N°66
14 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  14.04.2003
Как продаются чемпионы
Многие великие спортсмены могут только мечтать о заработках рядовых футболистов

версия для печати
Естественно, что в наиболее популярных видах -- футболе, хоккее с шайбой, мужском баскетболе, автогонках класса «Формула-1», теннисе -- и доходы спортсменов несоизмеримо выше, чем в остальных дисциплинах. А что же имеют на «хлеб насущный» представители других видов спорта, которые для успешного выступления на международной арене тратят ничуть не меньше физических и моральных сил, нежели их благополучные коллеги, свободные от финансовых проблем.

В индивидуальных дисциплинах сумма заработка складывается в основном из двух составляющих: твердая ставка в сборной страны, в спортивном клубе или дотации из средств местного бюджета плюс премиальные, заработанные на международных состязаниях. Например, наши ведущие лыжники и биатлонисты из спортклуба «Роснефть», костяк сборной, получают примерно одну--три тысячи долларов в месяц. За победу на этапе Кубка мира в биатлоне можно заработать 7,5 тыс. евро, у лыжников эта сумма в четыре раза больше. На чемпионатах России спортсмены часто представляют две, а то и три территории. Стратегически это выгодный путь: можно кормиться из бюджетов организаций разных городов и областей, а спортивные чиновники на местах заносят себе в актив медали и зачетные очки своего подопечного. Чуть похуже идут дела у конькобежцев. Евгений Лаленков, выигравший малый Кубок мира на дистанции 1500 метров, разбогател на 8000 евро. У Вадима Саютина и Александра Кибалко, выступавших в голландском клубе, стабильный месячный доход ограничивался полутора тысячами евро. У ведущего саночника России Альберта Демченко вместе со ставкой Госкомспорта и премиальными набегает в месяц до трех тысяч долларов.

Ряд видов спорта в нашей стране являются абсолютно убыточными, и лучшие атлеты стараются заработать в зарубежных клубах. В Германии, например, проводятся самые разнообразные чемпионаты бундеслиги, причем большинство клубов базируется в маленьких городках. Особенно популярен гандбол и настольный теннис. Но и здесь не разбогатеешь. Один из лучших российских мастеров по настольному теннису Максим Шмырев в немецком клубе перебивался «с хлеба на воду», имея заработок 700--1200 евро. Похожие суммы и у гимнастов. Команды из Скандинавии раньше охотно приглашали российских гандболисток, но теперь эта практика минимальна. В Дании и Норвегии нет полностью профессиональных команд, игроки свободное от тренировок время проводят по половине рабочего дня в качестве сотрудников фирм, являющихся спонсорами этого клуба. Отсутствие знания иностранного языка, навыков работы на компьютере у многих наших гандболисток заставили владельцев команд постепенно отказываться от услуг россиянок. Платить по 4--5 тысяч евро просто за игру в гандбол спонсоры не желают.

До прихода на пост президента Стрелкового союза России Владимира Лисина, председателя Совета директоров Новолипецкого металлургического комбината, наши снайперы влачили совсем жалкое существование. Многократный чемпион мира Михаил Неструев даже подрабатывал частным извозом. В противном случае средств на пропитание семьи не хватало. Олимпийский чемпион Артем Хаджибеков нашел более практичный выход: он стал соучредителем фирмы, наладившей выпуск оптического снаряжения и специальных приспособлений для стрелков. Сейчас у лидеров сборной есть твердые ставки, но стрельбой по-прежнему с коммерческой точки зрения заниматься невыгодно, больно дорогостоящий вид спорта.

