N°98 02 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Полностью мошенники не исчезнут»
До вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) осталось меньше месяца, но многие российские автолюбители до сих пор не знают о введении этого новшества. О том, зачем необходимо ОСАГО и повлияет ли оно на рынок добровольной «автогражданки», рассказал газете «Время новостей» руководитель управления автострахования группы «Альфастрахование» Илья ОЛЕНИН.
-- Российский союз страховщиков (РСА) отправил в Минфин документы 60 компаний, готовых, по их словам, к работе по ОСАГО. Как вы думаете, скажется ли задержка с принятием тарифов на процессе лицензирования и что будут делать компании, которые не получат лицензии до 1 июля? -- Минфин был готов к тому, что лицензирование придется проводить в ускоренном порядке. Несмотря на задержку с принятием тарифов, страховщики приблизительно знали, какие документы понадобятся для получения лицензии, и готовили пакет. К 1 июля лицензии, скорее всего, получат члены РСА. Те же, кто к означенному сроку останется без лицензий, будут получать их в рабочем порядке по мере предоставления необходимых документов. -- Снимет ли введение закона вопросы с криминалом и мошенничеством? Многие автолюбители сомневаются, что так называемых «подстав», когда авария создается намеренно с целью вымогательства, на дорогах станет меньше. -- Международная практика показывает, что с введением «автогражданки» полностью мошенники не исчезнут. Но, безусловно, общее количество «подстав» сократится. Это произойдет не сразу. К сожалению, с этой проблемой придется регулярно сталкиваться до тех пор, пока не начнет функционировать единая информационная база РСА, куда будут поступать сведения из страховых компаний по каждому заключенному договору. Благодаря систематизации этих данных у каждого автовладельца будет своя страховая история. База поможет вычислять мошенников, и, вполне возможно, лет через пять число «подстав», составляющих сейчас 30% всех ДТП, уменьшится в два-три раза. -- Автовладельцы говорят, что коммерческая страховка зачастую выгоднее, чем обязательная. К примеру, человек платит 4 тыс. руб. за страховку в 10 тыс. долл., а теперь ему предлагают платить те же 4 тыс. руб. за материальное возмещение в 4 тыс. долл. В Москве очень много дорогих машин, и любая авария, даже незначительная, повлечет намного более высокие суммы возмещения. Все проблемы опять лягут на простых автовладельцев? -- Во-первых, по ОСАГО выбрано среднее по России покрытие, ведь дорогие автомобили встречаются в основном в крупных городах, а в регионах преобладают машины отечественного производства и дешевые иномарки. Во-вторых, исходя из опыта добровольной «автогражданки», средний убыток от ДТП по Москве составляет чуть менее тысячи долларов, а в регионах эта цифра еще ниже. Поэтому сегодня мы считаем выбранное покрытие оптимальным. На случай крупной аварии мы будем предлагать нашим клиентам «добровольные» полисы с более высокими лимитами ответственности. -- Насколько могут снизиться тарифы на добровольное страхование -- АГО и страхование автомобиля от ущерба -- после вступления закона в силу? Когда можно ожидать снижения тарифов? -- Сказать сегодня, насколько снизятся тарифы по ущербу, сложно. Чтобы рассчитать это, необходима статистическая информация по охвату рынка ОСАГО. Что же касается тарифов по добровольному страхованию гражданской ответственности, то сейчас андеррайтеры работают над ними, к 1 июля тарификаторы будут готовы. -- А если автовладелец застрахован и совершил ДТП (например, при проезде на красный свет), будет ли возмещен материальный ущерб всем участникам ДТП, и не высчитают ли с виновника эту сумму по суду? -- Ущерб будет возмещен в пределах лимита ответственности -- той суммы, на которую оформлена страховка. Высчитать ее с виновника по суду страховщик имеет право в случае, если клиент находился в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения или же покинул место происшествия. -- Получат ли дополнительный стимул к развитию после введения ОСАГО другие виды обязательного страхования -- ОМС, страхование жилья? -- Можно надеяться, что да. Через «автогражданку» россияне смогут понять, что страхование -- это колоссальный резерв, использование которого позволяет защитить себя от ощутимых финансовых потерь. Попав в аварию и не имея достаточных средств для урегулирования проблемы, человек будет уверен, что с ним, его семьей и имуществом ничего страшного не случится -- его финансовые интересы защитит страховая компания. Введение ОСАГО должно повлиять на повышение уровня страховой культуры наших сограждан. На Западе ее уровень настолько высок, что человек не сядет за руль без страхового полиса. Там в обязательном порядке страхуют имущество и жизнь. Российский страховой рынок сейчас развивается по восточноевропейскому сценарию, значит, мы должны рано или поздно к этому прийти. -- Должен ли тариф по ОСАГО зависеть от возраста и марки автомобиля, и как вы относитесь к введению коэффициента по мощности двигателя? Как вы расцениваете введение коэффициента в зависимости от стажа, возраста водителя и региона? -- Исходя из опыта добровольного страхования ГО, во многих странах коэффициент по мощности двигателя учитывается. Да, это довольно грубая зависимость, но пока эта практика себя оправдывает. Возраст и стаж водителя должны учитываться в обязательном порядке. По статистике, чем моложе водитель, тем выше вероятность ДТП. В отношении регионов введение коэффициентов -- очень логичное решение, ведь плотность транспортного потока и аварийность по России разная. -- Какое время, по вашему мнению, понадобится для понимания, заработала «автогражданка» или нет? -- Я считаю, это можно будет понять через три-четыре месяца после того, как начнет работать система штрафов, -- весной 2004 года. Тогда уже будет видно, какой процент населения охвачен, и если эта цифра составит 50--60%, то можно будет говорить о том, что закон эффективен. -- Есть ли смысл в требованиях страхнадзора, поставившего условием для работы на рынке ОСАГО наличие представительства страховщика во всех регионах России? Каким образом и на каких условиях будут работать компании, не отвечающие этим требованиям? -- Действительно, представительства страховой компании должны быть во всех 89 регионах России. Если филиала нет, то страховщика может представлять либо региональная страховая компания, которая не является членом РСА и не располагает лицензией на этот вид страхования, но имеет договор, заключенный с компанией -- членом РСА, либо страховая компания -- член РСА, у которой есть филиал в регионе и с которой будет достигнута соответствующая договоренность. В настоящий момент «Альфастрахование» создает единое информационное пространство. Управление филиалами будет осуществляться централизованно через единую базу, и клиенты получат качественный сервис в любой точке страны.
Участники РСА, входящие в топ-100 страховых компаний России по объему собранной страховой премии за 2002 год, млн руб.
|