N°210 17 ноября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Wert как стоимость и ценность Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века
Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность». Так же амбивалентно следует понимать двадцатипятилетнюю деятельность банка по формированию крупнейшего в финансовом мире собрания искусства, насчитывающего более 50 тыс. произведений. В коммерческом плане многочисленная коллекция работ художников Европы и Америки нового времени оказывается, как пошутила руководитель департамента искусства Дейтче-банка Ариане Григотайт, «лучшей акцией банка» -- цены на шедевры растут с космической скоростью. В перспективе высоких идей собрание оказывается уникальным примером превращения финансовой корпорации в своеобразный центр эстетического воспитания. Все началось с дружбы бывшего члена правления банка Герберта Цаппа со знаменитым модернистом Йозефом Бойсом (серия рисунков Бойса и стала одним из первых приобретений собрания). Бойс вел «подрывную» деятельность в отношении традиционных методов художественного творчества, в качестве профессора дюссельдорфской академии призывал своих студентов заниматься искусством, изменяющим общество, -- флуксусом, акциями, хеппенингом и демонстрацией: «...Самая современная художественная дисциплина -- социальная пластика, социальная архитектура -- лишь тогда проявится полностью, когда каждый живущий на этой земле человек станет сооформителем, скульптором или архитектором социального организма».
Бойсовские идеи социальной пластики увлекли финансистов Дойче-банка. Они реализовали уникальную в мировой практике программу «искусство на рабочем месте». Гигантская коллекция размещается прямо в офисных коридорах, на этажах разбросанных по свету филиалов банка. По словам г-жи Григотайт, «международное признание заслужило прежде всего оформление франкфуртских башен-близнецов в начале 80-х годов». Банк приобрел башни уже готовыми. Архитектура их безрадостная -- 40 одинаковых этажей в двух экземплярах. Остроумные финансисты превратили башни в инсталляцию: каждый этаж посвящается отдельному художнику, а номер этажа соответствует возрасту мастера. Наверху, например, «поселились» старейшины Хорст Антес и Йозеф Бойс. Оригинальны даже кнопки лифтов: рядом с каждой цифрой имя художника, в честь которого назван этаж. «Выбрав этаж, ты выбираешь искусство», -- резюмирует д-р Григотайт. Видимо, эти ценные во всех смыслах идеи новой социальной пластики и повлияли на скрупулезнейший, высокопрофессиональный принцип формирования коллекции. Судя по открывшейся вчера в Москве выставке, ядро составляют работы мастеров, на протяжении всего прошедшего столетия бывших в оппозиции самодовольному и репрессивному официозу. По сути, нам показали краткую историю немецкой живописи в ее «альтернативном» формате. Начинается все с перекрестка модерна, символизма и экспрессионизма, с Кете Кольвиц, Эрнста Барлаха, Эмиля Нольде. Потом -- «Синий всадник» с Кандинским; экспрессионисты группы «Мост»; бодающие город в его грязное чрево дадаисты; также веристы «новой вещественности». Далее -- другие художники с нацистским клеймом «дегенераты и вырожденцы», находившиеся во внутренней эмиграции беспредметники Баумастер, Вольс, Эрнст Най. Затем -- мучительная саморефлексия стыдящегося себя послевоенного поколения: неоэкспрессионизм Базелитца, объекты Юккера, еще более радикальные атаки на буржуазное искусство в работах Бойса, Иммендорфа, Кифера, Польке, Рихтера. Наконец, тотальная оцифровка мира в таблицах Хане Дарбовен и летаргический сюрреализм модного Нео Рауха с картиной 2001 года «Все это отнимает ваше время» с мчащимся мимо полей и лесов поездом и ловлей мух в отдельном кадре. Уровень произведений и сама логика их отбора бесспорны. Печально, что в России такую осмысленную репрезентацию «альтернативного» двадцатого века не может предъявить не то что банк, но даже ни один из самых крупных государственных музеев.
Марк Захаров ставил Островского слишком долго Московские театры уже успели показать довольно много любопытного, но в любопытном оказалось чрезвычайно мало значительного... >>
Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность»... >>
В Большом театре снова пойдет «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича В последний раз роковая для карьеры и творчества Шостаковича опера «Леди Макбет Мценского уезда» (именно по ее поводу в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки») шла на сцене Большого почти семьдесят лет назад... >>
В Большом театре идут показы «Мастерской новой хореографии» Смешение жанров, стилей, манер, недоумение охранников. Раньше все в Большом театре было просто: одна сцена, и что-то считалось ее достойным, что-то нет... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|