N°80 06 мая 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
По коммерческим делам
Концепция судебной реформы 1991 года была составлена хорошо и профессионально. Авторы имели четкие представления о том, какой должна быть судебная система. По сути, это был взгляд на нашу судебную систему, исходя из мировых и европейских стандартов в области правосудия. Проблем еще много, но это не повод для очередной коренной ломки судебной системы.
Появление судебной системы в экономической сфере было обусловлено чрезвычайно быстрыми изменениями нашей экономики, преобразованиями отношений собственности. Как только государственная собственность перестала быть единственной или господствующей и появилась частная собственность, органы государственного арбитража стали не в состоянии разрешать экономические споры. Ведь они были предназначены для разрешения споров внутри государственного сектора между различными субъектами государственной собственности, где собственник был один. Карман был один -- государственный. Как только появились частные карманы, которые принялись спорить с государственным и между собой, стало ясно, что госарбитраж к новым условиям непригоден. Должен быть суд. Только суд может разрешать экономические споры. Тогда был выбор: передать коммерческие споры в систему судов общей юрисдикции или создать отдельную систему экономических судов (или хозяйственных судов, или торговых, или коммерческих -- их по-разному можно было называть). Выбрали второй вариант и назвали суды арбитражными. Коммерческие споры очень специфичны, там масса сложных вопросов, с которыми судьи судов общей юрисдикции не соприкасаются. Мы рассматриваем дела о банкротстве, налоговые споры, таможенные, валютные, земельные споры в области предпринимательской деятельности, споры по поводу ценных бумаг, акций, займов и так далее. Когда мы начинали, рассчитывать на добровольное исполнение судебных решений было трудно. А эффективной специализированной службы просто не было. Когда судятся мощные экономические структуры, когда надо действительно разыскать имущество в России либо за рубежом (оно может быть быстро переведено в другой вид имущества -- в деньги, в ценные бумаги и так далее), тогда появляется необходимость в хорошо оснащенной службе исполнения судебных решений, настоящей исполнительной власти. Попытки разрешения споров и исполнение государственных решений негосударственными структурами -- это была компенсация государственной немощи. Бизнес брал эти функции на себя. Известны факты, когда предприниматель проиграл спор в арбитражном суде, к нему являются братки, говорят: вот судебное решение, почему не исполняешь? Назначали срок для исполнения. Тогда мы долго и настойчиво бились за создание службы судебных приставов, которая существовала в дореволюционной России. Именно суды были инициаторами создания этой службы. Мы убеждали правительство, что надо найти деньги на эту службу, которая очень скоро окупится. Наконец, приняли два закона -- об исполнительном производстве и о службе судебных приставов одновременно. Теперь она создана и работает в структуре Министерства юстиции. Сейчас уже особых проблем с принудительным исполнением нет, если есть имущество. Однако деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем совершенствовании, необходимо развитие этой службы, подготовка кадров, контроль. Нынешняя судебная реформа является преемницей великой судебной реформы XIX века. Обе они комплексные. В комплексной судебной реформе все должно быть определено: и задачи, и пути, и способы финансирования. Нам долго не хватало программы инвестиций в судебную реформу. Инициатива подготовки целевой Федеральной программы развития судебной системы принадлежит Высшему арбитражному суду.
Журнал «Отечественные записки» посвятит свой очередной номер судебной реформе в России. Несмотря на произошедшие за последние полтора года серьезные изменения в сфере правосудия (в частности, оформленные новыми процессуальными кодексами), состояние судебной системы в стране далеко не только от оптимального, но даже и от устоявшегося. Споры вокруг того, как сделать правопорядок основой гражданского общества, продолжаются. Некоторые участники этих споров утверждают даже, что никакой фундаментальной судебной реформы не происходит... >>
Сейчас рано подводить даже предварительные итоги судебной реформы. Но уместно поговорить о том, что уже сделано, оценить соответствие сделанного первоначальному замыслу.Сейчас рано подводить даже предварительные итоги судебной реформы. Но уместно поговорить о том, что уже сделано, оценить соответствие сделанного первоначальному замыслу. >>
В Российской Федерации фактически существуют две судебные системы: судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Есть много проблем с разграничением подведомственности дел между ними. Казалось бы, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) четко определил, какие дела подведомственны арбитражным судам. Все, что в нем не указано, -- подведомственно судам общей юрисдикции. Но когда мы начинаем разбираться в конкретных делах, возникает масса проблем... >>
Концепция судебной реформы 1991 года была составлена хорошо и профессионально. Авторы имели четкие представления о том, какой должна быть судебная система. По сути, это был взгляд на нашу судебную систему, исходя из мировых и европейских стандартов в области правосудия. Проблем еще много, но это не повод для очередной коренной ломки судебной системы... >>
На протяжении длительного периода -- со времен СССР -- вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции и в силу широкого круга решаемых им задач оставались на периферии интересов ведомства. При этом суды находились в зависимом положении и фактически никак не могли контролировать своего «куратора», в первую очередь в вопросах финансово-экономических... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|