![]() | ||
![]() | ||
N°210 17 ноября 2004 |
![]() |
Издательство "Время" |
![]() ![]() |
||||
// Архив | // поиск | |||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Wert как стоимость и ценность Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века
Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность». Так же амбивалентно следует понимать двадцатипятилетнюю деятельность банка по формированию крупнейшего в финансовом мире собрания искусства, насчитывающего более 50 тыс. произведений. В коммерческом плане многочисленная коллекция работ художников Европы и Америки нового времени оказывается, как пошутила руководитель департамента искусства Дейтче-банка Ариане Григотайт, «лучшей акцией банка» -- цены на шедевры растут с космической скоростью. В перспективе высоких идей собрание оказывается уникальным примером превращения финансовой корпорации в своеобразный центр эстетического воспитания. Все началось с дружбы бывшего члена правления банка Герберта Цаппа со знаменитым модернистом Йозефом Бойсом (серия рисунков Бойса и стала одним из первых приобретений собрания). Бойс вел «подрывную» деятельность в отношении традиционных методов художественного творчества, в качестве профессора дюссельдорфской академии призывал своих студентов заниматься искусством, изменяющим общество, -- флуксусом, акциями, хеппенингом и демонстрацией: «...Самая современная художественная дисциплина -- социальная пластика, социальная архитектура -- лишь тогда проявится полностью, когда каждый живущий на этой земле человек станет сооформителем, скульптором или архитектором социального организма».
Бойсовские идеи социальной пластики увлекли финансистов Дойче-банка. Они реализовали уникальную в мировой практике программу «искусство на рабочем месте». Гигантская коллекция размещается прямо в офисных коридорах, на этажах разбросанных по свету филиалов банка. По словам г-жи Григотайт, «международное признание заслужило прежде всего оформление франкфуртских башен-близнецов в начале 80-х годов». Банк приобрел башни уже готовыми. Архитектура их безрадостная -- 40 одинаковых этажей в двух экземплярах. Остроумные финансисты превратили башни в инсталляцию: каждый этаж посвящается отдельному художнику, а номер этажа соответствует возрасту мастера. Наверху, например, «поселились» старейшины Хорст Антес и Йозеф Бойс. Оригинальны даже кнопки лифтов: рядом с каждой цифрой имя художника, в честь которого назван этаж. «Выбрав этаж, ты выбираешь искусство», -- резюмирует д-р Григотайт. Видимо, эти ценные во всех смыслах идеи новой социальной пластики и повлияли на скрупулезнейший, высокопрофессиональный принцип формирования коллекции. Судя по открывшейся вчера в Москве выставке, ядро составляют работы мастеров, на протяжении всего прошедшего столетия бывших в оппозиции самодовольному и репрессивному официозу. По сути, нам показали краткую историю немецкой живописи в ее «альтернативном» формате. Начинается все с перекрестка модерна, символизма и экспрессионизма, с Кете Кольвиц, Эрнста Барлаха, Эмиля Нольде. Потом -- «Синий всадник» с Кандинским; экспрессионисты группы «Мост»; бодающие город в его грязное чрево дадаисты; также веристы «новой вещественности». Далее -- другие художники с нацистским клеймом «дегенераты и вырожденцы», находившиеся во внутренней эмиграции беспредметники Баумастер, Вольс, Эрнст Най. Затем -- мучительная саморефлексия стыдящегося себя послевоенного поколения: неоэкспрессионизм Базелитца, объекты Юккера, еще более радикальные атаки на буржуазное искусство в работах Бойса, Иммендорфа, Кифера, Польке, Рихтера. Наконец, тотальная оцифровка мира в таблицах Хане Дарбовен и летаргический сюрреализм модного Нео Рауха с картиной 2001 года «Все это отнимает ваше время» с мчащимся мимо полей и лесов поездом и ловлей мух в отдельном кадре. Уровень произведений и сама логика их отбора бесспорны. Печально, что в России такую осмысленную репрезентацию «альтернативного» двадцатого века не может предъявить не то что банк, но даже ни один из самых крупных государственных музеев.
![]() Марк Захаров ставил Островского слишком долго Московские театры уже успели показать довольно много любопытного, но в любопытном оказалось чрезвычайно мало значительного... >>
Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность»... >>
В Большом театре снова пойдет «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича В последний раз роковая для карьеры и творчества Шостаковича опера «Леди Макбет Мценского уезда» (именно по ее поводу в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки») шла на сцене Большого почти семьдесят лет назад... >>
В Большом театре идут показы «Мастерской новой хореографии» Смешение жанров, стилей, манер, недоумение охранников. Раньше все в Большом театре было просто: одна сцена, и что-то считалось ее достойным, что-то нет... >>
|
![]() |
![]() 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог![]() |
![]() | ||||
![]() | Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |