прерван в 1970-м... >>
Документальный сериал «Дикий, дикий пляж» не покажут по телевизору Виталий Манский, известный режиссер-документалист и продюсер, снял в 2002 году фильм «Бродвей. Черное море». Про жизнь отдыхающих на Черноморском побережье Краснодарского края... >>
Смерть театра в очередной раз откладывается В статье «Простые арифметические действа» я с изумительным нахальством -- задним числом сам изумляюсь -- пообещал, что на днях всем объясню, в чем заключается правда театра, чем он отличается от прочих искусств и почему не все вещи, случающиеся на сцене, являются театральными произведениями... >>
Умер актер Валентин Никулин. Ему было за семьдесят, он давно ничего не играл, у него отнимались ноги. Жена, Марина Ганулина, до последнего дня верила, что врачи могут что-то сделать; если не в России, то, может быть, в Израиле, ведь он жил там целых семь лет, имел гражданство -- увы, старость неизлечима... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|