N°92 31 мая 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сюжет для большого рассказа Завтра в Москве начинаются гастроли МДТ -- Театра Европы
Театральные гастроли, как все знают, редко длятся больше недели. Театр Льва Додина пробудет в Москве три недели с половиной: с 1 по 12 июня он играет на сцене любимовской Таганки, с 14-го по 24-е -- на сцене Таганки губенковской. Это в нашей практике случай редчайший, другого и не припомню. Впрочем, масштаб, или, если угодно, «формат», гастролей вполне соответствует их задаче.
Если вы не следили за афишей и не знаете, что Додин привозит в Москву, могу ответить коротко: все. Весь текущий репертуар санкт-петербургского Малого драматического театра -- Театра Европы: от «Братьев и сестер», выпущенных в 1985 году, до «Дяди Вани» -- спектакля, который совсем недавно был показан на «Золотой маске». Между ними, в хронологическом порядке: «Бесы» (1991), «Клаустрофобия» (1994), «Пьеса без названия» (1997), «Чевенгур» (1998/99), «Московский хор» (2001/02). Возможность поистине уникальная: вживе увидеть, как двадцать лет развивалась судьба и менялось лицо театра, да еще какого. Театр Додина имеет все основания считаться лучшим театром России и, может быть, лучшим репертуарным театром мира. В европейском культурном пространстве он занимает сейчас то место, которое раньше принадлежало «Пикколо-театру» Джорджо Стрелера. Делать подобные заявления было бы сущим нахальством, но это не мои слова. Это сказал Питер Брук -- старый, мудрый, поразительно точный в оценках и формулировках, величайший из ныне живущих режиссеров. Спорить с ним было бы еще большим нахальством. Цель этих предварительных заметок -- попытаться объяснить, чем уникален опыт Додина, и хотя бы чуть-чуть разобраться в двадцатилетней жизни МДТ -- Театра Европы, набросать эскиз ее сюжета. Вряд ли я сумею сказать что-либо новое, но заметки могут пригодиться тем, кто пойдет на спектакли (особенно на старые спектакли), не зная ни истории этого театра, ни того, как устроено его существование. Додин принадлежит к так называемому «задержанному поколению» режиссеров, то есть к людям, которые стали мастерами гораздо раньше, чем получили возможность работать в полную силу. Прирожденного лидера, обладающего редким даром театрального строительства, насильственно держали в подмастерьях. Это портило кровь, могло испортить и характер и судьбу, но потомственный интеллигент, «профессорский сынок» Додин умел в любой ситуации сохранять чувство собственного достоинства. Энергия, которая могла бы уйти в перебранки и истерики, у Додина копилась -- и когда ее удалось наконец подключить к театральной машине, эта машина заработала как надо: мощно и стабильно. В театре Додина исключительная и неподдельная напряженность душевной жизни соединяется с безупречной отлаженностью рабочего механизма, его «ходовой части»; российская любовь к философствованию (в самом серьезном, отнюдь не юмористическом смысле слова) с европейской деловитостью. Это всегда поражало и поражает до сих пор; именно этим Додин в 90-е годы покорил Запад; именно поэтому его спектакли отличаются невероятной жизнеспособностью. Мне довелось видеть «Братьев и сестер» на пятнадцатом году их существования: в актерской игре не было ни малейшего намека на усталость, в спектакле -- ни следа износа. Да, конечно: ежедневный тренинг, умение держать себя в форме, ставшее привычкой, лютая ненависть к расслабленности и приблизительности (впрочем, это скорее брезгливость) -- но есть что-то еще, более важное. Возможно, секрет в том, что чувство собственного достоинства Додин умеет воспитать в каждом, кто с ним работает. Однажды он рассказывал, что на первых европейских гастролях Малого драматического ему буквально пришлось принуждать молодых актеров: не экономьте суточные, обедайте по-человечески, вы не сможете играть, питаясь бутербродами и супом из пакетиков. Играть-то, кто знает, авось смогли бы: русский человек и не на такое способен. Но почувствовать себя непринужденно, ощутить естественность и полноправность своего существования в заграницах -- это вряд ли. А Додин именно к тому стремился, сперва интуитивно, потом сознательно: он строил театр «русских европейцев». Театр, сохраняющий всю полноту смысла и всю душевную глубину российской культуры, ее любовь к избыточности и бесстрашие перед «последними вопросами», -- и в то же время театр, способный прижиться в Европе без труда и без ущерба для своего искусства. Кто считает, что такое вообще невозможно, пусть подумает: в чем, если не в этом, смысл города Петербурга? Как всегда, для критика заманчиво выделить в жизни МДТ некие периоды, связав их со спектаклями, значащимися в гастрольной афише. Тут можно было бы поговорить о том, как театр начинался с эпических спектаклей. «Братья и сестры» идут восемь часов, «Бесы» -- десять, но дело не в хронометраже, а в широте окоема, соединенной с потрясающим вниманием к детали (самое естественное сочетание для эпоса: вспомним «Илиаду»). Потом -- о времени, когда Додин и его актеры стали выступать на зарубежных гастролях едва ли не чаще, чем на улице Рубинштейна, и в спектаклях появилась (померещилась?) отчетливая установка: эту вещь мы делаем на экспорт («Клаустрофобия»). Далее -- о том, как чеховский спектакль конца 90-х отличается от нынешнего «Дяди Вани», о сознательной любви к простым и строгим ходам, к минимализму, к самообузданию. О том, почему после безысходного «Чевенгура» театр Додина если не примирился с жизнью, то стал относиться к ней спокойнее. Однако это задача для статьи куда большего объема. Возможно, по окончании гастролей ее будет необходимо написать. ФОТО: Московские гастроли МДТ -- Театра Европы откроются "Московским хором"
Прославленный баритон спел на Красной площади Первый концерт российской оперной звезды Дмитрия Хворостовского на Красной площади (до сих пор здесь пели только иностранные знаменитости) был объявлен благотворительным. В очередях на вход безнадежные безбилетники грустно интересовались, сколько эти самые билеты, которых никто в продаже не видел, вообще стоили. Никто не знал... >>
Марина Леонова выбрала балерину для Большого театра Каждый год Московское хореографическое училище выпускает два, а то и три класса -- сорок-пятьдесят дипломированных артистов балета. На выпускном концерте в Большом привычно показывают лучших -- хотя это и не совсем честно, школе следовало бы полностью отчитываться о результатах... >>
Завтра в Москве начинаются гастроли МДТ -- Театра Европы Театральные гастроли, как все знают, редко длятся больше недели. Театр Льва Додина пробудет в Москве три недели с половиной: с 1 по 12 июня он играет на сцене любимовской Таганки, с 14-го по 24-е -- на сцене Таганки губенковской... >>
У художников появилась экспертная награда Лучшим художником России является Михаил Рогинский. Теперь уже официально... >>
Объявлены результаты «Национального бестселлера» и соискатели «Ясной Поляны» Новым лауреатом премии «Национальный бестселлер» стал Виктор Пелевин. Итог соответствует духу состязания... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|