N°103
17 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.06.2004
Цискаридзе разбудил «Спящую красавицу»
Лучший танцовщик России вернулся на сцену

версия для печати
В начале этого сезона Николай Цискаридзе в очередной раз отправился во Францию -- начальство Парижской Оперы пригласило его исполнить главную роль в «Клавиго» Ролана Пети. Однако на предпремьерной репетиции танцовщик получил травму -- разрыв коленной связки. Расписание спектаклей на сезон сменилось расписанием операций и восстановительных процедур; в когорте принцев Большого -- раньше казалось, многочисленной и мощной -- образовалась дыра. Театр не умер без Цискаридзе, он жил -- и радостно жил -- современными премьерами, но впала в кому баланчинская программа, а репертуарная классика будто заснула, будто смирилась с тем, что она -- часть дорогого музея на Театральной площади. Подлечившись, Цискаридзе взглянул окрест и понял, что нужно принимать серьезные меры. В минувшее воскресенье он разбудил «Спящую красавицу».

Еще не принцем Дезире. Для возвращения на сцену танцовщик выбрал роль феи Карабос -- той самой злыдни, которую забыли пригласить на крестины дочери короля Флорестана XIV. Она явилась непрошеной и предрекла малышке смерть от укола веретеном -- и добрые феи-крестные смогли лишь смягчить, но не отменить злое волшебство: смерть превратилась в столетний сон. Роль Карабос в балете издавна исполняют мужчины -- как и роли других комических старух. Вот только Карабос у Цискаридзе вовсе не была комической старухой.

В ней была естественная властность -- палец указывал на то место, где следует быть человеку, к которому она обращается, и человек оказывался там, даже предчувствуя, что ничего хорошего с ним не случится (так было с церемониймейстером, которому Карабос картинно выдирала волосы из шевелюры -- ну из парика, разумеется). Карабос горбилась и опиралась на клюку, но в моменты гнева и торжества выпрямлялась во весь рост, прорезалась осанка Цискаридзе -- длинная хищная спина. Карабос оказывалась в прямом родстве со Злым гением «Лебединого озера»; и становилось ясно, что немощь, обозначенная старость, дрожащая на посохе рука -- не более чем игра великой ведьмы, которой никто не равен в этом игрушечном, фарфоровом королевстве. Собственно, событием спектакля стала не история принцессы Авроры (главную роль исполняла аккуратная инженю Большого театра Нина Капцова), но история Карабос -- первого ее проигрыша и проигрыша последнего.

Первый проигрыш -- что сон, а не смерть. Заклятие было наложено мастерски, Цискаридзе в сцене крестин все «проговорил» руками -- и то, как будет расти Аврора, и то, какой красавицей станет, и то, как именно умрет. Но в этих жестах было что-то нервное, слишком быстрое -- Карабос почему-то очень важно было, чтобы Аврора умерла. Собственно, что ей за дело до девчонки и до короля Флорестана XIV, напыщенного, как все глупые короли? Но ей вдруг стало необходимо показать свою силу -- что уже признак слабости. И вот -- плывет фея Сирени, колдовство ослаблено, изумление, секундная растерянность -- и бегство в запряженной крысами таратайке, и проклятия, что бросает в воздух поднятый в руке посох, слишком громки, слишком торопливы -- и совсем не страшны.

В день совершеннолетия Авроры Карабос в черном, почти монашеском одеянии появляется на балу и вручает девице роковое веретено (что поделать, приходится работать самой, король под страхом смерти запретил в государстве все колющие орудия рукоделия). Девица, разумеется, падает и засыпает -- а Карабос обходит застывших в горе родственников принцессы и с жадным, быстрым, темным вниманием вглядывается в их лица. Она прыгает с лестницы через несколько ступенек, она радуется так, как никогда не позволила бы себе раньше. Это очень точно сделано Цискаридзе -- вот эта вырастающая непристойная веселость; радости в ней никакой; нет настоящего торжества; что-то мелкое, съедающее великое в человеке. Во втором акте, когда спустя сто лет принц Дезире отправляется к принцессе Авроре, Карабос дремлет на часах у врат заснувшего королевства. Она смотрится в зеркало, уже совсем по-старчески подносит руку ко лбу, от этого зеркала защищаясь (все другие феи Карабос в Большом театре просто спят, никаких зеркал), она поглаживает по шерстке прислуживающих ей монстриков (раньше им ласки было не дождаться). Ее жизнь, которую она сама на сто лет привязала к этому королевству, замирает; остаток сил уходит на то, чтобы кинуться к появившемуся Дезире, попытаться помешать ему -- но последнее поражение предопределено, он же все равно поцелует девушку. И Карабос рухнет на руки монстриков.

Зал шарахнул аплодисментами и невежливо задвигал стульями (фанаты сбегали со свадьбы принцессы Авроры, чего не случается никогда). То есть историю ревности -- проигрыша -- ухода сыграл танцовщик, который за сезон мог убедиться в том, что ревновать театр ему не к кому. Который в жизни не проиграл ни единой роли -- победами были хоть принц Вишенка в детском «Чиполлино», хоть принадлежащий Цискаридзе по ленному праву Солор в «Баядерке». И которому до ухода из классического репертуара -- тьфу-тьфу-тьфу -- еще прыгать и прыгать.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  17.06.2004
Михаил Циммеринг
Пи Джей Харви выступила в «Горбушке»
Английская певица и автор песен Полли Джин Харви -- из главных деятелей альтернативной музыки девяностых. В каком-то смысле она, вся такая страшненькая и угловатенькая, -- символ этого самого приснопамятного прошлого десятилетия, в котором спокойно уживались гранж, брит-поп, рэйвы, «кислота», экстремальные виды спорта, кич и «высокие идеалы человечества»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  17.06.2004
Лучший танцовщик России вернулся на сцену
В начале этого сезона Николай Цискаридзе в очередной раз отправился во Францию -- начальство Парижской Оперы пригласило его исполнить главную роль в «Клавиго» Ролана Пети. Однако на предпремьерной репетиции танцовщик получил травму -- разрыв коленной связки. Расписание спектаклей на сезон сменилось расписанием операций и восстановительных процедур... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  17.06.2004
Вчера закрылся двухмесячный фестиваль Ольги Свибловой
Напоследок еще одна новая выставка -- «Гол» в Доме фотографии. На фотографиях только мужчины. Комментаторы, болельщики и, конечно, футболисты. Звезды прошлого и настоящего. Играют, забивают, получают мячом в нос. Трагедии -- Лев Яшин вынимает мяч из сетки ворот. Трудовые будни -- покрытая потом голая голова судьи Коллина. Энергичные гимнастические упражнения. Летящие мячи, парящие тела. Победы и поражения, пот и слезы, прыжки и падения. Те мгновенья, которые необходимо было остановить, -- все здесь. Остальные ушли навеки вместе с играми, помеченными на этикетках. Что и как там было, помнят только знатоки, а эмоции все здесь в приятной доступности -- как новенькие. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.06.2004
20 июня на Новой сцене Большого театра покажут «Летучего голландца»
Большой театр заканчивает подготовку последней и, возможно, самой значительной оперной постановки, как минимум завершающегося сезона. На подобные ожидания настраивает одно имя режиссера-постановщика нового вагнеровского спектакля -- Петера Конвичного... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

[an error occurred while processing this directive]
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика