|
|
N°26, 16 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вмастили!
«Карты Таро» в Музее современного искусства
В энциклопедии символической философии знаменитого мистика, оккультиста и дилетанта Мэнли П. Холла можно познакомиться с версиями происхождения и тайного смысла карт Таро (Тарота). Согласно той, которую изложил граф де Гебелин, слово «тарот» происходит от двух египетских слов: «тар» (дорога) и «ро», означающего «королевский». Стало быть, Таро -- это «королевская дорога к мудрости».
Небезынтересно, что именно на этой дороге произошла полная эзотерических смыслов встреча самой независимой в Москве галереи XL с самым не-независимым, основанным З.К. Церетели Музеем современного искусства. XL представила в Музее современного искусства свой карточный проект. Перед вернисажем спрашиваю у директора XL Елены Селиной: «Кто был инициатором этой встречи на королевской дороге?» Отвечает: «Музей современного искусства. Сотрудники музея увидели в фондах галереи экспонаты выставки 1995 года «Esotericum. Карты Таро». Им понравилось. Они предложили повторить проект в стенах музея на Петровке. Я согласилась». В результате в двух залах Музея современного искусства любуемся авторскими вариантами колод Таро от известных художников-концептуалистов: Константина Звездочетова, Павла Пепперштейна, Елены Елагиной, Игоря Макаревича, Никиты Алексеева, Марии Константиновой, Вадима Захарова, Веры Хлебниковой.
Открывал выставку академик -- секретарь Российской академии художеств Дмитрий Швидковский. Он передал приветственное слово Зураба Церетели. Потом изящно акцентировал мистический план происходящего. В духе ночных романов эпохи сентиментализма вспомнил и о календарном тринадцатом числе, в которое открывается выставка, и о високосном годе, и об искушении судьбы, увиденной в герметических картинках гадальных карт. Стало жутко интересно, что же все-таки первая полноценная встреча галереи и музея сулит им обоим.
Гадать об этом не собираюсь, озвучу лишь ту мысль, что бликует на поверхности. Архивация проекта Contemporary Art в форме классической выставки в академическом, по сути (неважно в данном случае, церетелиевском или каком-другом), музее -- это всегда испытание для самого проекта. Векторы ценностей сразу меняются. Качественным критерием оказывается не пресловутая «актуальность», а наоборот -- хронотоп истории. Насколько меньше в экспонатах осталось сиюминутного, когда-то всех забавлявшего информационного шума, помех злободневности и конъюнктуры и насколько больше в них универсального, архетипического, право имеющего задерживать наше внимание по прошествии десятка лет, настолько легче нам смириться с очередной тратой времени и денег на поход в музей.
В целом, на мой взгляд, архивация удалась. «Провис» по-настоящему, пожалуй, только Игорь Макаревич. Его колода оказалась перегруженной. В идеологическом плане -- не тонко продуманной политической атрибутикой, в визуальном -- везде сующим свой длинный нос фирменным макаревичским «буратиной», шныряющим по кургузым стилизациям средневековых и авангардных картинок.
Других смотреть интересно. Елена Елагина, например, предложила познакомиться со своим личным опытом постижения смысла и сущности магических карт. От руки написанные девизы и комментарии, вкомпанованные в любовно, старательно выведенные древние эмблемы, отчасти напоминают гадательные книги барышень пушкинской поры: бисерная работа. Карты Вадима Захарова -- вариант аристократического концептуализма: чистота породы, ничего лишнего. На красиво оформленных листах каллиграфической вязью выведены описания картинок нумерованных карт: папесса там, или башня. Самих изображений нет. А магической печатью подлинности служат приколотые к листам стразы. Но лучше всех спустя десять лет смотрится колода Павла Пепперштейна. Он распасовал различные смысловые и изобразительные коды так виртуозно, что убедил совершенно: иконический ряд авангарда инициировал алхимические таинства еще в эпоху Средних веков.
Своей выставкой XL «вмастила» и настроению зрителя, и настроению Зураба Церетели. Подношение карт Таро Музею современного искусства от лица богемы российского Contemporary Art оказалось очень своевременным. Ведь 17 февраля в рамках XIV Алпатовских чтений состоится конференция в честь юбилея: «Творчество З.К. Церетели в контексте развития искусства XX--XXI веков». Тогда со своими подношениями-докладами в Академию художеств прибудет цвет российской науки об искусстве, от Владимира Полевого и Марии Чегодаевой до Александра Морозова и Александра Якимовича.
Сергей ХАЧАТУРОВ