N°24
12 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.02.2004
"Фактически мы наблюдаем государственный переворот"
версия для печати
Одним из основных оппонентов мэрии на предстоящих местных выборах будет депутат Мосгордумы Дмитрий КАТАЕВ. В последние годы он последовательно отстаивал права муниципалитетов и защищал их независимость от исполнительной власти города. В начале 2003 года г-н Катаев создал и возглавил "Московский конгресс самостоятельных муниципальных образований", противопоставив его созданной в мэрии Ассоциации муниципальных образований Москвы.

-- Дмитрий Иванович, длительная борьба сторонников и противников местного самоуправления в Москве подходит к своему естественному финалу -- через месяц состоятся выборы депутатов муниципальных собраний. Чего вы от них ждете?

-- Первые выборы депутатов муниципальных собраний, появление представительных органов местного самоуправления -- это определенный прогресс. Представительство на этом уровне городу необходимо, так как масса дел должна решаться на этом уровне. Так заведено во всем цивилизованном мире.

Москву, правда, к цивилизованному миру пока трудно отнести, у нас многое централизовано и решается где-то наверху. В 1994--1997 годах в районах города вообще не было выборных органов. Потом представительства в районах были созданы, но они не могли считаться полноценными органами местного самоуправления. Затем было обращение представителей тогда еще партии «Правое дело» в Верховный суд, который признал устав Москвы не соответствующим федеральному законодательству. В результате в Москве на какое-то время появились полноценные органы местного самоуправления в районах. Это продолжалось недолго, всего полтора года. Дело в том, что некоторые районы стали заявлять о своей самостоятельности -- кто в вопросах строительства, кто в вопросах торговли, кто в рекламе, благоустройстве, то есть в тех делах, которые действительно являются местными. Однако городским властям это не понравилось. И в результате в конце 2002 года, когда был принят столичный закон об организации местного самоуправления, полномочия муниципалитетов были резко урезаны. Муниципалитетам, например, отдали такие вопросы, как регистрация домашних животных. Москвичи даже и заметить-то никакого самоуправления не успели. Сейчас мы эти полномочия потихоньку отвоевываем обратно.

-- Какие именно?

-- У муниципалитетов появились серьезные полномочия по опеке и попечительству, по работе с несовершеннолетними. Недавно Мосгордума предоставила муниципалитетам право согласовывать землеотвод под новое строительство. В любом случае муниципальные депутаты -- в первую очередь представители жителей, единственные легитимные представители местного сообщества. И как таковые они были, есть и будут, даже если их лишить всех полномочий.

-- Отстаивая право москвичей на местное самоуправление, вы боретесь не только за полномочия, но и за финансовую самостоятельность муниципалитетов. Достигнут ли с городскими властями какой-либо компромисс?

-- Компромисса никакого нет, все стороны остались при своем мнении. Мы отстаиваем право муниципалитетов на получение местных налогов и сборов, предусмотренных федеральным законодательством. В том же 2001 году было решение коллегии Верховного суда по гражданским делам, признавшее, что и в столице местные налоги должны идти муниципалитетам на уровне районов, а не только городу. Но правительство Москвы откровенно и нагло игнорирует это решение, цепляясь за разные законодательные закорючки, которые прямого отношения к вопросу не имеют. Мы обращаемся в разные инстанции, в суды. Право муниципалитетов на получение местных налогов, в частности, отстаивает и прокуратура Москвы, это не наша самодеятельность. Однако в Москве такой городской суд, что все процессы мы пока проигрываем, а до Верховного суда еще не дошли.

-- Уточните порядок цифр, о каких деньгах идет речь?

-- Только местные налоги и сборы в Москве составляют 4 млрд руб. в год. Это чуть больше 1% городского бюджета. Эти деньги можно было бы спокойно отдать муниципальным образованиям, естественно, сопроводив их соответствующими обязанностями по благоустройству, ремонту и т.д. Город от этого не пострадал бы, а только выиграл. Всего в местные бюджеты Москвы вместе с отчислениями от федеральных и региональных налогов и из других источников должно направляться несколько десятков миллиардов рублей. Эти налоги муниципалитеты получают по всей России. Разумеется, везде кричат, что денег недостаточно, но нам бы такие проблемы. В Москве местное самоуправление сейчас получает 0,24% горбюджета, или 700 млн руб. на 125 муниципалитетов. То есть по 6 млн руб. на район в год. Этого хватает, чтобы содержать нескольких чиновников. Чиновники эти нужны, они делают нужное дело, но ни на что другое почти ничего не остается.

-- Какие проблемы встали перед местным самоуправлением Москвы накануне выборов?

-- Самая главная проблема в том, что городские власти намерены использовать весь свой административный ресурс, чтобы провести в муниципалитеты только представителей «Единой России». Выборы в муниципальные собрания окружены заговором молчания, существует информационная блокада. В результате москвичи вообще не очень отличают управу от муниципального собрания, не знают, кто за что отвечает, -- для них это все единая власть. Поэтому горожанам эти выборы до лампочки, а вот столичная администрация отнеслась к ним очень серьезно.

Конечно, играет роль еще и традиционная иждивенческая позиция москвичей, которые не привыкли беспокоиться о собственном доме, о собственном дворе. Спроси любого горожанина, достаточно ли он влияет на дела в своем районе, -- он, конечно, ответит, что недостаточно. Но вот взять в руки рычаги этого влияния ему как-то недосуг, ему неинтересно. Хотя у многих москвичей есть дача и там им не приходит в голову ждать, когда кто-то другой отремонтирует крышу или подметет дорожку. А в Москве они ждут. Отчасти, люди имеют на это право, так как платят за это немалые деньги в виде налогов. Но чтобы эти деньги эффективно использовались, нам и нужно местное самоуправление.

-- В чем конкретно проявляется административное давление?

-- Чтобы стать кандидатом, москвичу нужно подать заявление в горизбирком. Если он выдвигается от блоков, прошедших в Госдуму, то собирать подписи ему не нужно. Если же речь идет о независимом кандидате, то у него начинаются проблемы.

Сбор подписей изначально задумывался как свидетельство того, что избиратели поддерживают появление такого кандидата. Кандидату в муниципальные депутаты необходимо собрать всего 50--60 подписей. Это можно сделать самостоятельно, не выходя из своего подъезда. Однако сегодня саму процедуру сбора подписей окружили таким количеством формальностей, что превратили ее в экзамен на профессионализм для сборщиков. Например, если дата в подписном листе проставлена другим лицом, то подпись считается недействительной.

У меня есть информация от кандидатов в Центральном и других административных округах Москвы, все они отмечают, что власти всеми правдами и неправдами убирают с дистанции реальных оппонентов «Единой России». Идет захват власти, фактически речь идет о государственном перевороте. В районах это приводит к тому же, что и на государственном уровне. Район -- это маленькое государство. У района своя собственность, свои немалые деньги -- так или иначе, половина бюджета Москвы расходуется в районах, это 1 млрд руб. в год на район, тут есть чем поживиться. Местное самоуправление -- это контроль избирателей за действиями власти, и власть сегодня готова сделать все, чтобы иметь возможность бесконтрольно распределять и городскую собственность, и денежные ресурсы, и земельные участки.

-- Как же москвичам в таком случае разобраться, кто из кандидатов является ставленником правительства Москвы, а кто действительно ратует за местное самоуправление?

-- На москвичей сегодня давит сознание того, что «Единая Россия», получившая подавляющее большинство голосов на думских выборах, пользуется абсолютной поддержкой населения. На самом деле в столице это не так. В Москве единороссы получили 33% голосов, а партии, которые можно отнести к оппозиционным, получили 40%. Это доказывается математически. Мы проделали корреляционный анализ, и в одну группу попали СПС, «Яблоко», «Родина» и КПРФ, а в другую -- «Единая Россия» и ЛДПР. Избиратели уже сами объединили бюрократические и антибюрократические силы независимо от политического оттенка.

На предстоящих выборах будет всего два варианта голосования. Если вы видите среди кандидатов людей от СПС, «Яблока», даже от КПРФ (я возвращаюсь к нашему анализу) или людей, поддержанных комитетом территориального самоуправления, ЖСК, товариществом собственников жилья, инициативными группами, то за этих людей можно голосовать. Все остальные либо выдвинуты «Единой Россией», либо напрямую от нее зависят. В самых типичных случаях это будут главврачи поликлиник и директора школ. Я очень уважаю этих людей, но муниципалитеты -- это не их работа. Они не могут защищать интересы избирателей, потому что сами они зависимы от городской администрации.
Беседовал Александр ГУДКОВ


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  12.02.2004
Правительство Москвы не хочет делиться полномочиями с депутатами муниципалитетов
Сегодня в России официально стартует президентская гонка. При этом большинство москвичей, с интересом наблюдающих за высказываниями Владимира Путина, нарядами Ирины Хакамады и невероятными приключениями Ивана Рыбкина, не заметили начала другой избирательной кампании... >>
  • //  12.02.2004
Председатель Мосгордумы Владимир ПЛАТОНОВ считает, что москвичи хорошо проинформированы о муниципальных выборах... >>
  • //  12.02.2004
Одним из основных оппонентов мэрии на предстоящих местных выборах будет депутат Мосгордумы Дмитрий КАТАЕВ. В последние годы он последовательно отстаивал права муниципалитетов и защищал их независимость от исполнительной власти города... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