N°210
17 ноября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.11.2004
Wert как стоимость и ценность
Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века

версия для печати
Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность». Так же амбивалентно следует понимать двадцатипятилетнюю деятельность банка по формированию крупнейшего в финансовом мире собрания искусства, насчитывающего более 50 тыс. произведений. В коммерческом плане многочисленная коллекция работ художников Европы и Америки нового времени оказывается, как пошутила руководитель департамента искусства Дейтче-банка Ариане Григотайт, «лучшей акцией банка» -- цены на шедевры растут с космической скоростью. В перспективе высоких идей собрание оказывается уникальным примером превращения финансовой корпорации в своеобразный центр эстетического воспитания. Все началось с дружбы бывшего члена правления банка Герберта Цаппа со знаменитым модернистом Йозефом Бойсом (серия рисунков Бойса и стала одним из первых приобретений собрания). Бойс вел «подрывную» деятельность в отношении традиционных методов художественного творчества, в качестве профессора дюссельдорфской академии призывал своих студентов заниматься искусством, изменяющим общество, -- флуксусом, акциями, хеппенингом и демонстрацией: «...Самая современная художественная дисциплина -- социальная пластика, социальная архитектура -- лишь тогда проявится полностью, когда каждый живущий на этой земле человек станет сооформителем, скульптором или архитектором социального организма».

Бойсовские идеи социальной пластики увлекли финансистов Дойче-банка. Они реализовали уникальную в мировой практике программу «искусство на рабочем месте». Гигантская коллекция размещается прямо в офисных коридорах, на этажах разбросанных по свету филиалов банка. По словам г-жи Григотайт, «международное признание заслужило прежде всего оформление франкфуртских башен-близнецов в начале 80-х годов». Банк приобрел башни уже готовыми. Архитектура их безрадостная -- 40 одинаковых этажей в двух экземплярах. Остроумные финансисты превратили башни в инсталляцию: каждый этаж посвящается отдельному художнику, а номер этажа соответствует возрасту мастера. Наверху, например, «поселились» старейшины Хорст Антес и Йозеф Бойс. Оригинальны даже кнопки лифтов: рядом с каждой цифрой имя художника, в честь которого назван этаж. «Выбрав этаж, ты выбираешь искусство», -- резюмирует д-р Григотайт.

Видимо, эти ценные во всех смыслах идеи новой социальной пластики и повлияли на скрупулезнейший, высокопрофессиональный принцип формирования коллекции. Судя по открывшейся вчера в Москве выставке, ядро составляют работы мастеров, на протяжении всего прошедшего столетия бывших в оппозиции самодовольному и репрессивному официозу. По сути, нам показали краткую историю немецкой живописи в ее «альтернативном» формате. Начинается все с перекрестка модерна, символизма и экспрессионизма, с Кете Кольвиц, Эрнста Барлаха, Эмиля Нольде. Потом -- «Синий всадник» с Кандинским; экспрессионисты группы «Мост»; бодающие город в его грязное чрево дадаисты; также веристы «новой вещественности». Далее -- другие художники с нацистским клеймом «дегенераты и вырожденцы», находившиеся во внутренней эмиграции беспредметники Баумастер, Вольс, Эрнст Най. Затем -- мучительная саморефлексия стыдящегося себя послевоенного поколения: неоэкспрессионизм Базелитца, объекты Юккера, еще более радикальные атаки на буржуазное искусство в работах Бойса, Иммендорфа, Кифера, Польке, Рихтера. Наконец, тотальная оцифровка мира в таблицах Хане Дарбовен и летаргический сюрреализм модного Нео Рауха с картиной 2001 года «Все это отнимает ваше время» с мчащимся мимо полей и лесов поездом и ловлей мух в отдельном кадре.

Уровень произведений и сама логика их отбора бесспорны. Печально, что в России такую осмысленную репрезентацию «альтернативного» двадцатого века не может предъявить не то что банк, но даже ни один из самых крупных государственных музеев.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  17.11.2004
Виктор Баженов
Марк Захаров ставил Островского слишком долго
Московские театры уже успели показать довольно много любопытного, но в любопытном оказалось чрезвычайно мало значительного... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.11.2004
Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века
Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.11.2004
В Большом театре снова пойдет «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича
В последний раз роковая для карьеры и творчества Шостаковича опера «Леди Макбет Мценского уезда» (именно по ее поводу в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки») шла на сцене Большого почти семьдесят лет назад... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.11.2004
В Большом театре идут показы «Мастерской новой хореографии»
Смешение жанров, стилей, манер, недоумение охранников. Раньше все в Большом театре было просто: одна сцена, и что-то считалось ее достойным, что-то нет... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика