N°145
16 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 ОЛИМПИАДА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.08.2004
Денис Синяков
Toyota приходит
Чтобы остаться лидером на российском рынке, японцы решили построить здесь завод

версия для печати
Флагман японского автопрома -- корпорация Toyota Motor, занимающая в мировом рейтинге по объемам производства третью строчку (порядка 5,8 млн машин в год), наконец-то отважилась сделать первый шаг на российский рынок. Ведущая японская экономическая газета Nihon Keizai Shimbun сообщила в субботу, что в 2008 году Toyota построит в России свой первый сборочный завод. Впрочем, иностранная и российская пресса уже не раз оповещала публику о грядущем приходе японского концерна в Россию, в связи с чем эти планы давно воспринимаются экспертным сообществом как почти свершившийся факт.

Азиатские автопроизводители агрессивно расширяют географию рынков сбыта. Toyota Motor имеет более 50 подразделений по всему миру, почти половина из которых работает в сфере производства комплектующих и сборки (в нынешнем году вступит в строй предприятие по сборке малолитражных автомобилей в Чехии). Россия, как считает руководство Toyota, по потенциалу роста является вторым рынком после Китая. Однако до сих пор представители корпорации были осторожны в своих заявлениях о планах относительно России -- демонстрируя заинтересованность, тем не менее предпочитали не конкретизировать детали и сроки.

Теперь же, согласно сообщению Nihon Keizai, руководство корпорации приняло принципиальное решение организовать в 2008 году в России сборочное производство. Известны и другие параметры проекта: на строительство российского завода японцы намерены потратить до 10 млрд иен, или около 100 млн долл. Предполагается, что предприятие, ориентируясь на россиян со средним уровнем доходов, будет выпускать малолитражки Corolla и автомобили среднего класса Camry. В год планируется производить около 15 тыс. машин. О перспективах расширения пока ничего не говорится, однако, как правило, сборочные предприятия изначально рассчитаны на более существенные объемы производства с перспективой их расширения как минимум вдвое.

Месторасположение завода пока окончательно не определено, однако в качестве альтернативных площадок рассматриваются Московская область и Нижний Новгород (в СМИ также назывались Татария, Ярославль и Хабаровск). Эксперты и ранее утверждали, что Toyota логичнее размещать производство не на востоке России, который и так завоеван подержанными японскими автомобилями, а в европейской части. В то же время они предполагали, что производство скорее всего будет организовано как совместный проект на мощностях российского предприятия (ГАЗа, «АвтоВАЗа» и т.д.) при финансовом и технологическом участии японской стороны. Однако, по информации Nihon Keizai, в руководстве Toyota подчеркивают, что это будет не СП, а завод, полностью управляемый менеджерами японской компании. Судя по всему, японский концерн, сделавший в свое время ставку на качество продукции и занимающий в мировом рейтинге надежности автомобилей ведущие позиции, счел сотрудничество с российским производителем для себя неприемлемым.

Несмотря на столь подробное описание проекта в СМИ, он пока не согласован с российскими властями. Согласно субботнему сообщению Nihon Keizai, окончательная договоренность с правительством России будет достигнута до конца нынешнего года. Предполагается, что в 2004 году не только будут завершены все процедуры оформления документации, но и начнется непосредственно строительство завода.

Российские власти уже неоднократно демонстрировали Токио свою заинтересованность в японских инвестициях. Так, встреча с руководством Toyota была важным пунктом программы экс-премьера Михаила Касьянова во время его визита в столицу Японии в декабре прошлого года. Касьянов пытался убедить руководство Toyota вложиться в российский автопром. Японцы же настаивают на снятии заградительных экспортных пошлин на иномарки как непременном условии вступления России в ВТО. А в связи со снижением экспортных издержек необходимость организации внутренней сборки, которая при пошлинах позволяет снизить затраты, отпала бы. Однако по итогам визита Михаил Касьянов все же заявил, что Toyota задумалась об организации сборочного производства в России. Как сообщил премьер, еще до переговоров с японскими бизнесменами он получил сигналы из политических кругов, что намерения японских компаний инвестировать в российский автопром серьезны.

Toyota и ранее задумывалась о том, чтобы организовать свое производство в России. Известно, что подобный проект рассматривался в конце 1990-х годов, но тогда инвесторов спугнул сначала финансовый кризис, а затем политическая нестабильность в стране. В последние два года информация о строительстве завода Toyota в России появляется с завидной регулярностью.

Так, в апреле 2003 года Nihon Keizai сообщила, что в ближайшие три-четыре года Toyota собирается строить производство внедорожников LandCruiser и моделей Corolla. Однако затем эту информацию опроверг вице-президент Toyota Motor Фумитака Кавашима, заявив на московском автосалоне в августе прошлого года, что конкретных планов организации производства в России пока нет, хотя корпорация имеет подобные намерения. В конце сентября прошел слух, что японцы окончательно отказываются от идеи строительства завода в России, поскольку, по их подсчетам, ввозить готовые машины при нынешней системе налогообложения и таможенных пошлин выгоднее. Между тем контакты на высоком уровне свидетельствовали о том, что стороны изучают возможности для сотрудничества.

Летом в Японию наведался заинтересованный в приходе иностранных инвесторов на автозаводы Приволжья полпред президента Сергей Кириенко, а в октябре в Нижний Новгород с ответным визитом приехал председатель корпорации Хироши Окудо. Японская Kyodo News истолковала цель его визита как оценку производственных возможностей российских мощностей. Представители Toyota побывали на ГАЗе, УАЗе и «Ижмаше» (в мае этого года стало известно, что Toyota наряду с Peugeot-Citroen ведет переговоры с «АвтоВАЗом» о создании в России СП по выпуску современных дизельных двигателей). После чего появилась информация, что японцы хотят получить не просто сборочное производство, а завод с полным циклом, который позволит не только расширить продажи в России, но и экспортировать продукцию в Европу. Однако, к примеру, на ГАЗе г-н Окудо пробыл всего 20 минут, за это время успел забраковать работу заводской службы контроля качества и никаких предложений ни ГАЗу, ни другим заводам так и не сделал.

Как сообщила Kyodo News в январе, уже после декабрьского визита в Токио г-на Касьянова, Toyota организует сборку в России при условии, что «ежегодные продажи ее автомобилей на российском рынке удвоятся и достигнут 50 тыс. машин в год». В наступившем году, согласно официальным прогнозам, Toyota намерена продать за счет увеличения спроса на Lexus порядка 30 тыс. автомобилей.

То, что основным препятствием для организации рентабельного производства в России (конечно, помимо неразвитого рынка автокомпонентов) является пока недостаточный уровень продаж, официально подтвердило и руководство концерна. В марте в интервью британской The Times президент компании Фудзио Чо, выразив удовлетворение тем, что объем экспорта готовых автомобилей устойчиво растет, заявил: «Этот объем недостаточен для того, чтобы создание местных производственных мощностей было оправданным. Мы полагаем, что в конце концов нам придется строить завод в России. В течение десятилетия это может стать реальностью». А в начале августа представители Минпромэнерго сообщили, что план строительства автомобильного завода с участием Toyota в июне приезжал обсуждать президент японской ассоциации по торговле с Россией Тасуку Тагаки. По словам чиновников, никаких договоренностей так и не последовало.

Между тем если в абсолютных цифрах показатели продаж не дотягивают до «знаковых» 50 тысяч, то динамика роста этих показателей впечатляет. Торговать в России машинами через собственные торговые дома концерн начал более десяти лет назад, однако спрос тогда был невелик. В 2001 году россияне приобрели немногим более 4 тыс. новых машин -- всего 5% от всех проданных в России иномарок. В 2002 году продажи выросли более чем вдвое -- 8302 автомобиля Toyota и 328 Lexus. А прошлый год и вовсе вывел Toyota в лидеры среди присутствующих в России иностранных концернов -- продажи выросли более чем втрое, достигнув рекордных 25 тыс. авто плюс еще 1397 Lexus, -- позволив концерну увеличить свою долю на рынке до16%.

Что на этот раз заставило японцев ускорить принятие решения о строительстве завода в России, субботняя Nihon Keizai не сообщает. Наблюдатели полагают, что этому могли способствовать неожиданный спад продаж и угроза потери Toyota лидерства на российском рынке. Так, по данным комитета автопроизводителей Европейского делового клуба, в первом квартале этого года Toyota продала в России всего 2,8 тыс. автомобилей и не только уступила позиции лидера в секторе иномарок южнокорейской компании Hyundai (3,6 тыс. авто), но и позволила обойти себя американскому Ford и корейской Daewoo (по 3,2 тыс.). Впрочем, по итогам первого полугодия японцам все же удалось изменить расстановку сил в свою пользу и вновь выйти на лидирующие позиции с объемом продаж в 19,4 тыс. авто. Однако корейцы буквально наступают на пятки: Hyundai заняла второе место, продав за полгода 18,2 тыс. автомобилей (продажи Ford и Daewoo составили соответственно 16,57 тыс. и 15,95 тыс. автомобилей).

Представители отечественных автозаводов уверены, что Toyota, придя в Россию с собственным производством, не составит конкуренцию выпускаемой ими продукции: российские машины ориентированы на потребителей с более низкой покупательной способностью. Однако Toyota симпатизируют не только поклонники иномарок, но и владельцы автомобилей российского производства. Онлайн-опрос «Если вашей следующей машиной будет иномарка, то какая?» (был проведен на минувшей неделе на сайте www.ladaonline.ru, аудитория которого на 85% состоит из владельцев автомобилей Lada) выявил лидерство Toyota. Японскую марку назвали 17,9% опрошенных, а на втором месте с 11,9% оказалась немецкая BMW.

Минувший финансовый год завершился для Toyota Motor удачно. Корпорация получила рекордную прибыль 10,22 млрд долл., опередив своих конкурентов General Motors и Ford Motor по этому показателю в два раза. В целом общая прибыль Toyota Motor выросла за прошлый финансовый год на 55%. Акции компании поднялись в цене на 26%.
Яна ВИКТОРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.08.2004
Денис Синяков
Чтобы остаться лидером на российском рынке, японцы решили построить здесь завод
Флагман японского автопрома -- корпорация Toyota Motor, занимающая в мировом рейтинге по объемам производства третью строчку (порядка 5,8 млн машин в год), наконец-то отважилась сделать первый шаг на российский рынок. Ведущая японская экономическая газета Nihon Keizai Shimbun сообщила в субботу, что в 2008 году Toyota построит в России свой первый сборочный завод... >>
  • //  16.08.2004
Пыл иностранных инвесторов охлаждает зарплата россиян
Интерес к России проявляет не только японская Toyota, но и ее ближайшие конкуренты. Как сообщил на прошедшей на днях пресс-конференции замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин, «одна из крупнейших южнокорейских автомобилестроительных компаний проявила интерес к созданию в России крупного автосборочного производства»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика