N°28 18 февраля 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Для узкого круга В Суздале прошел девятый фестиваль анимационного кино
Раз в год аниматоры собираются вместе и смотрят фильмы друг друга. Круг их довольно узок (сегодня анимация в России искусство не самое популярное), хотя и не замкнут. Например, один из дипломов фестиваля отдали коротенькому фильму «Сало» Дмитрия Эльяшева и Муха Лейпунского: авторы-любители впервые в жизни попробовали себя в рисованном кино, сочинив анимационный вариант анекдота «про хохлов», привезли его самостийно в Суздаль и, вызвав радостный смех в зале, получили признание профессионалов. Судя по рейтингу, составленному из мнений всех участников фестиваля, юмор сегодня особо востребован: четыре фильма из попавших в первую десятку -- смешные. Самый забавный -- «К югу от севера» режиссера Андрея Соколова -- помимо абсолютной победы в рейтинге получил еще и один из пяти основных призов. Это рисованная история про чукчу и эскимоса, которые, случайно встретившись в море, попали в брюхо к акуле, были унесены ею на юг, а потом долго искали дорогу домой. Динамичное действие, насыщенное трюками и забавными деталями, хорошо придуманные персонажи и открытый сюжет делают этот фильм вполне конкурентоспособным среди современных мультипликационных приключений. Проблема только одна -- 14 с половиной минут, которые длится фильм, слишком много для телевизионного мультсериала и слишком мало для кинотеатрального проката.
Беда современной российской анимации именно в том, что она не вписывается в поток массовой продукции, которую сегодня требует индустрия развлечений. Новые требования -- быстрее, дешевле, проще -- расходятся со старыми традициями советской анимации, дорогостоящей и кропотливой, сосредоточенной на творческом поиске. В результате этого конфликта ценностей и интересов анимация оказывается целиком на плечах государства, которое сегодня осталось единственным, по сути, заказчиком -- беспечным, нетребовательным и не слишком щедрым -- для всех видов анимационного искусства. Таким вот образом на свет ежегодно появляется некоторое количество фильмов, небольшая часть которых действительно заслуживает внимания. Они поедут в путешествие по фестивалям, будут состязаться за кинематографические премии. Такого рода фильмы победили и на суздальском смотре. Главный приз поделили между двумя работами -- «Маленькой ночной симфонией» Дмитрия Геллера и «Ветром вдоль моря» Ивана Максимова. Эти рисованные фильмы похожи только одним -- герои в них не разговаривают (в большинстве картин слов слишком много), и весь сюжет, пересказу практически не поддающийся, построен на движении и изображении. «Ветер вдоль моря» мне значительно ближе -- в нем занятно и остроумно показано, как сильный ветер, дующий вдоль морского берега, подхватывает и уносит с собой обитателей маленьких домиков, фантастических существ, забавляющихся фантастическими играми. Подобные персонажи уже знакомы зрителю по прежним работам Максимова, но на этот раз их мир населен гуще, плотнее, а отношения -- эмоциональнее. «Маленькая ночная симфония» -- фильм «настроенческий», лирический, в нем плоские человечки оживают в пустой квартире, где за ними наблюдает только кот (сделанный в технике 3D). В число призеров вошел и фильм Валентина Ольшванга «Про раков» (он уже успел занять первое место на международном фестивале КРОК). Сказка про змея, полюбившего девушку, -- самая поэтичная, изящная и цельная работа из представленных на конкурс. А вот награждение «Музыкального магазинчика» -- красиво нарисованного, но монотонного фильма про навязчивую муху и двух интеллигентных сверчков, -- отмеченного как лучший фильм для детей, показалось мне неубедительным. Прежде большая часть продукции «Союзмультфильма» заказчиком-государством была предназначена для детей. Теперь, поскольку анимационные фильмы вообще перестали доходить до рядового зрителя, картины рождаются из желания художников реализовать свои внутренние амбиции. Если дарование автора позволяет -- получаются более-менее удачные произведения. Если талант недостаточно силен -- получаются произведения среднего качества. Тогда их адресуют каким-то абстрактным «детям», тем самым как бы оправдывая художественную несамостоятельность. Впрочем, среди детских фильмов было и несколько явных удач. Например, «Гостинец от крестной», экранизация сказки Антония Погорельского «Лефортовская маковница». В совершенно традиционном по технике кукольном фильме авторам удалось добиться того редкого ощущения сладкого ужаса, который столь ценят маленькие зрители. Простые, сильные эмоции -- страх, сочувствие, сопереживание -- редко удаются современной российской анимации. Тем приятнее встреча с ними. Едва ли не единственным коммерческим (по задачам) проектом на фестивале был сериал «Смешарики» -- очень простая компьютерная анимация. Условные герои, в которых по немногим признакам -- уши у зайца, рога у лося, пятачок у свинки -- легко угадать известных животных. Незатейливые приключения, приятная музыка, легкая ирония... А главное -- дешевое и быстрое производство, позволяющее обеспечить количество серий, нужное для длительного телепоказа. Впрочем, пока никаких контрактов с телевидением у питерской кинокомпании «Мастер-фильм» нет. Первый российский телеканал, наладивший собственное производство мультсериалов (правда, для взрослых), -- REN TV. Одна из серий его «Дятловых» была показана на фестивале. Были среди конкурсных работ в разделе «прикладная анимация» и видеоролики, и реклама, даже довольно забавная. Но вот чего не было совсем, так это полнометражных фильмов. Несмотря на то, что их появление обещано уже довольно давно. Объявленный в программе «круглый стол» о государственной политике в области анимации не состоялся, что очень жаль. В качестве альтернативы можно предложить министру культуры Михаилу Швыдкому для его ток-шоу тему: «Искусство анимации свое отжило». Живенькая дискуссия может получиться.
ГМИИ приглашает найти скрытый смысл в старой нидерландской живописи «Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в голландской и фламандской живописи второй половины XVI--XVII вв.». Такое сложное, ученое название придумал для своей выставки заведующий отделом искусства стран Европы и Америки Музея изобразительных искусств, профессор Вадим Садков... >>
Новый фильм Джона Ву на московских экранах Инженер Майкл Дженнингс (Бен Аффлек) -- обычный гений недалекого будущего. Он работает на большую корпорацию и приносит работодателям миллиарды. Но ни под каким видом не может выдать секрет фирмы или перекинуться к конкурентам... >>
В Суздале прошел девятый фестиваль анимационного кино Раз в год аниматоры собираются вместе и смотрят фильмы друг друга. Круг их довольно узок (сегодня анимация в России искусство не самое популярное), хотя и не замкнут... >>
Софье Головкиной было восемьдесят восемь лет. В 1960 году она стала директором Московского хореографического училища, в 2001-м с подачи министра культуры ее вежливо сдвинули с этого поста на должность завкафедрой... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|