N°26
16 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.02.2004
Вмастили!
«Карты Таро» в Музее современного искусства

версия для печати
В энциклопедии символической философии знаменитого мистика, оккультиста и дилетанта Мэнли П. Холла можно познакомиться с версиями происхождения и тайного смысла карт Таро (Тарота). Согласно той, которую изложил граф де Гебелин, слово «тарот» происходит от двух египетских слов: «тар» (дорога) и «ро», означающего «королевский». Стало быть, Таро -- это «королевская дорога к мудрости».

Небезынтересно, что именно на этой дороге произошла полная эзотерических смыслов встреча самой независимой в Москве галереи XL с самым не-независимым, основанным З.К. Церетели Музеем современного искусства. XL представила в Музее современного искусства свой карточный проект. Перед вернисажем спрашиваю у директора XL Елены Селиной: «Кто был инициатором этой встречи на королевской дороге?» Отвечает: «Музей современного искусства. Сотрудники музея увидели в фондах галереи экспонаты выставки 1995 года «Esotericum. Карты Таро». Им понравилось. Они предложили повторить проект в стенах музея на Петровке. Я согласилась». В результате в двух залах Музея современного искусства любуемся авторскими вариантами колод Таро от известных художников-концептуалистов: Константина Звездочетова, Павла Пепперштейна, Елены Елагиной, Игоря Макаревича, Никиты Алексеева, Марии Константиновой, Вадима Захарова, Веры Хлебниковой.

Открывал выставку академик -- секретарь Российской академии художеств Дмитрий Швидковский. Он передал приветственное слово Зураба Церетели. Потом изящно акцентировал мистический план происходящего. В духе ночных романов эпохи сентиментализма вспомнил и о календарном тринадцатом числе, в которое открывается выставка, и о високосном годе, и об искушении судьбы, увиденной в герметических картинках гадальных карт. Стало жутко интересно, что же все-таки первая полноценная встреча галереи и музея сулит им обоим.

Гадать об этом не собираюсь, озвучу лишь ту мысль, что бликует на поверхности. Архивация проекта Contemporary Art в форме классической выставки в академическом, по сути (неважно в данном случае, церетелиевском или каком-другом), музее -- это всегда испытание для самого проекта. Векторы ценностей сразу меняются. Качественным критерием оказывается не пресловутая «актуальность», а наоборот -- хронотоп истории. Насколько меньше в экспонатах осталось сиюминутного, когда-то всех забавлявшего информационного шума, помех злободневности и конъюнктуры и насколько больше в них универсального, архетипического, право имеющего задерживать наше внимание по прошествии десятка лет, настолько легче нам смириться с очередной тратой времени и денег на поход в музей.

В целом, на мой взгляд, архивация удалась. «Провис» по-настоящему, пожалуй, только Игорь Макаревич. Его колода оказалась перегруженной. В идеологическом плане -- не тонко продуманной политической атрибутикой, в визуальном -- везде сующим свой длинный нос фирменным макаревичским «буратиной», шныряющим по кургузым стилизациям средневековых и авангардных картинок.

Других смотреть интересно. Елена Елагина, например, предложила познакомиться со своим личным опытом постижения смысла и сущности магических карт. От руки написанные девизы и комментарии, вкомпанованные в любовно, старательно выведенные древние эмблемы, отчасти напоминают гадательные книги барышень пушкинской поры: бисерная работа. Карты Вадима Захарова -- вариант аристократического концептуализма: чистота породы, ничего лишнего. На красиво оформленных листах каллиграфической вязью выведены описания картинок нумерованных карт: папесса там, или башня. Самих изображений нет. А магической печатью подлинности служат приколотые к листам стразы. Но лучше всех спустя десять лет смотрится колода Павла Пепперштейна. Он распасовал различные смысловые и изобразительные коды так виртуозно, что убедил совершенно: иконический ряд авангарда инициировал алхимические таинства еще в эпоху Средних веков.

Своей выставкой XL «вмастила» и настроению зрителя, и настроению Зураба Церетели. Подношение карт Таро Музею современного искусства от лица богемы российского Contemporary Art оказалось очень своевременным. Ведь 17 февраля в рамках XIV Алпатовских чтений состоится конференция в честь юбилея: «Творчество З.К. Церетели в контексте развития искусства XX--XXI веков». Тогда со своими подношениями-докладами в Академию художеств прибудет цвет российской науки об искусстве, от Владимира Полевого и Марии Чегодаевой до Александра Морозова и Александра Якимовича.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.02.2004
Reuters
На Берлинском фестивале классиков бросили с парохода современности
И правильно сделали. «Золотой медведь» останется в Германии. Его обладателем стал немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин -- за фильм «Головой об стену» (он же удостоился награды Международной ассоциации критиков)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.02.2004
Композитор Павел Карманов отпраздновал в «Доме» день рождения
День рождения композитора Павла Карманова -- дипломированного специалиста, члена Союза композиторов, любителя минимализма, компьютеров, рекламы, Гайдна, Шуберта, светлой тональности ре-мажор и просвещенного исполнительства -- стал лучшей презентацией новой академической музыки, не считая недавних «Танцев на песчаном берегу» Владимира Мартынова... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.02.2004
«Карты Таро» в Музее современного искусства
В энциклопедии символической философии знаменитого мистика, оккультиста и дилетанта Мэнли П. Холла можно познакомиться с версиями происхождения и тайного смысла карт Таро (Тарота). Согласно той, которую изложил граф де Гебелин, слово «тарот» происходит от двух египетских слов: «тар» (дорога) и «ро», означающего «королевский»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.02.2004
Раду Поклитару обещает к весне три постановки в двух театрах
Только столица встряхнула головой и чуть привыкла к тому, что в Большом театре кордебалет теперь изображает балкон, леди Капулетти хищно поглядывает на Тибальда, Джульетта таскает мертвого Ромео за ногу через всю сцену, а Меркуцио носит бандану -- в общем, только предыдущая постановка Раду Поклитару вошла в текущий репертуар, -- Камерный балет «Москва» спешит объявить свою новость... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика