N°105 16 июня 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Военно-технический маркетинг
Организаторы аэрокосмического салона в Ле-Бурже вчера подвели предварительные итоги работы. За два дня выставку посетило более 70 тыс. человек, и это почти на треть больше, чем в 2003 году (выставка устраивается раз в два года). По подсчетам французов, число посетителей в первые дни стало абсолютным рекордом салона. Не иссякает поток гостей и на российской композиции. Помимо просто посетителей у наших стендов побывали официальные делегации иностранных фирм, главным образом партнеров российских предприятий. Вполне естественно, что международные контакты в сфере военно-технического сотрудничества находят отражение и во внутренней оборонно-промышленной политике России. Об этом спецкор «Времени новостей» в Ле-Бурже Николай ПОРОСКОВ расспросил российских участников выставки.
Защитим лайнеры от ПЗРК Заместитель гендиректора НИИ «Экран» Александр КИСЛЕЦОВ. -- Переносные зенитные ракетные комплексы все более приобретают значение оружия XXI века, а толковой защиты от него так и нет, только теперь появляются первые разработки. В чем их суть? -- ПЗРК проявили себя в Чечне, когда был сбит Ми-26 и погибли 140 человек. Гражданский же самолет при взлете и посадке, находясь за пределами аэропорта, практически не защищен от ракет ПЗРК -- дальность действия наших «Игл» и «Стрел» до 5 км. А террористические притязания нарастают. Наиболее развитые страны давно задумываются о защите. В США пытались поставить военную станцию защиты для пассажирских лайнеров. Однако конгресс этого не позволил -- армия слишком много в это вложила, уплывут секреты и так далее. И теперь они проводят адаптацию. Кроме американской системы фирмы «Нортоп грумман» есть близкая ей английская «Байер систем», имеет притязания представленный здесь, в Ле-Бурже, европейский концерн EADS. -- Россия, как всегда, пошла своим путем? -- В какой-то степени. Три года назад «Рособоронэкспорт», под крылом которого работает наше предприятие, начал проводить агрессивный маркетинг нашей системы. Проект уже вызвал большой интерес в мире, и год назад был подписан контракт с одной из европейских стран. Работы в разгаре. Сотрудничество с Европой дает нам средства, выход на те западные высокие технологии, которых у нас пока нет. Потом эту систему легко будет перенести на наши самолеты. -- Как работает наша система? -- Система защиты на борту самолета с помощью датчиков в ультрафиолетовом диапазоне засекает пуск ракеты ПЗРК, определяет точные координаты, включает лазер, его луч, кодированный определенным образом, вносит помеху в программу головной части ракеты -- попросту ломает эту программу и уводит ракету от цели. В отличие от американцев, у нас другая система наведения луча, другой лазер. Мы одним лазером сможем защитить самолет от ракет практически всех поколений, у них излучение более упрощенное и, следовательно, избирательное. -- Американцы уже объявили, что поставят систему защиты на все свои 6800 самолетов. А Россия? -- Полгода назад председатель правительства подписал решение о программе установки нашей системы на гражданские самолеты. Пока без указания количества самолетов. Сегодня выходят организационные документы. -- Каковы стоимостные характеристики? -- Американцам такая работа обойдется в 10 млрд долл. -- они обозначили примерно миллион долларов на самолет. Это половина лунной программы. У нас суммы поскромнее, но не на порядок. -- Какую вы даете гарантию защиты лайнера? -- Коэффициент гораздо больше, чем 0,9. Открывается рынок учебно-боевых самолетов Гендиректор -- генконструктор ОКБ им. Яковлева Олег ДЕМЧЕНКО. -- Как идут работы над учебно-боевым самолетом Як-130? -- За прошлый год мы провели полный этап заводских испытаний. Сейчас уже два таких самолета проходят государственные испытания совместно с Минобороны. В окончательной сборке у нас находится третья такая машина, она будет представлена на испытания в декабре этого года. В этом же году планируем получить предварительное заключение ВВС России. В апреле был подписан контракт с Минобороны на изготовление установочной партии 12 самолетов: четыре машины надо изготовить в 2006 году, восемь -- в 2007 году. -- Какова стоимость контракта? -- Сегодня я не готов говорить, это коммерческая тайна. Но денег вполне достаточно, чтобы сделать эти 12 самолетов. -- Здесь, в Ле-Бурже, среди специалистов были разговоры, что Як-130 может стать базовой моделью целого семейства учебно-боевых самолетов. -- Да, возможны различные модификации: чисто учебный, учебно-боевой, легкий ударный, постановщик помех, разведчик. Как база он может использоваться при изготовлении беспилотных летательных аппаратов -- БПЛА. -- Кстати, рынок БПЛА очень бурно развивается. Ваша фирма намерена что-то делать в этой области? -- Мы эту тему не забросили. Более того, интенсифицировали усилия в этом направлении после объединения с корпорацией «Иркут». На выставке МАКС в Москве в августе на нашем стенде можно будет увидеть и БПЛА. -- Кто уже заинтересовался Як-130? -- Переговоры идут со многими странами, в том числе из Юго-Восточной Азии. -- Насколько могут повлиять на рынок Як-130 индийский и китайский проекты? -- Новый китайский проект -- это сверхзвуковой самолет. Индийский же проект мы не считаем конкурентом, хотя и готовы работать с этой страной по созданию новых учебно-тренировочных самолетов. -- Два года назад фирмы «Яковлев» и «Ильюшин» выиграли тендер на разработку пассажирского самолета МС-21 на 130--170 мест. Что уже сделано? -- В этом году подписан контракт с Российским агентством по промышленности, начато финансирование эскизного проекта. Дальнейшее будущее этого самолета зависит от объединенной авиастроительной компании. -- Странно, что до сих пор не проводился тендер среди поставщиков двигателя для самолета МС-21. Когда это будет? -- В этом году. Будет представлено три конкурента -- три типа двигателей, в том числе и российско-украинский. Предпочтение будет отдано тогда, когда будет принята окончательная концепция самолета. -- На каком заводе будут строиться МС-21? -- Иркутский завод в кооперации с воронежским. -- Еще один ваш новый проект связан с традиционным для фирмы «Яковлев» направлением -- строительством учебно-тренировочных и пилотажных самолетов. Еще не до конца решена судьба предыдущей модели -- Як-130, а вы уже замахиваетесь на следующую -- Як-152. -- По сегодняшним прогнозам, в течение десяти лет будет списано около двух тысяч учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. И если мы завоюем хотя бы 30--40% этого рынка, этот проект с точки зрения бизнеса будет вполне хорошим. Поэтому мы сегодня заканчиваем рабочее проектирование двухместного тренировочного самолета для начальной подготовки военных и гражданских летчиков. Мы за мировое разделение труда Президент НПЦ «Технокомплекс» Гиви ДЖАНДЖГАВА. -- Почему не зарегистрирован в принципе готовый холдинг «Авионика»? -- Государство отвело нам время до июля. С другой стороны, процедура оформления такова, что для выполнения графика требуется полтора года. Да и денег стоит немалых. Поэтому сегодня на выставке мы представляем «Технокомплекс» -- по структуре и идеологии он идентичен будущей «Авионике». -- Французская фирма TALES хочет открыть свое отделение в России, но пока не позволяет наше законодательство. Руководство фирмы недовольно: они участвуют в нескольких российских программах и хотят закрепиться в России, как и во многих других странах. Как вы относитесь к появлению на российском рынке этой фирмы? -- Мы с TALES активно работаем по ряду программ: на тренажном самолете, Су-30 для Малайзии. Если они чего-то достигли, какой смысл нам тратить средства и воспроизводить то же самое, пытаясь быть конкурентом всего земного шара? Лучше использовать мировое разделение труда. Кроме того, в наших совместных программах используются приборы этой фирмы. Если они выйдут из строя, лучше их чинить в России, в филиале фирмы, а не отсылать приборы во Францию, преодолевая различные, в том числе таможенные, формальности, дожидаться возврата этой аппаратуры. -- Меняется ли, на ваш взгляд, характер выставок, подобных Ле-Бурже? -- Выставки все больше превращаются из научно-технических в маркетинговые мероприятия, в рекламу. -- Как отразится на работе «Технокомплекса» и будущей «Авионики» создание единой российской самолетостроительной компании? -- Хорошо отразится. Сегодня ни один серьезный продукт разрозненными мелкими фирмами сделать нельзя. Весь мир интегрируется, и нам надо. Я предлагал не раз, опираясь на пример «Газпрома», «Российских железных дорог», создать частный большой авиационный холдинг. Мы ничем не отличаемся от железнодорожников: они перевозят грузы и пассажиров, и мы перевозим грузы и пассажиров, у них железнодорожные вокзалы, у нас аэровокзалы. Они создают объединение, а мы почему-то не хотим... -- Какое место в перспективах предприятия занимает диверсификация продукции? -- Большое. Это самолеты Бе-200, Ил-114, туполевские и ильюшинские гражданские объекты, МС-21 фирмы «Яковлев», вертолет Ми-38. Мы также намерены выпускать приборы для других подвижных объектов, не только самолетов. Наши технологии позволяют работать если не для всех, то для большинства подвижных объектов. -- Какой у «Технокомплекса» оборонный заказ? -- На экспорт в рамках военно-технического сотрудничества идет около 80% нашей продукции, а то, что остается, это гражданская продукция и гособоронзаказ. Он последние годы колеблется от 12 до 17%. Улучшения никакого нет, идет плавное симптоматическое ухудшение. Даже сектор ВТС в авиации сузился на 1,2%.
Президентом РЖД назначен Владимир Якунин Российские железные дороги вчера обрели нового президента -- им стал Владимир Якунин, до сих пор занимавший пост первого вице-президента РЖД. Бывший руководитель Геннадий Фадеев стал помощником премьера Михаила Фрадкова... >>
На вопросы обозревателя "Времени новостей" Николая ПОРОСКОВА ответил советник президента России по вопросам военно-технической политики и развития оборонно-промышленного комплекса Александр БУРУТИН... >>
"Волга-Днепр" и "Атлант-Союз" готовы взять в лизинг грузовые самолеты Группа компаний «Волга-Днепр» подписала вчера в Париже соглашение с лизинговой компанией «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) о приобретении двух грузовых самолетов Ил-96-400Т. Как рассказал «Времени новостей» генеральный директор ИФК Александр Рубцов, документ предусматривает передачу самолетов «Волге-Днепру» в финансовый лизинг на 15 лет... >>
Организаторы аэрокосмического салона в Ле-Бурже вчера подвели предварительные итоги работы. За два дня выставку посетило более 70 тыс. человек, и это почти на треть больше, чем в 2003 году (выставка устраивается раз в два года)... >>
Российские оборонщики объединились за рубежами России Через четыре года на 48-м салоне в Ле-Бурже в российском павильоне будет выставлена продукция Объединенной российской авиастроительной компании. Это вчера пообещал руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин... >>
К сентябрю СИБУР превратится в «АКС-холдинг» Собрание акционеров СИБУРа вчера одобрило создание новой компании «АКС-холдинг», а также внесение в ее уставный капитал акций 20 нефтехимических предприятий стоимостью 16,99 млрд руб. В результате доля СИБУРа в этой компании составит 42%... >>
Вслед за Citigroup рассчитаться с акционерами Enron решил J.P. Morgan Третий по капитализации банк США J.P. Morgan Chase & Co. стал очередным национальным банком, добровольно пожелавшим удовлетворить претензии акционеров обанкротившегося концерна Enron. Представители банка заявили о заключении соглашения, согласно которому собственники энергоконцерна получат 2,2 млрд долл... >>
Минприроды не решилось отнять у ТНК-ВР лицензию на разработку Ковыктинского месторождения Министерство природных ресурсов решило пока не отнимать у ТНК-ВР лицензию на крупное газовое Ковыктинское месторождение... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|