Жизнь заставляет быть прагматичным и расчетливым. В легкой атлетике новый мировой рекорд стоит 50 тысяч долларов, не потому ли прыгуньи с шестом американка Стэйси Дражила и наша Светлана Феофанова последние два сезона аккуратно прибавляют строго по сантиметру к предыдущим достижениям, которые отдельно фиксируются как для открытых арен, так и для закрытых помещений. У велосипедистов наметилась тенденция: мастера езды на треке стараются переквалифицироваться в профессионалов шоссейных гонок. На треке заработки гораздо ниже, а ведущие «велоконюшни», участвующие в различных многодневках, спонсируют солидные фирмы. Так, олимпийский чемпион Сиднея Вячеслав Екимов в американской команде «Ю.Эс.Постал» имеет годовой контракт на сумму в полтора миллиона долларов. Хотя функции Екимова не первостепенные, его задача -- всячески помогать на трассе многократному победителю «Тур де Франс» Лэнсу Армстронгу, получающему в четыре раза больше.

По волейбольным меркам годовой контракт в 100 тысяч долларов считается вполне достойной суммой. Самые высокие заработки -- в итальянской серии А-1, где лучшие мастера в одно время подняли планку заработной платы до полумиллиона долларов (ныне эти суммы уменьшились более чем вдвое). Однако и в России созданы вполне приемлемые условия. Белгородский «Локомотив-Белогорье», выигравший недавно Лигу чемпионов, способен удержать в стране творцов этого успеха. По словам главного тренера команды Геннадия Шипулина, уровень доходов игроков в Белгороде позволяет им не думать об отъезде заграницу.

Все больше денег становится в нашем женском баскетболе. Игрокам уровня национальной сборной нет особенной нужды посматривать за кордон. Если еще несколько лет назад центровая Мария Степанова семи тысячам долларов в столичном «Динамо» предпочла сумму на одну тысячу больше в чешском «Гамбринусе», то теперь лидеры суперлиги екатеринбургский УГМК и самарский СГАУ наперебой приглашают баскетболисток сборной США -- чемпионок мира и Олимпиады. В клубах сильнейшей четверки только резервисты недотягивают до отметки 1000 долларов в месяц, игроки стартового состава могут положить в семейный бюджет суммы в 3000--8000 «зеленых».

Игроки, тренеры, руководители клубов весьма неохотно называют суммы своих доходов (поэтому приведенные нами цифры приблизительны), да и во взаимоотношениях между собой у них разный подход к математике. Спортсмены как-то забывают о дополнительных льготах в виде экипировки, бесплатного питания на сборах, жилья, помощи с получением образования. Руководители же при «разборе» совершенно справедливо подсчитывают все надбавки «в натуральной форме», которые были сделаны за счет бюджета клуба.
Михаил ТРЮГАН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  14.04.2003
Россия больше не продает своих спортсменов
Большой Ржевский переулок, дом 5. Раньше этот адрес знали все спортсмены и тренеры, мечтавшие уехать за границу. Старинный особняк по этому адресу с 1987 года занимает «Совинтерспорт» -- монополист на советском спортивном трансферном рынке. Теперь некогда богатейшая компания со штатом в сто человек вместо былых трех этажей умещается в трех комнатах, где ютятся шестеро специалистов. В одной из них, там, где подписывались самые громкие контракты советского спорта, там, где за столом переговоров сидели Валерий Лобановский, Вячеслав Фетисов, Владимир Крутов, Александр Заваров, Ринат Дасаев, Федор Черенков и многие другие великие спортсмены, мы беседуем с Владимиром АБРАМОВЫМ. При его посредничестве из Советского Союза на Запад на заработки уезжали многие великие игроки и тренеры. Теперь «Совинтерспорт» с трудом выживает на этом рынке. Продавать -- невыгодно. Выгодно вести в Россию дешевую рабочую силу, чем «Совинтерспорт», по словам его сотрудников, никогда не занимался и заниматься не собирается... >>
  • //  14.04.2003
Многие великие спортсмены могут только мечтать о заработках рядовых футболистов
Естественно, что в наиболее популярных видах -- футболе, хоккее с шайбой, мужском баскетболе, автогонках класса «Формула-1», теннисе -- и доходы спортсменов несоизмеримо выше, чем в остальных дисциплинах. А что же имеют на «хлеб насущный» представители других видов спорта, которые для успешного выступления на международной арене тратят ничуть не меньше физических и моральных сил, нежели их благополучные коллеги, свободные от финансовых проблем... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика