N°66
16 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.04.2004
Азербайджан отвернулся от «Транснефти»
версия для печати
Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) намерена полностью отказаться от прокачки своей нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск после сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), заявил вчера президент АМОК Дэвид Вудворд. До сих пор Азербайджан уверял российскую сторону, что будет заинтересован в использовании северного маршрута в Новороссийск даже по окончании строительства трубы в Джейхан. Правда, в «Транснефти» уверены, что перемена позиции Азербайджана не усложнит жизнь российской транспортной компании -- освободившиеся мощности она собирается загрузить казахской нефтью.

Высокопоставленный источник газеты «Время новостей» в российском правительстве подтвердил, что заявление президента АМОК Дэвида Вудворда стало первым официально оглашенным решением о будущей судьбе нефтепровода Баку--Новороссийск. Собственно, такой шаг АМОК не кажется неожиданным. Напротив, с точки зрения акционеров АМОК он вполне логичен: незачем качать каспийскую нефть с азербайджанских месторождений в Новороссийск в то время, как БТД в первые годы эксплуатации будет испытывать серьезный недостаток нефти для загрузки трубы, что серьезно скажется на его рентабельности. Акционерами АМОК являются BP (34,1%), Государственная нефтяная компания Азербайджана (10%), Unocal (10,3%), Statoil (8,6%), ExxonMobil (8%), TPAO (6,8%), Devon Energy (5,6%), ITOCHU Oil (3,9%), Delta HESS (2,7%), INPEX Corporation (10%).

Как заявил газете «Время новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, его компания не сильно огорчена решением АМОК и была к нему готова. «Наша компания давно предупреждала, что после окончания строительства трубопровода БТД Азербайджан уйдет с направления Баку--Новороссийск, хотя в АМОК по каким-то непонятным причинам заявляли, что этот маршрут по-прежнему будет им интересен, -- говорит г-н Григорьев. -- Кроме того, при приеме в трубу 415 млн тонн нефти в прошлом году потеря 2,5 млн тонн не так уж значительна для «Транснефти», тем более что этот объем мы без труда можем заменить казахской нефтью. Особо хочу подчеркнуть, что все время действия договора между Россией и Азербайджаном мы выполняли свои договоренности. Однако они ни разу не выполняли свои обязательства. Так что недопоставленное сырье мы компенсировали казахской нефтью, которая идет из Махачкалы, и мы знаем, что казахи заинтересованы в увеличении этого объема, несмотря на наличие Каспийской трубопроводной системы».

Согласно 5-летнему межправительственному соглашению между Россией и Азербайджаном, АМОК может прокачивать по нефтепроводу Баку--Новороссийск до 5 млн тонн в год. При этом стороны ежегодно в этих пределах вправе устанавливать конкретный объем транспортируемой нефти. Так, уже несколько лет по северной трубе прокачивается 2,5 млн тонн нефти. Но вправе ли одна из сторон по собственной инициативе снизить этот объем до нуля, и предусмотрены ли при этом какие-либо штрафные санкции?

Накануне февральского визита Ильхама Алиева в Москву Россия предложила рассмотреть вопрос об увеличении объема прокачиваемой в Новороссийск нефти до 5 млн тонн. В Баку посчитали это предложение нецелесообразным, сославшись на недостаток сырья. Более того, уже в Москве Ильхам Алиев предложил реверсировать трубу и транспортировать российскую нефть из Новороссийска в Баку. По словам г-на Алиева, это позволит загрузить бакинские НПЗ, испытывающие недостаток сырья. Президент Азербайджана напомнил, что именно с этой целью и строился в советские годы нефтепровод Баку--Новороссийск.

Есть и еще одна причина, которая заставила АМОК отказаться от использования северного маршрута. Дело в том, что акционеры АМОК должны учитывать возможные убытки от простоя танкеров, вывозящих нефть из Новороссийска, в турецких черноморских проливах Босфор и Дарданеллы. Одни сутки простоя танкера в среднем обходятся от 30 до 40 тыс. долларов. В течение последних месяцев такие простои стали обычным делом как по причине плохих погодных условий, так и в результате ограничений пропускной способности проливов, вводимых турецкими властями. А если учесть, что начиная с прошлого года Анкара настойчиво предупреждает, что с введением БТД в строй подобные ограничения в лучшем случае станут реальностью, а в худшем -- проливы будут вообще закрыты, то озабоченность нефтепроизводителей и нефтеперевозчиков вполне обоснованна.

Замминистра иностранных дел России Виктор Калюжный предложил в феврале на международной конференции в Стамбуле начать многосторонние международные консультации, чтобы рассмотреть проблему черноморских проливов комплексно. По его мнению, необходимо провести модельный мониторинг прохождения танкеров через Босфор для определения реальных угроз экологическому состоянию турецких проливов. Однако с тех пор никакой реакции на эти инициативы не поступало, в том числе и от российских ведомств. Источник газеты «Время новостей» объясняет такое безразличие весьма лаконично: никто в этих ведомствах уже второй месяц не работает: все заняты самореформированием.
Аркадий ДУБНОВ, Денис РЕБРОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  16.04.2004
Виктор Васенин
«Сибнефть» собирается начать добычу в регионе Романа Абрамовича
Десятки миллионов долларов, «закопанные» Романом Абрамовичем в чукотскую землю, наконец дали бизнес-эффект. Долгие поиски нефти увенчались успехом, хотя и довольно скромным... >>
  • //  16.04.2004
Денис Синяков
Американские производители согласились изменить дизайн спорного водочного бренда
Под судебным давлением структур «Альфа-Групп» американская Diageo, Pier Smirnoff согласилась видоизменить дизайн спорного водочного бренда Smirnoff/Смирновъ, из-за которого уже несколько лет не стихают арбитражные бои. Но «Альфе» этого мал... >>
  • //  16.04.2004
Казахстан хочет самостоятельно поставлять газ в Европу
Подготовка к реализации газового проекта на Карачаганакском месторождении вступила в самую сложную стадию. Согласно сообщению пресс-службы правительства Казахстана, этот вопрос обсуждался на вчерашнем заседании кабинета министров республики... >>
  • //  16.04.2004
Украинские антимонопольщики указывают зарубежным сотовым операторам
Украинский антимонопольный комитет рекомендовал крупнейшим операторам мобильной связи страны -- «Украинской мобильной связи» (УМС), «дочке» российской МТС, и «Киевстару-GSM» -- снизить тарифы на основании проверки их финансового состояния... >>
  • //  16.04.2004
Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) намерена полностью отказаться от прокачки своей нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск после сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), заявил вчера президент АМОК Дэвид Вудворд... >>
  • //  16.04.2004
С низкого старта начала 2004 год крупнейшая в мире финансовая компания Citigroup. После подсчета чистой квартальной прибыли аналитики корпорации удивились достигнутым результатам, которые превысили прогноз... >>
  • //  16.04.2004
Срочный рынок ждет ее завершения
Национальная фондовая ассоциация вчера направила письмо в правительство и ФСФР с предложением продлить действие ранее выданных лицензий участников срочного рынка до разрешения ситуации, возникшей в связи с фактической приостановкой лицензирования биржевых посредников по фьючерсным и опционным сделкам... >>
  • //  16.04.2004
"Газпром" планирует в 2004 и 2005 годах привлечь денежные средства путем размещения двух выпусков облигаций объемом 5 млрд руб. каждый. Срок обращения бумаг составит три и четыре года. Вопрос о выпуске облигаций рассматривался вчера на заседании правления "Газпрома"... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика