N°24
12 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.02.2004
Вся власть районам
Правительство Москвы не хочет делиться полномочиями с депутатами муниципалитетов

версия для печати
Сегодня в России официально стартует президентская гонка. При этом большинство москвичей, с интересом наблюдающих за высказываниями Владимира Путина, нарядами Ирины Хакамады и невероятными приключениями Ивана Рыбкина, не заметили начала другой избирательной кампании. Хотя одновременно с голосованием за президента в Москве 14 марта пройдут выборы органов местного самоуправления в 125 муниципалитетах. То есть наряду с главой государства жителям столицы придется выбирать и самых близких -- и в территориальном, и в бюрократическом плане -- представителей во власти. Муниципальные выборы уже окрестили «неизвестными» -- в мэрии, похоже, не торопятся делать им широкую рекламу, рассчитывая оставить все рычаги местной власти в своих руках.

На выборах такого уровня предусмотрена самая простая процедура регистрации кандидатов, однако для многих потенциальных депутатов начало избирательной кампании будет ознаменовано судебными тяжбами. Мосгоризбирком использует любые формальные поводы для отказа в регистрации кандидатам от оппозиции. А к таковой нынче относят всех, кто не обзавелся партбилетом «Единой России». Наибольшие вопросы у избирательной комиссии, как водится, вызывают подписи москвичей, которые должны собрать независимые депутаты. Автографы своих сторонников не нужно предоставлять лишь представителям партий, прошедших в Госдуму. Впрочем, есть и другие схемы, позволяющие еще до начала агитации отсеять «неблагонадежных» претендентов на место в муниципалитете. Например, кандидат Ирина Поташина в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» пожаловалась, что в избиркоме ей дали неправильно оформленную справку о регистрации кандидатом для открытия счета. Справка дает право на сбор подписей, однако счет в банке по ней не открыли и попросили переделать документ. Новую справку в избиркоме пометили уже другим числом, а кандидата тут же уличили в незаконном сборе подписей до официальной регистрации. Примерно такая же ситуация у кандидата Натальи Шайденко. Обе дамы сейчас консультируются с юристами и готовятся обратиться в суд. По словам главы «Московского конгресса самостоятельных муниципальных образований» Дмитрия Катаева, подобная практика отсечки неугодных кандидатов используется в столице повсеместно.

Борьба за самостоятельность на местах является головной болью чиновников мэрии еще с начала 90-х годов, когда районы Москвы начали заявлять о своей независимости и делить с соседями «недра» и воздушное пространство. Постепенно город взял ситуацию под контроль. Районы были лишены самостоятельности, а Юрий Лужков стал совмещать пост мэра как главы местного самоуправления и председателя правительства Москвы как главы исполнительной власти субъекта РФ.

Такая структура власти кажется вполне логичной, везде в России местное самоуправление осуществляется на уровне города, а не микрорайона. Однако в городах федерального значения совмещение государственной и местной власти на одном уровне запрещено Конституцией. И в 2001 году Верховный суд признал устав Москвы противоречащим федеральному законодательству, тем самым упразднив мэрию как орган местного самоуправления. Мосгордума срочно внесла изменения в устав города, сформировав сложную систему власти, в которой правительство Москвы возглавил мэр без мэрии Юрий Лужков. Местное самоуправление было спущено на районный уровень. Не выпуская ситуацию из рук, правительство Москвы создало в районах дублирующие органы. Бывшие районные управы были преобразованы в управы районов -- территориальные органы исполнительной власти, подчиненные префектам. Рядом с ними, часто в одном и том же здании, создавались органы местного самоуправления -- муниципалитеты. Но, рассевшись по соседним кабинетам, чиновники из муниципалитетов и управ довольно быстро начали борьбу за деньги и полномочия.

Конфликт разгорелся из-за противоречий между федеральным Налоговым кодексом и столичными законами. Согласно кодексу все местные налоги должны идти в бюджеты муниципалитетов, однако столичные власти забирают их в городской бюджет, а уже затем распределяют между районами. Такая схема была выбрана потому, что налогооблагаемая база в Москве неоднородна: в центре столицы налоги и высокие ставки аренды приносят огромные поступления, а в спальных районах деньги собирать не с кого, зато социальная инфраструктура -- детские сады, школы, поликлиники -- требует постоянных финансовых вливаний. По утверждению чиновников московского правительства, городской бюджет перераспределяет сверхприбыли районов-доноров в пользу дотационных кварталов. Разумеется, муниципалитеты-доноры недовольны и хотят оставить все деньги себе, а муниципалитеты дефицитных районов вообще не хотят брать на себя никакую ответственность. Чтобы не погрязнуть в таких конфликтах, подчиненные Юрия Лужкова продолжают решать все районные проблемы через структуры исполнительной власти. Муниципалитетам же оставили минимум полномочий и, соответственно, финансирование по остаточному принципу.

В то же время московский градоначальник, считающий подобную практику оправданной и единственно верной, понимает, что с юридической точки зрения она небезупречна. Во-первых, полномочия местного самоуправления перечислены в Конституции, и урезание их в столице может быть вскоре оспорено в Конституционном суде. Во-вторых, федеральное законодательство запрещает субъекту РФ зачислять местные налоги в региональный бюджет. Городские чиновники, конечно же, ссылаются на особенности Москвы, требующей «сохранения единства городского хозяйства», а не дробления коммунальных служб на 125 самостоятельных частей. Но, похоже, не исключают, что рано или поздно федеральное законодательство придется выполнить и отдать власть районам.

Возможно, именно поэтому правительство Москвы решило заранее позаботиться об управляемости муниципалитетов. Вдохновленные результатами думских выборов, городские власти решили провести в муниципалитеты как можно больше представителей «Единой России». Большинство депутатов от правящей партии, судя по всему, будут рекрутированы из числа руководителей различных бюджетных организаций, которых власть будет крепко держать на коротком поводке бюджетного финансирования. Москвичи же для решения любой проблемы подъездного масштаба будут по-прежнему вынуждены писать письма сразу Юрию Лужкову на Тверскую, 13.

Один на пять тысяч горожан

В соответствии с законом города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» к органам местного самоуправления относится представительный орган местного самоуправления -- муниципальное собрание, а также исполнительно-распорядительный орган -- муниципалитет.

Численный состав муниципального собрания определяется уставом муниципалитета с учетом численности избирателей. При числе избирателей до пятидесяти тысяч число депутатов муниципального собрания устанавливается до десяти человек, при числе избирателей от пятидесяти до ста тысяч -- до 15, при числе избирателей свыше ста тысяч -- до 20 депутатов.

В соответствии с законом к предметам ведения муниципального образования в частности относятся: установление порядка пользования и распоряжения муниципальной собственностью, внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству социально значимых объектов, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Муниципалитеты также имеют право вносить в органы исполнительной власти предложения по организации и изменению маршрутов транспорта, организовывать регистрацию животных, охранять памятники истории и культуры местного значения, давать разрешение на брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Все вопросы финансирования местного самоуправления -- от установления местных налогов и сборов до создания внебюджетных фондов -- регламентируются законами города Москвы.
Александр ГУДКОВ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  12.02.2004
Правительство Москвы не хочет делиться полномочиями с депутатами муниципалитетов
Сегодня в России официально стартует президентская гонка. При этом большинство москвичей, с интересом наблюдающих за высказываниями Владимира Путина, нарядами Ирины Хакамады и невероятными приключениями Ивана Рыбкина, не заметили начала другой избирательной кампании... >>
  • //  12.02.2004
Председатель Мосгордумы Владимир ПЛАТОНОВ считает, что москвичи хорошо проинформированы о муниципальных выборах... >>
  • //  12.02.2004
Одним из основных оппонентов мэрии на предстоящих местных выборах будет депутат Мосгордумы Дмитрий КАТАЕВ. В последние годы он последовательно отстаивал права муниципалитетов и защищал их независимость от исполнительной власти города... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика